Проблемы политической педагогики
Достижения российской политологии последних десятилетий дают всё больше возможностей для появления новых её направлений, которые могут вполне оформиться и в самостоятельные отрасли научных знаний, научные дисциплины, как это уже происходит, в том числе и с другими общественными науками. И действительно, в рамках социологии, политологии и иных социально-гуманитарных наук появились «Социология образования», «Социология права», «Граждановедение»,
«Философская антропология» и так далее, которые получили в последние годы право на самостоятельное существование и разработку собственного предмета. Только в рамках политологии можно назвать не столь давнее появление самостоятельных дисциплин: «Политическая культура», «Политическая психология», «Политическая философия», «Политическая социология», «Политическая история», «Человек и общество», «Политическая география», «Политическая антропология» и другие. С учётом этого не будет предосудительным поставить вопрос о возможности разработки и политической педагогики. Сам термин «политическая педагогика», по моим сведениям, впервые употребил в статье «Школа революции» в своих политических письмах в газете «Искра» Л. Д. Троцкий (Искра -1903 -15 декабря), вложив в него призыв к революционной борьбе, слому существующих общественных порядков. Термин «политическая педагогика» также употребил в своей работе «Основные понятия политической науки» политолог — Манфред Хеттих. Но он вкладывал в понятие «политическая педагогика» лишь перевод политологических понятий на общедоступный язык. (Hattich M. Grundbegriffe der Polikwissenschaft — Darmstadt: 1980-102 s.)
Здесь хотелось бы обратить внимание скептиков и противников утверждения необходимости становления и развития политической педагогики как одного из направлений (отрасли) политологии или даже как самостоятельной науки на тот немаловажный факт, который мы воочию видим: в цивилизованных странах наука, как и мечтали К. Маркс и Ф. Энгельс, стала реальной производительной силой общества. (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 19. — С. 230.) Каждый шаг, принимаемый здесь властными и управленческими структурами, их представителями в направлении дальнейшего развития и улучшения
жизни населения, подвергается научной обработке и экспертизе, просвечивается наукой, то есть каждая сфера жизнедеятельности человека подвергается научному анализу, в том числе и сфера политическая.
Однако научная «въедливость» и дотошность в исследовании общественных проблем, а тем более при принятии многих политических решений, пока не стали нормой в родном Отечестве, где социально-гуманитарные науки в подавляющей своей значимости — лишь предмет для изучения, но не инструмент для прогрессивного, поступательного развития. Достижения этих наук во многом остаются ещё невостребованными властями и управленцами всех рангов и уровней, которые считают своё мнение, хотя зачастую оно не простирается дальше формулировок и провозглашения красивых лозунгов, непререкаемой истиной. Здесь нельзя не вспомнить мудрые слова древнегреческого мыслителя Платона о том, что «пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать… до тех пор государствам не избавиться от зол…» (Антология мировой политической мысли. В 5 т., т.1. — М.: Мысль, 1997. — С.95-96.) Жизнь настойчиво требует непредвзятых и действительно научных ответов на многие вопросы общественного развития.
Конечно, можно возразить: мол, вопросы формирования политической личности — это из области политической социализации. Однако совершенно очевидно, что предмет политической педагогики намного шире ее. Политическая социализация, строго говоря, рассматривается лишь в контексте: 1) объяснения и описания социализации индивидов в политической среде; 2) с точки зрения возможностей применения категорий общей теории социализации к анализу политических систем. Различные представления о сути политической социализации, их противоречивость также сви-
детеяьствуют в пользу разработки проблематики политической педагогики, в которой будут объединены системы воспитания, образования, обучения и социализации. Это позволит осуществить комплексный, многогранный и научно выверенный подход в формировании политической личности, личности как субъекта и объекта политики, разработки и исследования этого процесса.
Политическая педагогика в значительной степени будет охватывать молодое поколение. Оно, в отличие от взрослых, требует более тонкого, многообразного, деликатного и научно взвешенного подхода к процессу формирования и развития личности, включая и политический аспект. И здесь есть весьма сложное и перспективное поле деятельности для исследований. Если сама педагогика, охватывая такие важнейшие процессы, как развитие человека, воспитание, образование, обучение, соприкасается и «сотрудничает» с такими науками, как психология, история, социология, философия, физиология и другие, то и политическая педагогика не будет и не должна, да и не сможет замыкаться в себе, развиваться обособленно от других наук, а значит, политическая социализация, как проблема политологии, будет как бы брать, подхватывать эстафету у политической педагогики, охватывая собой не только молодое, но и уже сложившееся взрослое поколение, которое также продолжает подвергаться политическому воздействию со стороны государства, средств массовой информации, других управляемых и неуправляемых, внутренних и внешних социальных факторов.
Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель писал, что политика заложена в природе человека, который может полноценно жить только в коллективе, обществе, что «человек по природе своей есть существо политическое…» (Политическая мысль второй половины XX века. — Пермь,
1999. — С.27.) Отсюда вполне очевидно: человек не может находиться вне политического воздействия, не воздействовать сам на политическую жизнь. Значит, его надо к этому готовить, обучать, воспитывать, социализировать, то есть формировать политическую личность. Без этого не может быть и речи о развитии демократии, об установлении таких правил жизнедеятельности людей в обществе, в котором бы они были реальными распорядителями, свободными творцами собственной судьбы. Даже Екатерина II — самодержавная правительница России — как-то изрекла, что «политическая свобода дает душу всему». (Сиделъникова Т. Т., Темников Д. А., Шара-гин И.А. Политическая наука (политология) — Казань, 1997.-С.7.)
Несомненно, реальная политическая свобода наступает тогда, когда граждане сами свободны в политическом выборе, свободны от политических иллюзий, сами в состоянии и могут устанавливать нужные для себя правила и нормы общественной жизни. Это также доказывает необходимость становления и разработки политической педагогики как самостоятельной науки. Ибо только комплексный подход в деле формирования политической личности обеспечит утверждение такого порядка, когда народ будет иметь власть как инструмент, управлять властью, а не наоборот, вручать власть кому надо, а властители всех уровней будут приниматься на работу, как и люди любых других профессий.
Известно, что каждое поколение людей стремится освоить опыт предшественников, приумножить, обогатить его и передать следующему. Благодаря этому идет, в конечном счете, поступательное развитие общества, человеческой цивилизации. Как происходит передача, каковы ее закономерности и усвоение последующими поколениями социального опыта — эти проблемы иссле-
дует педагогика. Вполне естественно, что наряду с множеством различных сторон передается и политический опыт, без которого сама личность не может полноценно формироваться и развиваться. Но система воспитания, как и системы обучения, образования, развития человека, составляя основное содержание предмета педагогики, имеют свою относительную самостоятельность и оказывают непосредственное и активное воздействие на функционирование, саморегуляцию и развитие общества. От качества целенаправленного воздействия, использования всего имеющегося арсенала этих систем напрямую зависит уровень жизни последующих поколений, ее экономических, духовных, нравственных и многих других социальных параметров, не только стабильное, но и прогрессирующее развитие общества.
И действительно, от того, как человек реагирует на политические процессы, является ли он прямо заинтересованным или пассивным лицом в политической жизни, какова политическая культура человека и большинства жителей, которая тесно связана с менталитетом населения, каковы реальные действия гражданина в данной конкретной обстановке и принимаемые им решения, во многом зависит направленность общественного развития: будет ли оно действительно созидательным или, в конечном итоге, при всех красивых и привлекательных лозунгах — разрушительным.
Неподвижные щитовые опоры трубопроводов metallokonstrukciispb.ru/opory-truboprovodov/.