Поиск по сайту

Присоединение Пскова к России

1510 г. сыграл решающую роль в истории Пскова; он означал, что все надежды псковских бояр на восстановление прежних по­рядков разрушены, что в корне подорвана материальная возмож­ность осуществления этих надежд. Великий князь во время собы­тий 1510 г. открыто выступил против псковских бояр и купцов, потому что именно с ними была связана возможность возвращения к попыткам восстановления самостоятельности Пскова.
При образовании централизованного государства укрепляю­щееся московское правительство опиралось не только на детей боярских, на служилых людей, которые были его основной социаль­ной базой в борьбе с местной знатью за централизацию. Оно стре­милось заручиться поддержкой всех прогрессивных элементов в стране. В Пскове оно использовало поэтому классовую борьбу, не­нависть псковских народных масс, «черного люда», «средних» лю­дей, направленную против местных бояр и посадников, стремилось использовать их веру в справедливость великого князя и тради­ционный взгляд на Псков, как на отчину московских государей. Такая политика московского правительства ярко отражена в мо­сковской Повести о псковском взятии.1′
Московское правительство стремилось представить свою поли­тику в отношении Пскова как политику, направленную только про­тив местных бояр и посадничества; оно выступало в благодарной роли защитника псковских «средних» и «черных» людей. В отно­шении к великому князю, в покорном исполнении его воли наряду с некоторым сопротивлением произволу его наместников сказыва­лось сложившееся в течение столетия представление псковичей о великом князе как о справедливом государе псковской отчины.
ЦЗобытия 1510 г. были важным шагом в деле укрепления вели­кокняжеской администрации в Пскове, но все это было продолже­нием старой политики, и она не кончилась на 1510 г., а получила дальнейшее развитие в тесной связи с укреплением всего Русского централизованного государства.
События 1510 г. означали начало нового этапа в этом процессе, так как в результате была полностью уничтожена в Пскове ста­рая вотчинная система землевладения и введена новая система по­местного землевладения. Тем самым московское правительство уничтожило реальную силу местной знати и создало для себя со­циальную опору в новых служилых землевладельцах. Эта политика скоро дала свои результаты. Иван Грозный в псковских помещиках видел своих надежных сторонников и мог рассчитывать на них в укреплении центральной власти.
Московское правительство стремилось обеспечить себе союзни­ков как в светских, так и в духовных феодалах; оно выступало как представитель феодального господствующего класса в целом; его политика была направлена на закрепление усиливающейся экс­плуатации трудящихся масс. Вхождение Пскова в централизован­ное государство означало для трудящихся" масс еще большее уве­личение гнета; оно вело к новым классовым столкновениям, однако, как и в 1510 г., не колебало авторитета и силы московского прави­тельства.
Поступательное развитие Псковской области в составе централи­зованного государства продолжало совершаться и после 1510 г.; этот год не принес никакого упадка. Напротив, псковские материа­лы свидетельствуют о еще более высоком уровне ремесла и торгов­ли в середине и во второй половине XVI в. Уровень товарности ряда псковских ремесел повышается, что говорит о развитии про­изводительных сил.
Присоединение Пскова к Русскому централизованному государ­ству не приостановило его культурного развития; оно продолжалось еще более интенсивно в тесном единстве с культурным развитием всего Русского государства. В строительстве оборонительных со­оружений Пскова XVI в. используются достижения в этой области всего Русского государства; псковские мастера в свою очередь вно­сят свой вклад в строительство Москвы и других городов. В XVI в. псковские архитектура и живопись не теряют своей самобытности: «псковская школа» всегда была и осталась в XVI в. частью мно­гогранного русского искусства. Отдельные стороны, характерные для русского искусства, получили яркое развитие у псковских зод­чих и живописцев, дав им на века почетное место в истории рус­ской культуры.
В Пскове после его присоединения к Русскому государству нашла яркое проявление политическая борьба между сторонниками централизаторской политики московского правительства и ее про­тивниками. Возникновение оппозиции великокняжеской власти в Псково-Печерском монастыре объясняется не местными областни­ческими настроениями. Корни этой оппозиции — классовые, обще* русские. Поэтому показательна связь печерской оппозиции с Ан­дреем Курбским. Боярство сопротивлялось всеми силами делу цент, рализации во всех землях. Своей положительной программы бояр­ская группировка дать не могла, но   в    летописи,    написанной   в
Псково-Печерском монастыре,    ярко проявилось ее отрицательное отношение к политике московского правительства.
Однако оппозиция не была многочисленной; большинство памят­ников общественной мысли Пскова говорит о том, как псковичи сочувственно относились к централизации и укреплению Русского государства. Нельзя считать, что такой взгляд на московское пра­вительство возник только после 1510 г.; признание великого князя своим государем, строгим и справедливым, осуждение сепаратист­ских стремлений было свойственно псковичам и в XV в., что и на­шло свое отражение в летописи.
Особенно выразительно это отношение к центральной власти, к объединенному государству сказалось в посланиях старца Елеаза-рова монастыря Филофея. Его произведения имели общерусское значение. Хотя теория Москвы — третьего Рима не стала полити­ческой теорией Русского государства и была создана главным обра­зом в интересах церкви, но это была удачно найденная формула величия Русского государства и его единства. Пскович встал на общерусскую точку зрения, говорил о величии Русского государ­ства и его единстве, о великом значении Москвы. Такой же точки зрения придерживались псковские авторы Псковской первой лето-" писи и Хронографической Толковой Палеи, а также псковский ре­дактор Хронографа 1512 г.
Развитие Пскова проходило в тесном общении со всей экономи­кой, культурой, идеологией Русского централизованного государ­ства с Москвою во главе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Взятие  Пскова»1 — рукопись  Румянцевского музея  № 255, лл. 514 об.— 524 об.
В лето 7018 сентебря в 23 день, в неделю, князь великий Василей Иванович, государь всеа Русии, подвижеся от царст-вующаго града Москвы в свою || отчину в Великий Новгород, л. 515 с ним брат его князь Ондрей Иванович, да зять его Петр ца­ревич, ^да владыка коломенский Митрофан, да архимондрит спаской Варлам. И приде в свою отчину в Великий Новгород месяца ноября в 28 день и прият бысть светлей радостию от всех гражен. И тое ж осени присылал к великому князю бити челом князь псковской, наместник его, князь Иван Михайло­вич Оболенской Репня, что псковичи держат его нечестно — не потому, как наперед того держали и чтили великого князя наместников, и дела государские делают не попрежнему, в суды, и в пошлины, и в оброки, и во всякие доходы у него вступаютца, и людем его ото пскович бесчестно и насильство великое. И князь великий послал во Псков к посадником и к бояром, и ко всей отчине своей Пскову, чтоб имя его государ-ское держали честно и дела его делали потому ж, как было при прежних его наместниках, и наместников бы его держали честно, и в пошлины их и во всякие доходы не вступались. И псковичи великого князя наказу не послушали, и намест­ника его государева чтити не учели. А посадники псковские и бояря молодых людей пскович учали обидити и яасильства им чинити великие |], а к великому князю в Новгород посла- л. 515 ов. ли послов своих: посадника Юрия Елисеева сына Каплина, да Михаила Иевля сына Помазова с товарыщи. И били челом го­сударю великому князю посадники псковские степенные, и старые посадники, и дети посадничи, и бояря, и купцы, и житьи люди, и весь Псков, аркучи так: «Отчина твоя тобе, государю, челом бием, что государь жалуешь нас свою отчину Псков, держишь в старине, да и обороняешь, государь, нас,
1 Нами приняты следующие правила передачи текста. Сокращенные на­чертания слов передаются полностью. При введении надстрочных букв в стро­ку принимаются во ‘внимание правила современного правописания. Буква «ъ> в конце слов опускается, буква «ять> заменяется буквой «е>, буква «Ь заме­няется буквой «и>, «<»» — буквой «о». В остальном сохраняется орфография памятника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • О церкви Спаса.
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Псковское вече
  • Интересное