Псков в XYII веке.
Вв_идутаких указании и письменных сообщений, мечтой автора этих строк бы4о непременное посещение и обследование села Михалева—этого забытого уголка Пушкина, а также разыскание в Вышгородской библиотеке всех данных, относящихся к посещению П/шкиным этих мест, что автор смог осуществить вместе с небольшой экскурсией весной прошлого года, в связи с двумя Пушкин скради юбилеями, в особенности- fo юо-летним юбилеем -ссылки поэта в. с. Ми хайлЬвб«о#7-гдеЙ|1|ж^№ ?грОШ* „две гъда незаметных», в период котдрвд ваВДсан, между прочим, и знаменитый пролог к поэме „Руслан и Людмила*. К сожалению, никаких данных в Вышгородской ^библиотеке разыскать не удалось, 1ак как часть бибтаотеки, нужно сказать, богатой, пожертвованной Поповым, перевезена в город Поржов, а также и потому, что занимавшийся Пушкиным один любитель умер, а после смерти рукописи и библиотека его уничтожены бывшим в годы ревшшши пожаром.
В заключение нельзя не присоединиться к словам упомянутого автора письма в редакцию журнала, который, говоря о красотах этого уголка Пушкина, напоминающего почти Швейцарию, рекомендует, всем кому дорого имя поэта— земляка Пушкина любителям красот природы, а аакже обществу по изучению местного «грая, обратить на эюа уголок, обвеянный поэтическим вдохновением родного поэта, серьезное внимание.
Можно с уверенностью утверждать, что всякий, кто решиася посетить Э1и интересные и застуживающие во всех оаношенияч -внимания места, испытает лучшие переживаиия и настроения и вспомнит при этом гениального певца ^Русчана и Людмилы».
А Гладкий
1) Письмо к реда&цию U If Hetjioisa ся$бликов<Ш) мною в сообщении „Пушышсьяе меси в Пор-ховском уезде». (С»- .Литературный }гллокв 1923юда J&22) Существует, одваьо, мнение, высказанное автором статья „Псьовгкая г}<»ерния в поэаии lljnihHHa*, что зяамеиитый иролог создан Ишкшшм -во время ссыльи в с Михайловском, при чем начало нточога воспроизводит ирскавку Арицы Гот,аоновны— няни Пушкина «ааисанн}» в г1»цоы ьпдр Л siojj», j моря у Лукоморья стопт дуб, а на атом дубу золотые цепи, в по тем цепям ходен кот: вверх идет^-сьазки сьазывает вниз идет—иесин ноет», фаг гПознай Свой Край», сборниь Псковского Обществ! краеведения Вьш 1, 1924 г. стр 27) Но еечн автор высказанного шгае не отрицает что Пушкин был глубоким реалистом и часто списывал с натуры, то можно предположить, что \ 11}шьила кроме сьааьи Ш1ви, мог быть еще определенный об’еы для вдохновения, и таьщиоб вкточ возмолио посл\зкпл дуб „Яуьочорья» находившимся в с Михачеве
О красногородсш эстонцах.
(Этнографический очерк).
Настоящая статья является кратким изложением книги эстонского краеведа Оскара Калласа „Kraasnd Maazdhwas», изданной в. 1903 году в Гельсингфорсе финляндским Литературным Обществом. Книга эта—результат поездки Оскара Калласа в Красногородскую волость Оиочецкого уезда в 1901 году.
На месте было давно известно, что часть деревень Красного’родской/ волости была заселена каким то народом, но только не русскими^олее же точных сведений не имелось.,
С появлением названной книги загадка разъяснилась,—народ этот оказался переселенцами из Эстонии, говорившими до обрусения на верровском наречии.
I. Местожительство эстонцев и их численность
Эстонцы поселились вблизи пригорода Красного, главным образом, вдоль дороги, ведущей из гор. Опочки в гор. Красное, всего в 32 деревнях- К моменту исследования в, этих деревнях было 993 мужчин и 97^ женщин. Эстонцев чистой крови осталось очень мало, путем браков население смешалось,с русскими, а часть эстонцев выселилась в другие деревни, мужчины в качестве примаков, а женщины при выходе замуж.