Присоединение Пскова к России
В Псковской третьей летописи (в дальнейшем летописи Корнилия) отразилась оппозиционная по отношению к Москве идеология псковского боярства. Точка зрения автора этой летописи противостоит взглядам Филофея и идеям Псковской первой летописи. На основании сравнения первой и третьей псковских летописей, особенно их рассказов о событиях 1510 г., можно говорить о противоположности этих двух точек зрения.
Между летописью Корнилия и Псковской первой летолисью (т. е. списками Тихановским, Погодинским и Оболенского) на первый взгляд нет той резкой разницы, которая существует между Псковской первой и Псковской второй летописью.1 Псковская вго-рая летопись (Синодальный список), по мнению А. Н. Насонова, восходит к древнейшему своду, который стал протографом всех псковских летописей, но свод этот дополнен устными источниками. О многих событиях в Псковской второй летописи рассказывается совсем иначе, чем в других списках; иногда уделяется много внимания не тем событиям, которыми интересуются другие летописи. В Псковской второй летописи очень подробно излагается дело о смердьей грамоте, однако это не является достаточным основанием для того, чтобы считать авторов Псковской второй летописи сочувствующими «черным людям», а такой взгляд еще распространен в советской историографии. В рассказе о событиях 1483—1486 гг. этого сочувствия нет. Основное содержание летописи составляют краткие сообщения о строительстве церквей и оборонительных сооружений, о знамениях от икон. Автор не обнаруживает широкого кругозора, широких интересов. Не ясна классовая позиция автора.
Разница между Псковской первой летописью и летописью Корнилия принципиально иная. В своей основе они имеют, вероятно, один свод конца XV в.; часть известий в этих летописях совпадает. Но в трактовке и изображении некоторых событий, встречаются такие различия с другими письменными источниками, такие смелые редакторские исправления, проникнутые единой политической мыслью, что они-то и заставили А. Н. Насонова назвать Строев-
1 Здесь и ниже принимаем нумерацию псковских летописей, предложенную А Насоновым в его издании «Псковские летописи», вып. М.—Л., 1941.
ский список особой Псковской третьей летописью. Строевский список был написан в 60-х годах XVI в. в Псково-Печерском монастыре при Игумене’ Корнилии. Эта мысль, впервые высказанная издателем IV тома Полного собрания русских летописей в 1848 г., окончательно доказана А. Н. Насоновым.
Псково-Печерский монастырь, по свидетельству Повести о Пе-черском монастыре,1 был основан в 70-х годах XV в. священником Иоанном или Ионой. В Повести резко подчеркивается особое йоло-жение монастыря на самой границе с Ливонией, «в порубежном» месте. Монастырь не был богатым: в нем было вначале два или три монаха и служба происходила не каждый день. Монастырь постоянно подвергался нападениям немцев. В этой связи интересно отметить, что в Повести Иона называется шестнИком (шестниками назывались в Пскове княжьи люди — люди великого князя московского). Автор Повести объясняет это название Ионы так: «род же, глаголют, ти бы измлада московскиа земля, и сего ради зваху его псковичи чрез имя шестником».2
Таким образом, уже самое основание монастыря можно объяснить задач-ами обороны границ Русского государства. Борьба псковичей с немцами наложила отпечаток на жизнь Ионы. Из Юрьева бежал он от преследования немцев. Когда же Иона умер, оказалось, что вместо вериг он носил под рясой кольчугу, носил тайно, «по смерти же его обретоша на нагом теле его пансырь колчатый; тело же его все яко изваяно сквоз колца». Носил кольчугу он, конечно, не потому, что сделать вериг не мог, а на случай внезапного нападения или потому, что и в монашестве не распрощался с теми интересами, которые владели им «в миру».5
В Повести дальше подробно рассказывается о нападениях немцев на Печерский монастырь, о борьбе монахов вместе с русскими воинами против немцев Военное значение Псково-Печерского монастыря особенно ярко стало обнаруживаться позднее, во время Ливонской войны и при нападении на Псков Стефана Батория.
Псково-Печерский монастырь становится крупным и богатым только после присоединения Пскова к Москве. Впервые обратил внимание на этот монастырь московский дьяк Мисюрь Мунехин. Он наделяет монастырь землями и снабжает средствами для его укрепления. Дальнейшее укрепление монастыря и расширение его земельных владений происходит уже при Иване Грозном, когда жизнь монастыря была связана с деятельностью игумена Корни-лия. Псково-Печерский монастырь, расположенный на Ливонской границе, был не только центром колонизации (эта его деятельность получила развитие особенно после Ливонской войны)^, но я важнейшим сборным пунктом Пскова против немцев. Эта его роль очень скоро была понята московскими князьями в Пскове, поэтому
1 ГПБ Погод., собр., № 643, л. 178; БАН, 38—4—40, л. 146.
2 ГПБ, Погод., собр., № 643, л. 181.
3 Там же, л. 185 и 185 об.
они и стали покровительствовать монастырю.1 Во времена Грозного монастырь уже больше походил на могучую феодальную крепость, чем на тихую обитель. Строительству оборонительных сооружений в нем уделялось едва ли не больше внимания, чем церковному строительству. Но пограничное положение, богатство и влияние Псково-Печерского монастыря создавали возможность его обособления. Это и было одной из причин возникновения в монастыре оппозиционного настроения по отношению к Москве. Псково-Печер-ский монастырь возник при поддержке московских властей, разбогател при Москве, выполнял службу Москвы. Однако москозс<ие власти, поддержав монастырь, создали материальную возможность для появления оппозиции" в нем.
Борьба боярства против политики укрепления Русского централизованного государства, проводимой великими князьями московскими, нашла свое отражение в Псковской земле в деятельности и настроениях игумена Псково-Печерского монастыря и автора или редактора Псковской третьей летописи Корнилия.
Данные биографии Корнилия мы узнаем из Повести о начале Псково-Печерского монастыря2 и из псковских летописей. Корни-лий стал игуменом Псково-Печерского монастыря в 1529 г., когда ему было около 29 лет. Получение игуменства в таком возрасте было явлением исключительным, его можно объяснить или авторитетностью Корнилия, или его происхождением. Игуменство Корни-лий получил уже после присоединения Пскова к Москве, и расцвет монастыря связан с его именем. Корнилием были выстроены в монастыре соборы Благовещения и Николая чудотворца над Крепостными воротами, Печерский двор и церковь Богородицы Одиглт-рии в Пскове; во время Ливонской войны Корнилий строит каменную крепость вокруг монастыря. Во время его игуменства праио-славная вера распространяется в завоеванных областях Ливо*ыи. Н. Серебрянский полагает, что именно с деятельностью Корнилия связано появление в этих областях так называемых полуверцев:3 эстонцев, обращенных в христианскую веру, в обрядности и быту которых сохранились отголоски язычества.
Корнилий начинает занимать одно из первых мест среди псковского духовенства. Под 1558 г. летопись Корнилия рассказывает о той роли, которую играл Корнилий во время Ливонской войны: именно ему вместе с Юрьевским архимандритом, протопопом псковской церкви Троицы и ‘протодьяконом поручил Иван Грозный нести чудотворные образа богородицы и святого Николая. А когда после этого московские воеводы в 1558 г. одержали много побед, ваяли города Новый, Керепею, Курслов, Юрьев, Раковор, победы были приписаны «пречистыя богородицы молитвам». Это известие очель
1 См. выше, стр. 129.
* БАН, 38 4 40. Повесть о Печерском монастыре нже во Псковской области, л. 146—159 об.
з Н. Серебрянский Очерки по истории монастырской жизни Пскова, 1910.
типично для Строевского списка: все делается помощью «пречис-тыя» —главной святыни Печерского монастыря, а не Троицы, г’з-трональной святыни Пскова.
Фискальный аппарат фискальныи регистратор с фискальным.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60