Проблемы политической педагогики
Утверждая и обосновывая необходимость становления, исследования и развития политической педагогики как отрасли или самостоятельной научной дисциплины, исходя из потребностей общественного развития, нельзя не видеть тех больших возможностей всестороннего и глубокого изучения данной проблемы на основе
имеющихся наработок ученых, критического осмысления опыта формирования политической личности. Все это нашло достаточно широкое освещение, хотя и не привело еще к выделению политической педагогики, к формированию и исследованию данной проблемы как самостоятельной среды политических знаний.
Ранее упоминалось о том, в каком значении немецкий ученый М. Хеттах использовал термин «политическая педагогика». Но поскольку речь идет о педагогике, то вполне естественно, что здесь появляется необходимость охвата огромного количества научных работ, освещающих вопросы собственно самой педагогики в плане воздействия ее на человека, приемы, методы этого воздействия, подходы и т. д. Поскольку мы говорим об исследовании проблем политической педагогики, то есть формировании в личности политических аспектов, сторон, а не вообще личности как таковой и других ее аспектов, хотя ни в коей мере не подразумеваем здесь разрыва этих связей, а утверждаем необходимость их гармоничного единства, мы знаем, что есть работы политологов, социологов, ученых других социально-гуманитарных дисциплин, в которых серьезно исследуются вопросы формирования политической личности. Их перечисление не представляется возможным, можно подвергнуться и упрекам в каких-то личных научных пристрастиях, ибо даже порой одна небольшая статья имеет не меньший вес, чем солидное исследование. Чтобы не оказаться голословным, в конце данной работы «Политическая педагогика. Подходы к изучению проблемы» привожу лишь некоторые труды российских и зарубежных ученых, на которые ссылаюсь, были тщательным образом изучены, а также сборники этих трудов, пособия и учебники.
Одним из аргументов в пользу политической педагогики может служить её сопоставление с социальной
педагогикой. О последней писал в одной из своих статей такой авторитет, как П. Сорокин. Судя по имеющимся, хотя и редким публикациям, в социальной педагогике рассматриваются проблемы социального наследования и социализации вне рамок образовательных институтов. (Мудрин А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: 1997.) Предпринимаются попытки чтения спецкурса по данной проблематике (социологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова). Во всяком случае понятие «социальная педагогика» в общественно-политической литературе и социальной публицистике используется и как будто сомнений не вызывает.
Убедительный аргумент в пользу не только социальной, но и политической педагогики даёт статья известного литературного критика А. Михайлова под названием «Социальная педагогика «Жизни Клима Самги-на». Имеется в виду 4-томное повествование М. Горького, охватывающее 40 лет жизни России, и роль в ней интеллигенции до 1917 года. Анализируя произведение писателя в аспекте социальной педагогики, автор не разграничивает социальные и политические её аспекты. Но, как показывает содержание статьи, речь в ней идёт именно о политике, и названа она могла бы быть скорее политической, нежели социальной педагогикой. Статья А. Михайлова привлекает не только необычным названием, но и сопоставлением прошлого с настоящим. Она может служить примером критико-аналити-ческого подхода к действительности в аспекте политической педагогики и её уроков.
Вот один из примеров: «Если лексически и стилистически обозреть политическую риторику наших дней, -пишет А. Михайлов, — то окажется, что нового в ней — только англоязычные заимствования. Остальное — перелицов-
ка старого. Даже знаменитый разбойный призыв «раздавить гадину», прозвучавший в 1993 г., уже был использован социал-демократической печатью: «Последним пинком раздавить гадину!» В ряду поражающих похожестей и реплика из буйствующей толпы: «обалдела Москва…», -живо напоминающая прозвучавшую на всю страну: «одурела Россия». Но дело, конечно, не в цитатах, а в конформизме определенной части интеллигенции, умело меняющей свои политические ориентации! «Усвоить бы нам, -пишет далее автор статьи, — одну простейшую истину, высказанную гулякой и циником купцом Мотовым, не зная зачем помогавшим революционерам: «А разрушать имеет право только тот, кто знает, как надобно строить, и умеет построить». (Михайлов А. Социальная педагогика «Жизни Клима Самгина » или «История головокружительных прыжков русской интеллигенции».) Нам надо понять и следовать бы этой простейшей истине.
Возникает вопрос, почему автор назвал свою статью педагогикой. Ответ на этот вопрос будет и ответом на вопрос о политической педагогике как науке о политической социализации, о том, как люди ведут себя на политической арене и почему они ведут себя так, а не иначе.
Политическая педагогика может и должна учить честному, критико-аналитическому, а не конъюнктурно-идеологическому подходу к политической жизни. Разумеется, эту свою задачу политическая педагогика должна решать на широком фронте, включающем образовательные системы. Но к последним она не сводится. Поле политической педагогики должно включать всё то, что прямо или косвенно формирует политическую культуру личности, социализированность которой предполагает её деятельность в качестве субъекта общественных отношений в смысле известных слов А. С. Пушкина: «Самостоянье человека — залог величия его».
Определяя правомерность и необходимость становления и развития политической педагогики как отрасли политической науки, новой научной дисциплины, самостоятельной отрасли знаний, необходимо отметить и то, что она должна вобрать в себя все лучшее достигнутое, наработанное не только в педагогике. Политическая педагогика потому и политическая, что весь ее инструментарий должен быть направлен на постижение, усвоение, выработку норм поведения и поступков человеком не вообще, а именно политической, как относительно самостоятельной и специфической сферы жизни общества.
Конечно, не надо идеализировать и абсолютизировать роль политической педагогики в формировании политической личности, так как сама политическая сфера, социокультурная среда оказывает самое прямое воздействие на системы обучения, образования, воспитания и социализацию как в плане структуры, так и содержания. Доказательством этому служит историческая действительность России XX века. Но то, что политическая педагогика поможет решить многие проблемы формирования политической личности — очевидно и бесспорно.
Утверждая необходимость и возможность становления политической педагогики как самостоятельной научной дисциплины, мы исходим из следующих позиций.
Первое — это накопленный на сегодня мировой политической наукой, включая российскую, большой теоретический и практический материал о политических процессах, политической социализации, личности как субъекта политики, субъектно-объектных факторах общественного развития. Развиваются как самостоятельные, многие научные отрасли политических знаний: «Политичес-
кая культура», «Политическая психология» и т. д. В этих условиях политическая социализация, исследующая в рамках политологии процессы, механизмы, направления, этапы формирования политической личности, уже не в силах ответить на множество вопросов, касающихся проблем передачи поколениями политических ценностей, особенности общественного устройства, ментальное™ социумов и другие. Поэтому не случайным стало создание при Международной ассоциации политических наук исследовательского комитета «Политическое образование». Но образование не может существовать без системы, четких и ясных направлений и целей. И политическая педагогика позволит восполнить эти пробелы.
Второе — это серьезные трудности, вставшие сегодня перед российским обществом, его регионами, имеющими каждый свои географические, демографические, культурные и другие специфические различия, в ходе нынешних общественно-политических и экономических преобразований. Многие блестящие проекты, наработки как российских, так и зарубежных ученых по изменению качества субъектности, процессов развития и формирования субъекта деятельности, без чего в принципе невозможно создание новых технологий формирования политической личности, для которой непререкаемой ценностью является демократия, гражданское общество, пока не дают желаемых результатов. Это диктует необходимость объединения достижений и усилий в исследовании многих наук, связанных с изучением проблем человека как биологического, психологического и социального существа, а главное — определение эффективных и оптимальных направлений, навыков, приемов передачи политических ценностей, обучения законам политики, активизации субъектного фактора в преобразовании российского общества на либерально-демократических