Поиск по сайту

Проблемы политической педагогики

Нельзя не заметить в последнее время прочную тенденцию в отечественной политологии: более тщательное и в совокупности изучение вопросов политической социализации, субъективных основ и субъектов политики, личности и ее самореализации и множество других. Немало ученых показывают и доказывают, особенно в направлении формирования молодого поколения, как свободного и самостоятельного политически-
го субъекта и объекта, политической личности, неоо-ходимость создания стройной комплексной системы. Пока же весьма ценные, но разрозненные в этом плане научные данные и открытия не дают цельной картины формирования политической личности.
Так, совершенно справедливо замечая, что коренные «изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации», учёные утверждают, что «процесс социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности». (Морозов В.В., Сковов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал, 1998, №1. — С. 148.) Политолог П.Н. Шаран пишет, что недостаточно исследованная область политической социализации «связана с процессом обучения и усвоения. Каким образом индивидуум передаёт и воспринимает отношения гражданства в демократической системе, ясно не до конца, ибо индивидуум подвержен множеству воздействий, а их сила и эффект могут оказаться неравнозначными». (Шаран П.Н. Сравнительная политология. Часть 11-М.: 1992-С. 166-176.) «Гражданское образование и воспитание сегодня отнесено к числу стратегических направлений развития общеобразовательной школы», — говорит учёный Боголюбов Л.Н. и подчёркивает, что в современных условиях «именно школа может оказаться наиболее устойчивым институтом социализации личности». (БоголюбовЛ.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры//Социально-политический журнал, 1997, № 3, — С.111 -112.)
Если внимательно проследить связь процессов социализации, воспитания, обучения, образования, то мы увидим не только их взаимообусловленность, но и взаи-
мопроникновение. Например, передача от поколения к поколению политических ценностей, устоявшихся основ политической культуры, умение анализировать политические процессы и стремиться к рациональным общественным изменениям и развитие политической культуры (и т. д.) требует не только усвоения определённых знаний, но и воспитания, которое означает процесс систематического и целенаправленного воздействия наличность в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентации, сознания и поведения.
Несмотря на относительную самостоятельность процессов и обучения, и воспитания, и образования, и политической социализации по отношению друг к другу, они комплементарны, то есть взаимно дополняемы, что тоже свидетельствует о возможности и необходимости становления политической педагогики как самостоятельной науки о формировании политической личности.
Политическая педагогика ни в коей мере не отвергает появление, как самостоятельной отрасли научных знаний, политической антропологии, которая должна стать, по мнению ученого Клюева А.В., наукой «о человеке политическом». Политическая педагогика, в отличие от политической антропологии, есть наука о полноценном системном формировании политической личности, а политическая антропология — наука о поведении человека в политике; в «фокусе понимания политической антропологии находится личностный гуманистический аспект политики», так как «существует человеческое измерение политики, когда её целесообразность обусловлена не столько логикой, сколько интересами людей». (Клюев А.В. Политическая антропология: становление нового направления гуманитарного знания //Гуманитарные науки в системе высшего технического образования — Санкт-Петербург, 1996. — САЗ.) Всё это свидетельствует, что между полити-
ческой педагогикой и политической антропологией существуют достаточно серьёзные и существенные различия, хотя, конечно же, при исследовании определённых проблем не исключено их сотрудничество, взаимное обогащение научными методами, формами, содержанием.
Политическая педагогика как наука, научная дисциплина рассчитана на работу со всеми поколениями, ибо социализация личности — непрерывный процесс, формирование политической личности протекает на протяжении всей жизни человека. По мере накопления социального опыта, знаний протекающих политических процессов в обществе происходят изменения в жизни индивидуума, в его статусе как субъекта и объекта политики, «каждый из нас является субъектом как формального обучения политике, так и неформального влияния на восприятие действительности и действий в определённом ракурсе «. (Шаран П.Н. — Указ. соч. -С. 167.) Но значение политической педагогики прежде всего в том, что она должна быть подчинена задачам формирования политической личности молодых людей, так как период молодости является наиболее интенсивным периодом социального становления человека.
Необходимость и право на существование политической педагогики, синтезирующей в себе системы обучения, воспитания, образования, социализации, подтверждаются и тем, что за свою многовековую историю различные религии сформировали свои социально-политические доктрины и настойчиво добиваются поведения верующих через чётко отработанную систему вероисповедания или, если можно так выразиться, через религиозную педагогику в соответствии с этими доктринами. Можно утверждать, что это в определённой степени тоже определяет образ жизни тех или иных народов, их способность воспринимать новое, приспо-
сабливаться к окружающему миру и приспосабливать этот мир к себе, для себя.
Например, православная религиозная педагогика, провозглашая, что социальная жизнь — арена борьбы духовных сил добра и зла, убеждает людей в приоритете нравственных начал, а не социальных законов, главное — это любовь и благодать, а не справедливость и закон; служение и покорность, а не творчество, свобода и самостоятельность человека. Однако формирование политической личности в соответствии с этими канонами не всегда отвечает интересам общества и тем более не всегда служит поступательному, прогрессивному его развитию. Только наука может дать наиболее оптимальные, эффективные и рациональные пути становления политической личности, как определяющей своё поведение в политическом пространстве, так и активно влияющей на политическую жизнь.
И социализация, о которой говорится и пишется много, и политизация, о которой говорится и пишется меньше, должны иметь в широком смысле педагогический аспект, который отнюдь не сводим к обучению в соответствующих образовательных учреждениях. Политическая педагогика, как следствие взаимодействия социализации и политизации, может пойти на пользу и тому, и другому направлениям. «К немалому огорчению тех, кто считается социологом, все неудачные направления этой дисциплины … заходили в тупик, причина которого — явный или неявный отказ от решения культурных и политических задач». (Миле Ч. Задачи социологии//Социологический журнал, 1995, №4. — С. 164.)
К аргументам в пользу политической педагогики можно добавить следующее: несколько лет назад международная комиссия ЮНЕСКО разработала доклад для мирового сообщества «О воспитании в XXI веке». В нём предста-
вители всех культур мира установили четыре главных принципа образования будущего: научиться жить, научиться знать, научиться делать и научиться жить вместе. Все члены комиссии согласились, что четвёртый принцип — главный, исходя из того, что умение жить с другими в обществе не рождается само собой, но жить в обществе и быть вне политики невозможно. (Общая газета, 1999, № 34.)
Социальная востребованность политической науки, её практицизм в цивилизованных странах отнюдь не объясняется тем, что там существует политическая педагогика в качестве особой дисциплины. Но по сути дела, то, что предлагается включить в политическую педагогику, там органически включено в политическую науку, которая отнюдь не оторвана от реальной политической сцены и её действующих лиц. Совсем наоборот. Западная политическая культура, как к ней ни относиться, существует, и существует как следствие функционирования педагогических, в том числе идеологических, аспектов политической науки. Не случайно среди новых направлений западной политической науки видное место занимают проблемы политической социализации.

Сделайте ставки прямо сейчас с помощью БК Леон зеркало и получите выигрыш

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Политическая педагогика, введение.
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Предмет, методы и функции политической педагогики
  • Индикаторы политической культуры населения
  • Интересное