Поиск по сайту

Противостояние Пскова и Новгорода во времена смуты

В период Смуты, по мере того как движение Лжедмитрия II охватило значительную территорию, северо-запад России оказался зоной серьезных конфликтов, вызванных расколом общества. В Пскове в 1606 г. ситуация обострилась в связи с тем, что Василий Шуйский, не имея денег для оказания сопротивления Болотникову, попытался взять заем с псковских гостей. Гости организовали принудительный сбор средств. В городе началось восстание1. Инициаторами последнего, как показал И.О. Тюменцев, стали местные дворяне, заодно с которыми действовали холопы. На борьбу также поднялись служилые люди по прибору. Обстановка в городе особенно накалилась, когда к нему в 1608 г. подошли войска самозванца, которому целовали крест псковские пригороды2.
В то же время в 1608 г. в Новгород по указу Василия Шуйского прибыл назначенный туда воеводой князь М.В. Скопин-Шуйский с целью организовать сопротивление Лжедмитрию II. Скопин начал переговоры со шведами о предоставлении России войск для борьбы с самозванцем. Скопину-Шуйскому предстояло заставить Псков подчиниться царю. Выступление новгородцев положило начало противостоянию Пскова и Новгорода.
Рассказать об этом противостоянии и является задачей настоящего доклада.
Узнав о готовящемся прибытии шведских наемников, псковские дети боярские и купцы обратились к Скопину с просьбой о помощи. Тушинцы, стоявшие на подступах к городу, стали распространять слух, что пришедшие с новгородцами «немцы» намерены занять город. Тушинскому воеводе Ф.М. Плещееву открыли ворота. Городские низы организовали принесение присяги самозванцу. Однако власть Лжедмитрия II в Пскове носила ограниченный характер3.
Тем временем в феврале 1609 г. Скопин заключил Выборгский договор со шведами о предоставлении России войск. При этом навязывавший стране помощь шведский король Карл IX надеялся овладеть Псковом и Новгородом и в случае падения режима Василия Шуйского использовать их как плацдарм для борьбы с Польшей. С приходом в Новгород из Швеции в 1609 г. войск под командованием Я. Делагарди в городе сформировалась включившая в свой состав сторонников Скопина прошведская группировка.
Весной 1609 г. псковские дворяне попытались подготовить переворот в пользу Василия Шуйского, опять обратившись в Новгород с просьбой оказать поддержку. В мае 1609 г. Скопин послал из Новгорода в Псков атамана Т. Шарова с казаками, псковскими и новгородскими детьми боярскими и, как указывалось в псковских летописях, «немцами». Вопрос об участии в походе шведов остается открытым. Возможно, реально все наемные войска вместе со Скопиным выступили к Москве, а к Пскову пошли дворяне и казаки. Во всяком случае, шведский хронист Видекинд не сообщает о том, что шведы ходили к Пскову. Повстанцы обратились за помощью к воевавшему на стороне тушин-цев литовскому гетману Я.-К. Ходкевичу. Тушинцы смогли напугать псковичей известием о приближении шведов. Подошедшие к городу польские войска заставили новгородцев отступить. Тушинцы вступили в город, где они развязали массовый террор. Партия приверженцев Василия Шуйского практически была разгромлена4. В то же время поведение вступивших в Псков тушинцев, которые разграбили городскую казну и предавались пьяному разгулу, по свидетельству Псковской второй летописи, вызвало возмущение псковичей5. Лжедмитрию II опять, судя по всему, не удалось окончательно утвердиться в Пскове.
После этих событий, по свидетельству Псковской первой летописи, «часто приходили Новгородцы с Немцами и с казаками, и дети боярские Новгородцкие и Псковские, и Тотарове, и стрелцы, и многие битвы быша»6.
Та же летопись содержит известия о походе новгородцев к лежавшим в сфере шведских интересов Яму и Копорью — новгородским пригородам, которые присягнули Лжедмитрию II. Так как псковичи видели основного врага в лице новгородцев и шведов, то на выручку туда послали из Пскова три станицы казаков.
Между тем восстание в Пскове продолжалось. В августе 1609 г., казалось, псковские посадские люди были близки к тому, чтобы одержать верх, стрельцы повели на казнь псковского гостя Алексея Хозина. Тем не менее дети боярские добились победы, «насажали полату мелких людей полну». «Новгородцы с немцами соединилис заодно» и вновь выступили в поддержку псковских дворян. В октябре против Пскова из Новгорода ходил князь И. Мещерский. Столкновения не произошло7. Псков по-прежнему являлся в глазах новгородцев мятежным городом, создающим угрозу существованию Новгороду. Против Пскова предстояло вести борьбу.
Враждебные отношения Пскова и Новгорода оставались неизменными и после того, как в Москве 17 августа 1610 г. был заключен договор с Польшей о возведении на российский престол польского королевича Владислава и к власти пришла «Семибоярщина» (в это время шведы не покидали Новгородскую землю, ставшую зоной столкновений польских и шведских войск; новгородцам фактически предстояло выбирать между поляками и казаками, с одной стороны, и шведами — с другой). Псковские войска, летом 1609 г. отправленные к Яму и Копорью, «там будучи, немец побивали и обогате-ша многими побоишами, и быша там два годы», т.е. до лета 1611г.8
Между тем северо-запад России был втянут в сферу деятельности подмосковного ополчения. Новгородцы получили в феврале-марте 1611г. послание патриарха Гермо-гена, от имени которого рассылал грамоты с призывом подняться на борьбу против поляков предводитель подмосковного ополчения П. Ляпунов. Новгородцы с благословения новгородского митрополита Исидора целовали крест, что будут биться с поляками и Литвой, и писали, что направили грамоты в разные города, в том числе в Псков. Псков отказался принести присягу Владиславу. Как свидетельствует Первая псковская летопись, новгородцы подошли к Пскову, но в город их не пустили. Псковские лучшие люди хотели перейти на сторону новгородцев, но испугались стрельцов и меньших людей. Низы одержали верх, добились того, чтобы в Пскове «жили по старому вместе, и к Новугороду креста не целовати». Часть псковичей, скорее всего псковские дети боярские, перешла на сторону новгородцев и «немцев»9. В апреле псковичи обращались к подмосковному ополчению с просьбой защитить их от новгородцев и «немцев». 4 июля в город вернулись челобитчики с грамотой от П. Ляпунова и вместе с ним возглавлявшего ополчение И. Заруцкого (сохранившееся об этом летописное свидетельство ничего не говорит о содержании документа)10. Таким образом Псков заявил о том, что находится во враждебных отношениях с Новгородом. Тем не менее оба города апеллировали к подмосковному ополчению. Существенным моментом являлось то, что ополчение было неоднородным по своему составу и включало как казаков, чьи интересы оказывал ись созвучны интересам псковских повстанцев, так и дворян, которые скорее были склонны к ориентации на шведов, — именно в подмосковном ополчении летом 1610 г. зародилась впоследствии подхваченная новгородцами идея избрать шведского королевича на русский престол. Практически противоречия, разделявшие Псков и Новгород, были теми же противоречиями, которые возникли внутри подмосковного ополчения.
В то же время на северо-западе России существенную угрозу представлял объявившийся под Ивангородом в марте 1611 г. Лжедмитрий III — очередной самозванец, «вор» Матюшка. Его появление было обусловлено разложением лагеря Лжедмитрия II, присутствием на территории Новгородской земли шведов, угрозой, которую они создали Пскову. Жители пятин еще раз оказались перед проблемой выбора — пристать к «вору» или пытаться, опираясь на неведомо какие силы, противостоять ему (притом что дети боярские опять же могли делать ставку на шведов). На сторону самозванца перешли направленные против шведов к Яму и Копорью подчинившиеся ему псковские войска. 8 июля Матюшка отправился к Пскову. После длительных совещаний жители Пскова отказались его пустить.
Однако события в районе Новгорода развивались своим чередом. Шведские войска создали угрозу Новгороду. Как сообщал шведский хронист М. Шаум, жители города просили Делагарди идти к Пскову против «бунтовщиков» или к Ивангороду, Яму, Копорью против Лжедмитрия III. Новгородцы с целью избежать мародерства брали на себя оплату войска. Шаум высказал предположение, что они надеялись, что, «водя
таким образом от одной крепости к другой» до зимы, заставить шведов покинуть Россию с «пустыми» руками». Но в то же время новгородцы по-прежнему видели в лице псковских повстанцев и сторонников самозванца своих врагов11.

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Жителей Пскова приглашают на бесплатную вакцинацию против Гепатита B
  • А кто управлял Псковом?
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • Интересное