Поиск по сайту

Псков в Российской и Европейской истории

(к 1100-летию первого летописного упоминания)
Ответственный редактор В.В. Седов, академик РАН
Редакционная коллегия:
В.В. Седов (председатель), В.И. Грибанов, В.В. Емельянова,
В.Н. Лещиков (сопредседатели), С.А. Биговчий, Н.В. Большакова, Л.Д. Васильева,
O.K. Волочкова, В.В. Воробьев, И.Н. Ермолаев, Е.П. Иванов, И.О. Колосова,
Э.В. Королева, Л.Я. Костючук, В.И. Охотникова, З.А. Тимошенкова,
А.В. Филимонов, СВ. Щербаков
П86   Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция: В 2 т. Т. 1 / Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2003. — 403 с.: ил.

В.В. Седов

СТАНОВЛЕНИЕ ПСКОВА
До середины I тыс. н.э. обширные пространства лесной зоны Восточной Европы от побережья Финского и Рижского заливов на западе до Северного и Среднего Урала на востоке заселяли племена финской языковой группы, представленные несколькими археологическими культурами, в частности в Псковской земле одной из культур сетчатой керамики. Значительную роль в экономике финских племен играли присваивающие формы хозяйственной деятельности. Юго-западными соседями финноязычных племен были балты, заселявшие области от юго-восточных берегов Балтики до верхнего течения Оки и представленные также несколькими археологическими культурами раннего железного века. Культурное развитие племен финского и балтского этносов протекало относительно спокойно, в замедленном темпе. Общественная жизнь этого населения была глубоко патриархальной.
Совершенно иным в первой половине I тыс. н.э. был культурный облик населения Средней Европы и Северного Причерноморья, территории которых вплотную примыкали к Римской империи. Здесь при активном воздействии римской цивилизации сложились и бурно развивались провинциально-римские культуры — пшеворская и чер-няховская. Они самым существенным образом отличались от синхронных культур финского и балтского населения Восточной Европы. Это проявляется ярко и отчетливо в металлургии и кузнечном деле, гончарном производстве, ювелирных ремеслах, строительном деле, вооружении и быту. В провинциально-римском ареале функционировали крупные производственные центры, специализировавшиеся по обработке железа, изготовлению гончарной керамики, ювелирных изделий, продукция которых широко распространялась по всему провинциально-римскому ареалу. Населением его культур был освоен и глубоко вошел в жизнь целый комплекс вещей, с которыми не были знакомы обитатели лесной полосы Восточно-Европейской равнины. Первые четыре столетия нашей эры в Средней Европе были весьма благоприятны в климатическом отношении, в частности для сельскохозяйственной деятельности, которая была основой экономики как славянского, так и германского населения. Благодаря расцвету ремесленного производства активно совершенствовались орудия земледелия. Развитие экономики вело к демографическим сдвигам. Археология фиксирует значительный рост числа поселений, заметно увеличивается численность населения. В обществе наблюдается социальное расслоение, зарождается военно-дружинное сословие, складывается строй военной демократии, а в ряде мест и ранняя государственность1.
В 70-х годах IV в. развитие провинциальноримских культур прекращается. В результате нашествия огромной воинственной волны кочевников — гуннов — многие поселения были сожжены или разрушены, жители их или погибли, или были полонены, или разбежались по лесам, производственные центры лежали в руинах. Наступило время великого переселения народов. Ситуация еще более усугубилась в результате ухудшения климата. В конце IV в. в Европе наступает резкое похолодание, заметно повышается увлажненность почвы, повышаются уровни рек и озер, плодородные поймы рек покрылись водой или аллювиальными отложениями, поднимаются грунтовые воды, разрастаются болота. Многие поселения оказались затопленными или подтопленными, значительные участки пашен выведены из сельскохозяйственного оборота. Хорошо известно, что сильные наводнения в Ютландии и смежных землях Германии вынудили англов, саксов, ютов и тевтонов переселиться в другие земли.
В Среднем Повисленье выявлено свыше 750 поселений и могильников римского времени и почти все они. были покинуты в конце IV — первой половине V в. Археологически устанавливаются и регионы миграции этого населения — по возвышенно-озерной гряде, сложившейся в период последнего оледенения, население Повисленья продвинулось на северо-восток и осело на широких пространствах лесной полосы Восточно-Европейской равнины. Свидетельствами этой крупной миграции являются многочисленные вещевые находки среднеевропейского провинциально-римского происхождения, неизвестные в этих землях ранее, зафиксированные в более чем 100 памятниках эпохи переселения народов. К таковым принадлежат железные шпоры и удила, бритвы и пластинчатые кресала, В-образные рифленые пряжки, пельтовидные привески в стиле Сесдал, ювелирные и туалетные пинцеты, железные втульчатые наконечники копий с пером пламевидных очертаний, двушипные втульчатые наконечники копий или дротиков, боевые топоры, характерные для вооружения «среднеевропейских варваров» позднеримского времени, и др. Вместе с этими предметами на той же территории Восточно-Европейской равнины получают распространение железные серпы до этого неизвестных здесь форм, каменные жернова, а также культуры ржи и овса2.
Это — первый этап славянского освоения лесных земель Восточной Европы. Среднеевропейские переселенцы, как и само население провинциально-римского ареала, были, нужно полагать, неоднородны в этническом отношении, но земледельческое ядро их составляли славяне. Определение основной массы пшеворского населения как славянского находит надежное подтверждение в данных лингвистики и в свидетельствах античных авторов.
Одним из таковых являются лексические славизмы, фиксируемые в древнеанглийском языке, основу которого, как известно, составили диалекты англов, саксов и ютов3. Не подлежит сомнению, что в римский период эти западно-германские племена проживали в Ютландии и в смежных землях материковой Европы, в конце IV — начале V в. переселились на Британские острова. Очевидно, что в III—IV вв. саксы и англы междуречья Одера и Эльбы непосредственно соприкасались со славянами, западным пределом ареала которых был бассейн Одера. В древнеанглийском имелся и этноним венеды.
Данные языкознания достаточно определенно свидетельствуют также о^уштель-ном соседстве славян с западными балтами, которые твердо локализуются по соседству с ареалом пшеворской культуры — от нижней Вислы и Мазурского Поозерья до Венты4. С летто-литовскими племенами, заселявшими более восточные области Восточно-Европейской равнины, славяне встретились не ранее V-VI вв.
В «Географическом руководстве» третьей четверти II в. н.э. греческий географ и астроном Птолемей называет венедов среди «больших народов» Европейской Сарматии и определенно связывает их с бассейном Вислы. Восточными соседями их были галинды и судины — западно-балтские племена, проживавшие в междуречье Вислы и Немана5. О том, что венеды античных авторов были славянами, достаточно определенно говорит Иордан — историк середины VI в., использовавший в своем труде рукописи более ранних сочинений6. Германское Wenden — славяне, как и в том же значении подобные западно-финские этнонимы, — сохранилось за славянами до настоящего времени.
Местное население в процессе миграции среднеевропейцев в основной массе не покинуло мест своего обитания. Однако в областях оседания среднеевропейских переселенцев культура раннего железного века прекратила свое развитие. Складываются не совместимые с прежними культурные новообразованиями. В обширной области, включающей бассейны озер Псковского и Ильменя, формируется культура псковских длинных курганов, носители которой отождествляются с кривичами. При этом не отрицается наличия в их среде и местных финнов и балтов, увлеченных сюда миграционными пото-
ками среднеевропейцев. Все это население включилось в единый этногенетический процесс, завершившийся становлением древнерусской (восточно-славянской) народности.
Наиболее характерными памятниками этой культуры являются расположенные более или менее крупными группами-могильниками валообразные насыпи — коллективные усыпальницы, заключающие по несколько десятков погребений по обряду тру-посожжения, совершавшемуся на стороне. Поселения исследованы пока слабо. Это были открытые селища, основным занятием обитателей которых было земледелие и скотоводство при подсобной роли охоты, рыбной ловле и собирательства. Датируется культура псковских длинных курганов V-IX вв.7

Страницы: 1 2 3 4 5

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Памятники правого и левого берега.
  • Когда возник Псков?
  • Славянская колонизация
  • Археологическое наследие и проблемы истории Пскова
  • Интересное