Присоединение Пскова к России
Последние слова дают основание предполагать, что вельможа заслужил гнев и наказание великого князя, выступая против него. Филофей предупреждает вельможу, чтобы в его сердце не вошли/ ^помышление лукаво или к богу неблагодарение или на государя хулен помысл и глагол неблагочестив», так как все действия великого князя всегда справедливы, он действует всегда по божьему велению, «сердце бо царево в руце божий».3 Поэтому вельможа нр должен слушаться тех, кто учит его «укорение износити на государя». Только тогда бог услышит молитву, «умилостивилася душа царскаа и за нужу поместейцом устроил тя и вотчинку отдасть». Кончает Филофей свое Послание наставлением: «Обет полагай пред господем волю его творити и заповеди его хранити во всем, и государю тщися верою служити и правдою и покорением, чтобы и вперед самому в конец не погибнути в сем веце и в будущем и царьской бы души не на вред».4
Таким образом, при разборе послания выясняется не только то, почему Филофей отказался заступиться за опальных псковичей, но и взгляд Филофея на власть царя и на обязанности псковичей
1 В. М а л и н и н. Приложения, стр. 25
по отношению к нему. Филофей считает и учит этому опальных псковичей, что царь поставлен от бога, все делает только по божьему велению, поэтому все, что делает царь, справедливо. Нужно ?служить государю верой и правдой. Нужно покорно сносить наказания от великого князя, так как наказание всегда заслуженно, политика великого князя всегда правильна. Такое представление о власти московского царя было у псковича, и он внушал его другим псковичам. Тем самым Филофей служил делу укрепления единого Русского государства. Именно поэтому великий князь оценил его деятельность и «несмеша ничтоже ему зла сотворити».
Однако автор заметки о Филофее указывал, что Филофей иногда заступался за псковичей, обличал бояр и наместников псковских в «неправде и насиловании». Вероятно, не все эти «дерзновения* Филофея дошли до нас; такое «дерзновение» мы видим только в Послании великому князю Василию Ивановичу. Как сказано выше, Филофей в этом послании говорит об обязанностях великого князя как главы государства. Филофей говорит великому князю, чтобы он не смотрел на золото и богатство и просит:/«яко да премениши скупость на щедроты и немилосердие на милость, утеши плачющых и вопикйцых день и нощь, избави обидимых из руки обидящых».1 На первый взгляд эта фраза не представляет собой конкретного требования, а на самом деле Филофей имел в виду определенное явление. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны обратиться к рассказу о событиях 1510 г. Псковской первой летописи. Еще А. А. Шахматовым было отмечено, что Псковская первая летопись по своей направленности близка посланиям Филофея. Это дало возможность А. А. Шахматову предположить, что свод 1547 г., лежащий в основе Псковской первой летописи, принадлежит перу старца Филофея.2 А. Н. Насонов присоединился к этому предположению.3
Мы оставляем открытым вопрос об авторе свода 1547 г., однако известием Псковской первой летописи воспользуемся. Как уже сказано выше, Повестью о Псковском взятии нужно считать рассказ, начинающийся со слов: «В лето 7018.. .»* Так как исторического предисловия нет в списках Тихановском, Погодинском и Оболенского, оно, вероятно, принадлежит одному из позднейших списков.
Автор рассказа так же, как Филофей, считает великого кнчзя государем всея Руси, и Псков является, по его убеждению, исканной отчиной великого князя. Псков наказан за грехи, великий князь справедлив, псковичам трудно расставаться с символом своей былой независимости, но они покорно принимают все.
Совсем иное отношение у летописца к наместникам великого князя, все нарушения псковской старины воспринимаются им как
1 В. Малинвв. Приложения, стр. 54.
г А. А. Шахматов. К вопросу о происхождении хронографа, СПб., 1899. 3А Н. Насонов. Из истории псковского летописания. Ист. зап., № 18, 1946.
злоупотребления наместников. Филофей солидарен с летописцам; он просит великого князя: «Избави обидимых от руки обидящих», т. е. от наместников. Летописец рассказывает о конфискации имущества у трехсот богатейших семейств псковичей, рассказывает о введении «великого налога и тамги», а Филофей требует: «Преме-ниши скупость на щедроты».
При выяснении вопроса о связи автора Псковской первой летописи и старца .Филофея обращает на себя внимание рассказ лего-лиси под 1471 г., напечатанный в IV томе Полного собрания русских летописей.1 Летописец гневно обличает псковичей претендующих на земли святой троицы. На Ушистве сгорела церковь, вместо нее стали строить две церкви на обеих сторонах реки, «начата с новой стороне подниматься пенези с препростою чадию всем вечем в град по послу» и требовать часть земли от старой церкви. Посадники пошли им навстречу и дали приставов «безстудством и злобою отнимати данное богови в наследие той божий церкви».2 Затем крамола пошла еще дальше — другие люди «начата возцзиза-тися и препростую чадь воздымати по миру на самую соборную и апостольскую церковь», требовали себе в монастырь земли святой Троицы.
В обоих случаях «невегласы» поднимают «поепростую чаць». Эта борьба принимала решительный и серьезный характер, так как в том и другом случае посадники и священники Троицкого собора вынуждены были уступить «препростой чади».
Летописец гневно обличает и «невегласов», посмевших, отнимать земли у святой Троицы, и посадников, которые помогли этому.
По этому отрывку ясно, что летописец — духовное лицо, близкое собору святой Троицы. Для обличения «невегласов» летописец широко пользуется цитатами из церковных книг, в которых запрещается отнимать земли у церквей и монастырей, он ссылается на Пророчества Давида, речения Филона, на послания апостола Панча и т. д. Источники не всегда точно им цитируются. Последняя большая выдержка из Правил святых отцов почти в точности совпадает со словами старца Филофея в Послании к великому князю Изану Васильевичу.
Летопись
Якоже рече в святых отец пра-вялех: великого сего нашего града со пресвятыми архиепископы 165 се полагаиие писанием предаем: оби-девшия святыя церкви, и на свя-щенныя власти их, данное богу в наследие вечных благ и на память последнягб рода, и обидящих власти теми даема, и беззаконно отъиыая мала села или винограды;
Послание Филофея
Забывше реченнаго правила 5 собора святых отец 165 се полагаем писанием преданна на оби^япдаа святаа божиа церкви и на священ-ныа власти их. данное 6">rv в наследие вечных благ на памят по-следияго рода, аше кто обидети начнет, беззаконно отъимач села и винограды или суд всхитаа, или
аше ли кто и в сану приобидети начнет церковная оправдания, или привлачающе насильем епископа в попа и диякона, и всяко просто рещи священническаго чину, или монастырем данное граблением, отнимаема от них, все данное боговн, аще кто изобрящется, се творя негодование и нерадство и безчиние велие, мятый святыми церквами, четверицею да воздастся паки вспять церковное; аще ли саном гордящийся негодовати начнут нашего повеления, и истинному правилу не пакаряющеся святых отец, в каковом сану будет в нас, или воевода воеводства чюж, или воин воинства чюж; паки аще ли велиим негодованием начнут негодовати, забывше вышний страх, оболкся в безстудие, повелевает наша власть «тех огнем сожещи, домы же их святы божиим церквам вдати, их же обидеша; аще ли же самый венед носящей тоя же вины последовати начнут, надею-щеся богатстве и благородстве, а истового богатества не радяще, ни отдающе иже обидеша святыя Божия церкви, или монастыри, пре-жереченною виною да повинны будут, по святых же отец правилен да будут прокляти в сий век и будущий. Сия убо Яаписах не *от своего произволения, ии яже мой худый ум достиже, на память последнему роду, но по святых отец правилех, от заповедей исправления, яже мы в дни и в иощи своима очима увидехом. . .•
Таким образом, становится ясным, что, обличая «обижающих» церкви, старец Филофей цитирует правила святых отцов, те самые, которые цитируются и в Псковской первой летописи. Даже грозные слова по адресу носящего венец — не его" собственные слова. Филофей очень образован и начитан в духовной литературе.
И приведенный отрывок из Псковской первой летописи и послание Филофея написаны по одному и тому же поводу, — это протест против вмешательств светской власти в церковное землевладение. Возможно, что Филофей и автор летописи пользовались одним и тем Л,ё источником, так как отрывки почти дословно совладают, а для псковского летописца не свойственно точное гигиро-вание. Предположение о том, что это изречение списано у, Филофея, мало вероятно, так как в его послании оно приводится в несколько сокращенном виде.
На основании этого отрывка нельзя еще определенно говорить об участии старца Филофея в псковском летописании, но этот отрывок служит еще одним доводом в пользу предположения А. А. Шахматова, что старец Филофей был причастен к псковскому летописанию.1
Отделка и утепление фасада здания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60