Поиск по сайту

Псков в преддверии нового времени

В течение XVII в., несмотря на войны и трудности во взаимоотношениях России и прибалтийских и скандинавских стран, интерес иностранцев к Пскову с его процветающей экономикой, широким и обильным рынком, богатой сельскохозяйственной областью резко возрос. Через город на р. Великой шла одна из основных сухопутных дорог в Москву. Она связывала столицу с Дерптом, Ригой и более далекими местами. В Пскове наряду с купцами во все большем числе появлялись иностранные дипломаты, наемные мастера, военные. Они проявляли растущий интерес к крупнейшему западно-русскому городу, его устройству, управлению, хозяйству, постройкам. К первой половине XVI в. относятся первые последовательные сообщения иностранных писателей о Пскове и его земле. Эти люди сами не были в городе, они писали по рассказам очевидцев, запискам послов и даже расспросам пленных. Подчас они использовали информацию русских бояр, князей, приказных и служилых людей. С течением времени записи иностранцев о Пскове становились все более подробными, что связано с тем, что некоторые из них сами видели город, жили и торговали в нем, проезжали по посольским делам в Москву, наконец, находились в составе неприятельских армий, штурмовавших этот центр на р. Великой.
Первое для XVI в. развернутое известие о Пскове приведено в «Трактате о двух Сарматиях», опубликованном в 1517 г. ректором Краковского университета М. Мехов-ским15. Псков назван замечательным городом, окруженным каменной стеной, правда, меньшим, чем Новгород. В противоречии с реальной действительностью Псков и Новгород помещены в разделе о великом княжестве Литовском16. Словно поясняя это невероятное обстоятельство, Меховский указывает, что все жители города русские, длинноволосы, бородаты, носят немецкую одежду. Важно замечание автора о том, что «земля Псковская имеет тридцать каменных замков по направлению к Ливонии, каких нет ни в Московии, ни в Литве»17. Эти слова, хотя число крепостей и преувеличено, верно отражают защищенность Псковской области и распространенные об этом представления. Действительно, уже в XIV-XV вв. «ее граница с владениями Ордена и с Литвой была прикрыта таким количеством первоклассных укреплений, какого не имело никакое другое русское княжество, за исключением, может быть, Москвы»18. Состав областных укреплений установился в XIV в. По списку русских городов дальних и ближних (завершенном в 1395-1396 гг.) их было 919. Сюда следует добавить не упомянутые в списке Гдов и Себеж. В XV в. построены Опочка, Выбор, Володимерец, Вышгород, Красный городок, Кобыла, но они частью заменили собой устаревшие соседние укрепления20. В1510 г. в Псковской земле значилось 10 пригородов и 2 городища — по два на каждый конец города21. Из 12 крепостей, существовавших в XV — начале XVI в., лишь четыре — Гдов, Остров, Изборск и Велье — были каменными. Правда, эти города закрывали важнейшие пути, подходившие к Пскову с юга, запада и севера, и, возможно, создавали впечатление сплошной каменной защищенности всей области.
Сведения Меховского повторил С. Мюнстер в его Космографии (1544) и в близкой версии привел в письме папе Клименту VII о делах Московии Альберт Кампензе (1525)22. В 1525 г. венский епископ Иоанн Фабр в донесении Фердинанду Чешскому о нравах и обычаях московитян, основанном на рассказах послов в Вене И.И. Ярославского-Засе-кина и СБ. Тимофеева, упомянул Псков среди якобы равновеликих с Москвой мест и отметил, что первый укреплен «лучше других городов, окружен тремя стенами»23. Утверждения о трех или даже четырех стенах, опоясывавших Псков, иногда повторялись в
сочинениях более позднего времени. Против этой неточности возразил в своем объективном и в целом доброжелательном труде о средневековой России С. Герберштейн. Автор, как известно, был в Московии в 1517 и 1526 гг., а его произведение впервые увидело свет в 1549 г. Перечисляя города России, Герберштейн коснулся и Пскова, его местоположения вблизи Псковского озера, омывающих рек. Он писал, что «город Псков один только во всем владении Московского государя окружен стеною и разделен на четыре части, каждая из которых заключена в своих стенах. Это обстоятельство подало некоторым повод к ошибочному утверждению будто он окружен четвертою стеной»24.1ёрбер-штейн первый из иностранных наблюдателей верно сообщает о системе псковских укреплении, состоящих из 4-х крупных укрепленных частей. В этом отношении город на р. Великой действительно был в то время едва ли ни единственным во всей России. Сведения австрийского дипломата определенным образом по^твсрж;;анл: существование законченных в основном, как упоминалось, к первой половине XVI в. сплошь каменных городских оборонительных линий. Далее Герберштейн описал покорение Пскова московским царем и отметил общительные, даже утонченные нравы псковичей, позже испорченных «московитским» влиянием, далее упомянул о честности горожан в торговле и даже о том, что они имеют пробор на голове на польский манер. Впервые указаны измеренные в милях дороги, связывавшие город на р. Великой с Новгородом (36 миль — 215 в. — эта последняя цифра здесь и далее дана по Е. Замысловскому), Ивангородом (40 миль — 208 в.), Великими Луками (40 миль — 259 в.), Ригой (60 миль — 331 в.). «Через этот город лежит путь из Москвы и Новгорода в Ригу — столицу Ливонии» м. Пути, связывавшего Новгород и Псков с Ригой, коснулся также и итальянец Павел Иовий в изданной в 1525 г. «Книге о посольстве Василия Великого государя московского папе Клименту VII». «Путь этот, — писал Иовий (воспользовавшийся многими сведениями толмача Димитрия Герасимова), — считается в значительной степени удобнее других, так как (на этом пути) часто встречаются селения»26.
Опубликованные в 1517-1549 гт. справки о Пскове, его местоположении, дорогах, оборонительных сооружениях, разделении на укрепленные части, наконец, нравах горожан при всей их непритязательности и краткости как бы заново открывали город читателям своего времени и явились путеводными для многих западных путешественников, стремившихся в далекую, неизведанную Московию.
Репутация Пскова как одного из лучших и хорошо укрепленных городов России27 сохранилась и расширилась во второй половине XVI в. Тогда в город на р. Великой стало приезжать все больше иностранцев, некоторые из которых стали записывать свои личные впечатления. В этом отношении привлекает внимание первое известное нам детальное сообщение очевидца, побывавшего в 1578 г. в Пскове датского посланника Якова Ульфельдта. Рукопись путевого дневника Ульфельдта была издана уже после смерти автора28 в 1608 г. во Франкфурте29. На русский язык это латиноязычное сочинение переведено еще в XVIII в. Е. Барсов обнаружил и опубликовал в 1883 г. этот перевод30, но по своей неточности и искажениям текст вызвал критические замечания и не удовлетворил исследователей31. Изложение путешествия датчан в 1578 г. с привлечением архивных документов выполнено Ю. Щербачевым32. В 2002 г. появилось долгожданное полное научное издание текста источника. Для этого был привлечен оригинал «Путешествия», обнаруженный в Датском королевском архиве33. В настоящей работе отрывок дневника Ульфельдта о Пскове представляется по опубликованному переводу Л.Н. Годовиковой с уточнениями латинистов А.И. Зайцева и Д.А. Дрбоглава. Предпошлем этому отрывку несколько замечаний.
Член Королевского совета Я. Ульфельдт был направлен в составе посольства из 106 человек к Ивану IV для переговоров о заключении «вечного мира» и о датских
владениях в юго-восточной Прибалтике. 24 июня 1578 г. посольство, выехав из Юрьева, в три перехода достигло Пскова По пути гости оказались в Изборске, где любопытного посланника не пустили в монастырскую церковь, а только отворили дверь. На псковском посаде приезжие прожили три дня и 28 июня отправились дальше к Новгороду.
Основанное на расспросах и собственных наблюдениях описание Ульфельдта представляет Псков полным света, почти праздничным, сверкающим белыми кровлями колоколен и храмов. Приведено наименование основных товаров местного рынка и указано число монастырей и церквей. Вот что пишет датский посланник о городе на р. Великой.
«Этот город расположен на равнине и окружен стенами, башнями и рвами. Отсюда плавают по реке Нарве 34, протекающей вдоль города и впадающей в озеро Пебс (Чудское). Здесь изобилие воска, льна, пеньки. Для этих товаров в том месте определен, кажется, богатейший рынок. Город, по свидетельству тех, кто утверждает, что им известно точное число, украшают 300 церквей и 150 монастырей. Почти все они построены из камня, нарядны и придают городу величайший блеск, так как украшены башнями, покрытыми белым железом»35.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Ольгинской часовне в Пскове исполнилось 15 лет
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Интересное