Псковская и новгородская губерния в годы первой мировой войны
на материалах Особого совещания по обороне государства август 1915 — декабрь 1917 г.
Первая мировая война, ставшая переломным этапом в истории человечества, носила исключительно разрушительный характер и потребовала величайшего напряжения материальных и духовных сил конфликтующих государств и в их числе России. Вступив в затяжную, изнурительную кампанию, невиданную ранее по своим масштабам, людским и материально-техническим потерям, Россия вынуждена была коренным образом перестроить экономику, осуществить мобилизацию ведущих отраслей народного хозяйства.
В годы войны основные функции регулирования экономической жизни страны перешли в компетенцию чрезвычайных регулирующих органов — четырех Особых совещаний военного времени во главе с министрами, созданных на основе соглашения правительства и фракций IV Государственной думы 17 августа 1915 п Особого совещания по обороне государства, Особых совещаний по продовольственному делу, топливу и перевозкам.
В отечественной историографии оценка деятельности Особых совещаний представляется недостаточно полной, что, по всей видимости, отражает степень изученности фактического материала и сравнительно ограниченное введение в научный оборот документации высших регулирующих органов. Между тем взвешенный подход к результатам их функционирования чрезвычайно важен для понимания курса правительственной политики в годы войны и причин активности оппозиционных сил.
Вставна путь военно-государственного регулирования экономики и в первую очередь промышленного производства, правительство вынужденно пошло на соглашение с буржуазной оппозицией в целях осуществления программы вооружения армии, осознав необходимость привлечения частной промышленности к решению оборонных задач. Эта цель определила присутствие, но ограниченное, представителей разных слоев буржуазии в составе четырех Особых совещаний, подчиненных исключительно верховной власти, то есть государю, а не правительству. В то же время мобилизация частной промышленности и привлечение представителей предпринимательских кругов к регулированию военной экономики открывали перед буржуазией реальные возможности продвижения по экономическим каналам к захвату политической власти.
Фактически создание системы Особых совещаний означало, что русским правительством был сделан еще один шаг, ускоривший эволюцию самодержавия в сторону буржуазной монархии и изменивший расстановку политических сил в стране.
Далеко не ординарное значение системы Особых совещаний определило исключительно насыщенное информационное содержание их документальных материалов, отличавшихся достоверностью и репрезентативностью. Источниковедческая оценка этих материалов дана в монографическом исследовании С.В.Воронковой, аналитической статье Л.Я.Сает, в трудах АЛСидорова, В.В.Журавлева, Л-Е-Шепелева1.
По наблюдениям Л.Я.Сает, в составе документального корпуса Особых совещаний наиболее полными по информативности и значительными по содержанию являются журналы заседаний представителей Особого совещания по обороне госу-
дарсгва — «распорядительный», «итоговый документ, вобравший в себя значительную подготовительную документацию…, непосредственно отражающий ход заседаний, а следовательно, всю работу Особого совещания по обороне в целом»2. Подобная оценка не исключает, разумеется, критического отношения к анализу и интерпретации содержания этого вида источников.
Местонахождением журналов Особого совещания по обороне государства является Российский государственный военно-исторический архив. Сотрудниками архива совместно с московскими историками — представителями научных и высших учебных заведений — в течение длительного времени проводилась кропотливая работа по выявлению, изучению, комментированию и подготовке к научной публикации этих содержательных источников. Журналы Особого совещания по обороне опубликованы в 1975 — 1980 годах в 13 выпусках и охватывают хронологический период с августа 1915 по декабрь 1917 г. Изданы также журналы заседаний действовавшего уже при советской власти Особого совещания по финансированию за декабрь 1917 — март 1918 годов.
Вопросы мобилизации промышленности, стоявшие в центре внимания Особого совещания по обороне государства, были теснейшим образом связаны с состоянием вооружения и материально-технического снабжения войск. Не имевшие крупных промышленных предприятий Псковская и Новгородская губернии привлекали внимание высшего регулирующего органа с точки зрения возможности перевода на военные рельсы местного кустарного и ремесленного производства. Именно мобилизация кустарных и ремесленных мастерских способна была обеспечить потребности действующей армии в разного рода интендантских поставках (предметы обмундирования воинских чинов, шанцевый инструмент, гвозди, подковы, сбруя, повозки и другое обозное оборудование, мешки и т. д.).
Мелкие производственные единицы, расположенные в том числе и в прифронтовых губерниях, оказывали посильную помощь в изготовлении отдельных частей некоторых видов вооружения. В начале августа 1915 г., в период действия Особого совещания, для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения (в литературе принято называть его «майским»), ставшего прямым предшественником Особого совещания по обороне государства, по предложению члена Государственной думы А. Д. Протопопова (с сентября 1916 г. — управляющего, а с декабря министра внутренних дел) рассматривался вопрос о целесообразности привлечения кустарей Новгородской, Костромской, Нижегородской и других губерний к изготовлению лож для ружей. Инициатива была встречена присутствовавшими на заседании Особого совещания представителями законодательных палат, министерств, торгово-промышленных кругов с пониманием и одобрением, вследствие чего было вынесено постановление о начале переговоров по этому вопросу Главного артиллерийского управления с Главным управлением землеустройства и земледелия3.
Архивные документы свидетельствуют о том, что в 1915-1916 годах в губерниях Северо-Запада была проведена широкая мобилизация ремесленного производства, причем в реализации правительственного постановления решающую роль играли Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов.
В январе 1916 г. решался частный, но немаловажный вопрос, связанный с армейским вооружением. По представлению действующей при Особом совещании по обороне Реквизиционной комиссии вынесено было постановление о реквизиции в пользу Главного артиллерийского управления гильз особого калибра у владельцев оружейных магазинов и складов в пределах Европейской России, в том числе в Новгородской и Псковской губерниях*.
ной мерой — продразверсткой министра земледелия А.А.Риттиха, осуществленной 2 декабря 1916 г. По условиям разверстки в течение 35 дней предполагалось собрать в пределах 31 губернии 772 млн. пуд. разного рода хлебов.
Однако план Риттиха не учитывал состояние наличных запасов зерновых в губерниях, что являлось необходимостью, ибо разверстка падала не только на производящие, но и на потребляющие губернии — Новгородскую, Костромскую, Вологодскую и др. Вполне естественно, что прежде всего для потребляющих губерний и без того испытывавших недостаток продовольствия, разверстка обернулась самыми негативными последствиями, не говоря уже о том, что предназначенная ей роль ударной экстраординарной меры оказалась недостижимой7.
К 1915-1917 гг. относится ряд материалов, касающихся положения северо-западных губерний в целом, правительственных распоряжений относительно состояния находившихся в них промышленных объектов, снабжения войск в прифронтовой полосе, в том числе в Псковской губернии, создания разного рода комиссий и пр. В одном из журналов речь шла об учреждении районной эвакуационной подкомиссии для обследования ряда местностей Петроградской и Новгородской губерний осенью 1917 г. и т. п.8
Следовательно, в журналах Особого совещания по обороне государства нашли отражение разные стороны положения губерний Северо-Запада, в том числе Псковской и Новгородской, в период войны, особенно во время экономического кризиса 1916-1917 гг.: вопросы мобилизации промышленности, транспортных перевозок, продовольственной разрухи и др. Даже краткий перечень отдельных проблем, приведенный в настоящем докладе, показывает, сколь важен этот вид источников для изучения экономического положения северо-западного региона в военные годы, сколь^важен он и для оценки роли, которую играл Северо-Запад в правительственной политике регулирования экономики.
https://import-sigaret.live купить импортные сигареты.
Страницы: 1 2