Поиск по сайту

Проблемы и перспективы экологического прогнозирования

В течение последнего тысячелетия в ландшафтах, расположенных на территории Псковской области, доминировала общая тенденция сокращения лесистости, осушения болот, замены естественных фитоценозов производными и т. п. При этом наметилась следующая цепь взаимосвязанных процессов.
1.  Изменение лесистости и биоэнергетики ландшафтов.
2.  Изменение микроклимата, фитоклимата и теплоэнергетики ландшафтов.
3.  Изменение баланса влаги в ландшафтах.
4. Возникновение проблемы геоэквивалентов в ландшафтах — нарушение баланса изъятого вещества (и энергии) и возвращенного.
5.  Появление "бедлендов" на окраинах городов (земель, полностью потерявших свою продуктивность из-за их нерационального использования).
6.  Загрязнение природной среды.
Последнее обстоятельство принимает особо зловещий оттенок в свете усиливающейся эвтрофикации водоемов. Огромная масса загрязнений (в том числе биогенных элементов) стекает со всей водосборной площади крулнейшей водной артерии области — реки Великой в ее низовья и достигает максимальной концентрации в устье — в районе дельты реки и южной части Псковско-Чудского водоема.
В процессе усиливающегося антропогенного преобразования природной среды коренным образом и весьма быстрыми темпами меняется не только характер растительного покрова, но и животного мира в экосистемах области. Проблемы ландшафтно-экологического прогнозирования, оптимального сочетания различных угодий в современных ландшафтах (лесов и лугов, болот и пашен, парков и водоемов) по-прежнему остаются открытыми.
На этом фоне отчетливо проступают некоторые трудности экологического прогнозирования. Основное их содержание в общем виде может быть сведено к следующим положениям.
1.  Еще недостаточно исследованы сложнейшие причинно-следственные связи  между социально-экономическими и природными факторами природопользования. Мало исследованы зависимости  между  природопользованием и  его последствием для природной среды. Ненадежность, ошибочность многих современных прогнозов связаны с упрощением последствий природопользования.
2. Недостаточный уровень информационной обеспеченности экологического прогнозирования.
3.   Ненадежность  связей  между прогнозами состояния природной  среды и мероприятиями по  борьбе с отрицательными последствиями антропогенного фактора. Результаты научного экологического прогнозирования далеко не всегда учитываются при выработке планов экономического
развития области, региона.
4.   Отсутствие последовательности в проведении природоохранной политики на государственном и областном уровнях.
5.   И,  наконец, в последнее время часто выдвигаются зловещие тезисы о несовместимости требрваний, охраны природы и Экономического роста…
Все прогнозы состояния природной среды относятся к классу так называемых поисковых прогнозов, которые отличаются от нормативных отсутствием заранее заданных критериев, целей и норм. Сами методы прогнозирования достаточно разнообразны. Их .можно подразделить на четыре группы.
1. Общенаучные методы (в том числе — сравнительно- географические, выводы по аналогии и др.).
2.  Экспертная оценка или анкетирование.
3.  Экстраполяция.
4.  Моделирование.
Специфика прогнозирования состояния природной среды заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев приходится сталкиваться с вероятными и случайными составляющими процессов развития, что приближает подобные прогнозы к гипотезам.
Однако в особой степени это относится к глобальным прогнозам (например, климатическим). Поэтому становятся понятными определенные успехи отдельных компонентных прогнозов (например, загрязнение воздуха от точечного источника с определенным объемом выбросов) и трудности с прогнозированием развития природных комплексов в целом.
Так, следует отметить, что многие прогнозы влияния СО2 на природную среду спорны. Имеются расчеты российских и шведских ученых, согласно’ которым при удвоении концентрации СОг в атмосфере температура воздуха повышается не более чем на 0,04°С. Поэтому повышение концентрации углекислого газа в таких масштабах скорее может оказаться полезным для сельскохозяйственного произврдства, так как должно сопровождаться повышением интенсивности фото—
синтеза (примерно на 2-3%).
В настоящее время концентрация углекислого газа в атмосфере составляет 0,032% (в городах — 0,034%). Медики считают, что для здоровья человека концентрация СО2 в воздухе безвредна до уровня 1 % (Рябчиков и др., 1983). Таким образом, имеется еще достаточно времени для решения этой проблемы. Хозяйственная деятельность человека нарушает не только геохимический круговорот, но и оказывает существенное влияние на энергетический баланс в природе. Это влияние выражается не только в освобождении энергии фотосинтеза, накопленной в сжигаемых материалах, но и в самом преобразовании ландшафтов путем активного воздействия на подстилающую поверхность.
Исходя из предпосылки, что энергетические мощности удваиваются сейчас каждые 12 лет, а объем промышленной продукции — каждые 15 лет, следует ожидать, что в начале XXI века антропогенная нагрузка на природную среду возрастет почти в 2 раза, даже при учете очистных мероприятий, которые еще недостаточно эффективны.
Опыт развитых стран мира показывает, что даже для них природоохранные мероприятия очень дорогостоящи. (Многие страны Западной Европы, Япония, США вынуждены расходовать на охрану среды до 2,5% валового национального продукта).
Тем не менее, опыт и практика прогнозирования состояния природной среды убедительно показывают свою практическую состоятельность и рентабельность, особенно — при узкоконкретных задачах. Все отчетливее прослеживается мысль, особенно актуальная в современных условиях, что лучше предотвратить загрязнение, чем бороться с его последствиями.
ЛИТЕРАТУРА
I. Адаменко В.Н. Мелиоративная микроклиматология. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 184 с.
Т. Алпатьев A.M. Принцип геоэквивалентов — возможная основа поддержания нормальных динамических равновесий в природе.// Развитие и преобразование природной среды. Л.: ЛГПИ, 1977, вып.1, с. 3-9.
3.  Гейгер  Р.  Климат приземного  слоя  воздуха.  М.: Иностранная литература, 1960. — 486 с.
4.  Голубова Т.А. Учет радиационных характеристик при оценке микроклиматических особенностей местности.// Использование данных о солнечной радиации в народном хозяйстве. Л.: Гидрометеоиздат, 1979, с. 74-84.
5. Долуханов П.М. География каменного века. М.: Наука, 1979.- 152 с.
6.  Исаченко А.Г.  Оптимизация природной среды.  М.: Мысль, 1980-264 с.
7. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада России. Ч. I. СПб.: 1995. — 206 с.
8. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада России. Ч. II. СПб.: 1995. — 98 с.
9.  Келлер Р. Воды и водный баланс суши. М.: Прогресс, 1965. -435 с.
10. Рябчиков A.M. и др. Окружающая среда. М.: Мысль, 1983. — 175 с.
I1. Слинчак А.И. Изменчивость геофизических параметров в  фациях  озерно-ледниковых ландшафтов южной тайги Северо-Запада ETC. Автореф. канд. дис. Л.: 1983. — 22 с.
12.  Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. СПб.: Наука, 1995. — 370 с.
13.  Федоров  С.Ф.  Исследование  элементов водного баланса в лесной зоне Европейской территории СССР. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. — 264 с.
14.  Цветков М.А. Изменение лесистости Европейской России с конца XVII столетия по  1914 год. М.: АН СССР, 1957. — 214 с.
15.  Щербаков Ю.А. Введение в геофизику ландшафтов. Калинин: 1979. — 88 с.
16.  Vaartaja О. Temperature and evaporation at and near ground level on certain forest sites.//Canadian Jornal of Botany, 1954, Vol. 32, № 4-6, p. 760-783.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СЛИНЧАК

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Развитие и преобразование природной среды
  • Состояние животного мира.
  • Особенности состояния земель
  • Виды энергии и ее геофизическое значение в ландшафтах.
  • Интересное