Присоединение Пскова к России
В Послании к великому князю Василию Ивановичу, называя великого князя царем христиан всей поднебесной, он замечает’ «Подобает тебе царю сие держати со страхом божиим».1 Филофей предупреждает великого князя, чтобы он не смотрел на золото в богатство и исполнил две заповеди: добился правил при наложении-крестного знаменья и не допускал отсутствия епископа на епископской кафедре.2 Филофей имеет здесь в виду отсутствие еписхола на новгородской епископской кафедре и ссылается на заповеди прадедов великого князя: великого Константина, св. Владимира и богоизбранного Ярослава. Однако Филофей не ограничивается этими двумя требованиями, он продолжает дальше: «не обиди, царю, святых божиих церквей и честных монастырей, еже данное богови в наследие вечных благ на память последнему роду, о сем убо святый великий пятый собор страшное запрещение положи».* Так Филофей предупреждает великого князя против проведения секуляризации монастырских и церковных земель. Филофей просит искоренить нравственную распущенность среди монашества, затем просит уменьшить скупость, избавить «обидимых от руки обидя-щих».
В Послании к великому князю Ивану Васильевичу Филофей призывает великого князя любить бога, а не серебро и золото. Это о» говорит для того, чтобы предостеречь против проведения секуляризации. Повторяется опять та же формула, что и в Послании к Ва-
1 В. М а л и н и н. Приложения, стр. 50. 8 Там же, стр. 51. 3 Там же, стр. 52.
силию Ивановичу. Если кто начнет обижать церковь, «беззаконно отомаа села и винограды или суд восхитаа, или привлачащи епископа и попа или диакона и всякого священническаго чина», то его власть повелевает сжечь, а имущество его отдать монастырям. Дальше идет интересное разъяснение: «аще же и самый венец носящий тако творити начнут, надеющеся на богатство и на благородие, не покарятися начнут, не отдающе их же обидеша, преждере-ченною виною повинни да будут по святых же правилах да будут проклята».1 Филофей говорит уже угрозами.
Дальше Филофей говорит о симонии. Забывая сказанное в священном писании, — «поставленный по мьзде да извержется», — многие духовные лица и мирские власти продают духовные должности, они будут прокляты, «никто же бо благодати божиа не продает:».
Послание в царствующий град, принадлежащее перу Филофея, не говорит о теории Москвы — третьего Рима, но по теме своей близко к посланиям к великим князьям. Это послание, которое тоже направлено против симонии, Филофей пишет какому-то крупному церковному иерарху. Филофей разоблачает своего адресата: он продает священнические места «вземлете скверныа добыткы корчемствующе продающе священная места».2 Продающие церковные места совершают великий грех.
Рассмотрев послания Филофея, в которых им сформулирована теория Москвы — третьего Рима, мы видим, что все они касаются смежных вопросов. Это обличение симонии, требование прекращения политики секуляризации и прекращения вдовства егшскопии, требование исправления «крестного знамения» и пресечения пороков в среде духовенства.
Так, По мнению Филофея, высокое положение русского царя как •«браздодержателя святых божиих престол» налагает на него прежде всего обязанности духовного главы. Филофей только мимоходом останавливается на обязанностях светского государя. На первый взгляд они у него очень расплывчаты и неопределенны.
Обращаясь со своими посланиями к великим князьям, Филофей думал прежде всего о сохранении могущества духовенства, так как вдовство епископии приводило к тому, что все средства, которые должны были поступать епископу, шли в государственную казну; политика секуляризации подрывала самые основы могущества церкви, а поставление на церковные должности за взятку приводило к перекачке средств из рук духовенства в руки мирских властей. Филофей писал свои послания в защиту интересов церкви. На этом основании мы можем говорить о том, что и теория Москвы — третьего Рима возникла у Филофея в интересах церкви. Этим и объясняется то, что она получила распространение в церковных кругах.
1 В Калинин. Приложеччя, cip 58
2 Там же, стр 67.
Нетрудно заметить, что требования Филофея к «браздодержа* телю святых божиих церквей» совпадают с программой иосифлян. Иосифляне возвеличивали и защищали власть светского госудаоя, так как видели в ней гарантию сохранения своего могущества. Этим объясняется отчасти и то, что теория Филофея, так же как и иосифлянство, не стала государственной теорией, — она была односторонней, говорила лишь об обязанностях великого князя по отно-шению к церкви.
Однако то, что теория Москвы — третьего Рима не стала офи-циальной теорией московского государства в XVI в., еще не говорит о том, что она не имела никакого положительного политического значения. Формула Москвы — третьего Рима была выражением величия Русского государства, говорила о его независимости,, признавала единство Русского государства, указывала на Москву, как на центр Русского государства. Очень важно, что это признание единства и величия Русского государства нашло свое выражение на самой окраине Русской земли, в ©бласти, которая позднее-других была присоединена к Москве.
Объективный ход истории сделал необходимым образование единого Русского государства; это было осознано в самом отдаленном городе северо-западной части Русской земли — Пскове.
Даже тогда, когда Филофей говорит о делах церкви вообще,, в нем чувствуется пскович. Требования к великому князю — конкретные требования псковского монаха: поставление за мзду на духовные должности «от мирских властель» было распространена в Пскове. Вдовствовала новгородская епископия, — значит эта имело прямое отношение к Пскову « Елеазарову монастырю.
Не одна теория Москвы — третьего Рима в посланиях Филофея к великим князьям обнаруживает в нем сторонника присоединения Пскова к Москве. Эта его позиция подтверждается и остальными его посланиями.
В одном из списков послания Филофея в Псков — «В беде сущим» — сохранилась заметка неизвестного современника о яемь Автор заметки рассказывает, что некоторые псковичи просили Филофея заступиться за них перед великим князем, «понеже той старец неисходен бе из монастыря и добродетелнаго его ради жития и ппемудрости словес знаем бе великому князю и велможам».1 На основании этой фразы можно предполагать, что великим князоям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу были известны не только адресованные им послания. Старец Филофей откааался заступиться за опальных, «отречеся молити государя о их скорбех, смиряя себе, яко не имею дерзновения, но последи много показа дерзновение к государю и моления о людех, тако же и боляром и на-Местником псковским и обличи их о многой неправде и насиловании, не убояся смерти; великий же князь и вельможи его, ведущи
1 В. М а л н н н н. Приложения, стр. 25.
«го Дерзость и беспопечение о сем веце, не смеша ничтоже ему зла сотворити».1
Попытаемся выяснить, почему же Филофей отказался заступиться за псковичей в своих посланиях «В беде сущим» и «К опальному вельможе». Вариантом послания «В беде сущим» является послание «К опальному вельможе». Послание «В беде сущим» было «аписано, вероятно, раньше, но так как послание «К опальному вельможе» полнее, то мы ограничимся только его разбором.2 Филофей пишет это послание в ответ на просьбу вельможи заступиться-за него. Вельможа много раз подвергался наказаниям: у него конфисковали имущество, его ссылали, на него накладывали страшное наказание — «отлучение царских очей», теперь он тоже <>ыл наказан, на него было наложено «отлучение дому и праотече-ское стяжание и всякого имениа восхищение». Филофей объясняет, что он не имеет права заступиться, так как «вся бо приходящая скорбнаа человекам не без божиа промысла бывают». Только у бога нужно просить милости, только бог может утолить царский гнев. Только раскаявшемуся придет прощение, и тогда прекратятся «от силных насилование и от врагов и от другов наветы и . оклеветание или от менших и безродных уничижение и безче-стие». Наказания всегда посылаются за грехи, а у вельможи есть свои грехи: «еже к богу согрешил есть или человеком егда убо сам зло кому никако створих или неправдова кого в чем или обиду содея кому или чюжая имения себе лихоимъством или всякою tie-правдою восхитил… или государю неправдова и не повинуяся или злословя».
Продвижение сайта психолога seo для психологов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60