Поиск по сайту

Псков и Москва на пути к объединению

Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних — в 1510г., но связи между Псковом и Москвой сложились гораздо раньше.
Сближение Пскова с Москвой было вызвано экономическими и политическими обстоятельствами того времени. Между двумя государствами развивалась торговля и происходил обмен мастерами-специалистами. Более важной причиной сближения была политическая заинтересованность обоих государств в союзе. Московские князья вели упорную борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе им было выгодно иметь Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским Орденом и Литвой.
С середины XV в. в обращениях псковского веча к московским князьям стала употребляться формула «вотчина великого князя, псковичи, добровольные люди». Эта формула довольно точно определяла отношения между Псковом и Москвой на их новом этапе. Вотчиной называлось наследственное владение князя или боярина. Московские князья пытались превратить Псков в свою вотчину. Псковичи не возражали, чтобы называться вотчиной великих князей, но неизменно подчеркивали, что они «добровольные люди», что подчиняются они по своей воле и могут, если захотят, выйти из подчинения.
Однако после войны 1456 г. зависимость Пскова от Москвы стала быстро расти.
В области внешней политики к концу XV в. Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его войнах с Литвой и Ливонским Орденом, то теперь войны вело Московское княжество, а псковичи посылали свои полки в войско великого князя. Мирные договоры заключал теперь великий князь на тех условиях, которые были выгодны ему.
К началу XVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова. Приехав в Псков, он осуществил решительные меры, обеспечившие внешнее управление городом. Была выселена вся социальная верхушка — бояре с посадниками, купцы, которым пожаловали поместья в других областях, поставив в полную зависимость от воли великого князя. Создан новый аппарат управления, включавший двух наместников, двух дьяков, наместников в пригородах, по 12 старост московских и псковских. Великий князь стал собственником всех псковских земель. Он раздавал конфискованные вотчины своим служилым людям, превратив их в псковских помещиков.
Присоединение Пскова и вслед за ним Рязани к Москве завершило формирование единого национального русского государства. Уже современники понимали историческое значение происшедшего. Филофей, старец Елеазарова монастыря под Псковом, поддерживал идею великой и единой Руси с центром в Москве, опирающейся на сильную и богатую православную церковь — концеп-
ция «Москва — третий Рим». Другие идеологи, не отрицая значения случившегося, опасались чрезмерного московского самовластия. Игумен Печерского монастыря, преподобный Корнилий, и его сподвижники рассматривали присоединение к Москве как насилие. В псковском летописном своде они сознательно сокращали и опускали известия о совместных действиях псковичей и Москвы.
Но время показало иное. Система поместного землевладения, широкие связи с другими областями Руси, приток новых людей и свежих идей вызвали общий подъем торговли, ремесла, строительства. Достигли расцвета псковские школы зодчества, живописи, прикладного искусства. Славившиеся на всю Россию псковские мастера каменного дела были приглашены в Москву для строительства на Красной площади Храма Василия Блаженного. Ими же были возведены крепость и несколько церквей в Казани и других городах.
Активно велось крепостное строительство. В XVI в. была закончена перестройка в камне Окольного города. Псков стал крупнейшей крепостью Руси, защищенный 4 поясами каменных стен и 39 боевыми башнями.
Аппарат гражданской и церковной власти требовал размещения. Было начато строительство крупных комплексов общественных сооружений. В 1589 году была учреждена самостоятельная псковская епархия, отменившая выборные, соборные принципы управления церковными делами. Символом ее стал Владычный двор, разместившийся в Псковском Кремле (Кроме), на месте бывшей вечевой площади.
С XVI в. за счет царских пожалований, завещаний светских землевладельцев, других даров и вкладов владения крупных церквей и монастырей приобретают характер огромных вотчин. Церковь со-
средоточила в своих руках почти половину псковского земельного фонда.
Земные дела и судьбы Пскова всецело были в руках царя и его служилых людей. По мере возникновения и развития приказной системы управления страной возрастала роль бюрократического аппарата. Все гражданское и военное управление Псковом было сосредоточено в руках воевод. Ввиду большого военно-административного значения Пскова сюда нередко назначали двух воевод и меняли их каждые 3-5 лет. В помощь воеводам назначались «товарищи»-дьяки, выполнявшие конкретную работу и негласно доносившие на своих начальников. Среди псковских воевод были заметные деятели русской истории: И.П. Шуйский, А.Л. Ордин-Нащокин, Б.П. Шереметьев, П.М. Апраксин, И.С. Салтыков, К.А. Нарышкин, И.И. Головин.
После 1510 года псковский торг был перенесен в Окольный город, на пустыри и огороды Полонища. Писцовая книга 1585-1587 годов содержит его подробное описание, перечисляет 1687 участников торга, плативших оброк. Среди них преуспевающие купцы, посадские люди, стрельцы и пушкари, крестьяне, духовенство, жители псковского уезда и иногородние. Торг насчитывал около 1700 торговых помещений и делился почти на 40 рядов. Преобладали ремесленные ряды: иконный, серебряный, рукавичный, щепетинный, котельный, ведерный, колпачный, несколько сапожных, хлебных. Многие лавки были одновременно ремесленными мастерскими. Ремесленникам принадлежало более половины всех оброчных предприятий. Псковское ремесло достигало высокого уровня специализации. Торговцам принадлежали лавки неремесленных рядов: суконного, соляного, кузнецкого, ветошного, медового, льняного, несколь-
ко мясных. Торговцев было раза в 3-4 меньше, чем ремесленников.
В XVI — начале XVII веков купцы нового типа — оборотистые предприниматели и воротилы, помимо лавок и амбаров, сбора пошлин с денежного и гостиных дворов, имея даже свои предприятия, ведут активные операции по транзитной торговле русскими товарами через Псков в Европу, не брезгуют ростовщичеством и контрабандой. Состояние крупнейших купцов — Поган-киных, Русиновых, Меньшиковых и других — росло очень быстро.
Помимо псковского торга, крупными сооружениями общественного характера в Окольном городе были гостиные дворы с десятками амбаров, Денежный, Таможенный, Кружечный дворы. В XVI — XVII веках постепенно изменялся облик массовой дворовой застройки.
Но, несмотря на кардинальные изменения в жизни псковичей после присоединения Псковской вечевой республики к Москве, вплоть до настоящего времени не забыты традиции вечевой политической культуры Пскова.

В.В. Гусельникова М.А. Яковцев

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Псковское вече
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • Политическая педагогика, введение.
  • Интересное