Проблемы политической педагогики
Вопрос о политической социализации в личностном аспекте может быть рассмотрен и в связи с тем, на каком базовом типе личности должны основываться проводимые в России социально-экономические преобразования, чтобы они привели к положительному эффекту и как эту базовую личность можно сформировать. Судя по всему, реформаторы ориентируются на экономического человека, который приходит на смену политическому человеку советского типа, пренебрежительно именуемому «совком». По их мнению, экономический человек формируется рыночными отношениями по западной модели. Про-
nre экономического человека вряд ли есть смысл возражать. Однако экономические функции человека не надо абсолютизировать. Они непременно должны дополняться и обогащаться социально-политическим содержанием. Можно ли считать социализированными многих современных российских предпринимателей, лишенных какой бы то ни было социальной ответственности?
Известно, что еще никому не удавалось создать общество из людей какого-то одного типа, хотя усилия в этом направлении не раз предпринимались. У сильных мира сего всегда существовало искушение создать общество из унифицированных людей, облегчая себе задачу управления ими. Однако такое общество обречено на застой и гибель, что не отрицает ориентации социализации на определенные типы личности, в том числе и на идеальные. Естественно, идеально-нормативный тип личности не может не быть глубоко социализированным. Однако это всего лишь научная абстракция.
Ближе к реальности базовый тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям данного этапа развития общества. Именно о таком типе личности и должна идти речь. Характеристика базового типа личности должна включать критерии, которым должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью. Кроме того, речь может идти о модальном, т.е. реальном типе личности, с которым имеет дело социализация.
Итак, определение социализации требует рассматривать процесс социализации как включение личности в сферу социальных отношений в качестве их субъекта. Чем больше личность социализируется в этом смысле, тем шире и глубже должны быть её связи с другими людьми. Именно формирование подлинной гражданственности — основная задача социализации.
Социализацию нельзя отделить от социальной активности, т.е. от определенной деятельности. Между тем такое её отделение в приведённом выше из энциклопедического социологического словаря определении присутствует, что имеет серьезные отрицательные последствия для теории и практики. Дело в том, что есть активность социальная и есть активность антисоциальная (антиобщественная). Очевидно, что процесс социализации имеет своей целью формирование социально активной личности в первом, а не во втором смысле. Антиобщественное поведение асоциально по своей сущности, хотя, разумеется, имеет социальные причины. Такое поведение характерно для несо-циализированного человека. Если этого не признавать, то теряется гуманистический смысл социализации. Она становится бесцельной, ибо её целью должна быть социально активная личность, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.
По аналогии с социализацией можно употреблять понятие политизации, рассматривая и общество и личность по уровню политизированности. (Определение понятия «политизация» отсутствует даже в энциклопедическом словаре по политологии.) Однако на этом аналогия заканчивается. Политические отношения — это, прежде всего, отношения властные, отношения между государством и его органами и гражданином, которому власть предписывает определенные политические функции, связанные с ее поддержкой, а люди стремятся к ее ограничению. Разумеется, политизация и её следствие -политическая активность могут иметь своей целью не только поддержку власти, но и борьбу с ней. Политизация осуществляется с помощью политической агитации, пропаганды, политической идеологии и политической науки. Она является целью политической культуры. Широко используются для политизации средства мае-
совой информации. По сути дела, с послушанием власти связана ее легитимизация, означающая признание ее законности и справедливости со стороны граждан. При этом гарантом легитимности должна быть не только сама власть, но и человек как гражданин, разумеется, обладающий для этого определенными возможностями.
Политическую социализацию следует понимать не просто как политизацию, приобщение человека к политической деятельности, а как научную категорию, которая ориентирует процесс политизации личности в обществе на социальную активность, словом, политическая социализация должна связывать политизацию с социализацией.
Отражая объективно существующее в обществе взаимодействие политических и социальных процессов, политически социализированный человек не просто интересуется политикой и участвует в ней. Обладая должным политическим сознанием, политической культурой, он действует в политической сфере в качестве социально активной личности, руководствуясь не только своими личными, но и общественными интересами, принимая на себя определенную долю ответственности перед обществом и государством. Не случайно в современных нормативных правовых документах речь идёт о правах человека и гражданина в сочетании с определенными обязанностями (ответственностью) личности.
Политизированный, но не социализированный человек, а таких немало даже среди политической элиты, легче становится игрушкой в руках тех или иных политических сил, которые манипулируют ими по своему усмотрению. Такой человек подвержен политической конъюнктуре. Но и социализацию невозможно представить вне политической системы. Ведь человек всегда прямо или косвенно связан с политической деятельностью и властью.
Рассматриваемый вопрос имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, особенно для системы образования. Сейчас здесь нередко отрицается все то, что связано с политикой. Некоторые вузовские работники боятся слова «политика», пытаются поставить образование вне политики, ссылаясь на Закон Российской Федерации «Об образовании», где лишь утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Однако тот же Закон формулирует принципы государственной политики в области образования («гуманистический характер образования», «воспитание гражданственности и любви к Родине», «приоритет общечеловеческих ценностей»). Указом президента Российской Федерации в школах введено изучение Конституции Российской Федерации. Всё это не может не затрагивать политику и отнюдь не свидетельствует о запрещении политической социализации в учебных заведениях и, конечно, не исключает необходимости развития уровня политической образованности студенчества.
Известно, что на практике у одного и того же человека как субъекта (объекта) социальных отношений и человека как субъекта (объекта) политических отношений нередко эти отношения носят характер разного уровня противоречий. Они особенно болезненны в тех случаях, когда социализированный в высоком смысле этого слова человек сталкивается с политикой, противоречащей его социально-ценностным ориентациям, социально-политическим убеждениям. В лучшем случае это происходит по причине того, что человек не обладает объективной информацией о деятельности властей. Хуже, если он намеренно дезинформируется
определенными политическими силами. Совсем плохо, когда политическая деятельность властных структур отрывается от социальной, когда власть проводит политику, плохо отвечающую интересам большинства. Для того чтобы этого избежать, человек должен быть и политизирован, и социализирован, должен иметь своё личное представление о политике и политических деятелях, ориентированное на социально-нравственные, гуманистические и даже эстетические ценности. Здесь следует вспомнить слова К. Маркса: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в тоже время субъектом общественной активности, творцом общественных форм». Критерием политической социализации является мера социально-политической субъективности личности, внутренняя мотивированность её деятельности высокими гуманистическими и нравственными ценностями.
К сказанному необходимо добавить, что политическую социализацию нельзя понимать как формирование однородных взглядов и действий. Наоборот, социализация, в том числе и политическая, должна ориентироваться на высокий культурный и интеллектуальный уровень личности. И это тоже свидетельствует в пользу разработки проблемы политической педагогики как отрасли политической науки, возможно и самостоятельной науки, о формах, методах, направлениях осуществления не только социализации, но и политизации личности.