Присоединение Пскова к России
В Послании к великому князю Василию Ивановичу Филофей называет великого князя, «браздодержателем святых божиих престол святыа вселенскыя соборныя апостольскыя церкви». Церковь эта сияет теперь вместо римской и константинопольской, так как в первом Риме церкви пали «неверием аполинариевы ереси», а второй Рим завоеван турками: «агаряне внуцы секирами и оскордми разсекоша двери»; только в Русской земле церковь сохранила в чистоте православную веру «третиаго новаго Рима, державного твоего царствия святыя соборная апостольскаа церкви, иже в кон-цых вселенныа в православной христианьстей вере во всей подне-бесней паче солнца светится». Отсюда Филофей делает вывод: «Вся царства православныя христианския веры снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь».1 Послание к Василию Ивановичу заканчивается словами: «вся христианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима па-доша, а третей стоит, а четвертому не быти».2 К русскому царству, по мнению Филофея, переходят права Рима, как главы православного мира. Русская земля — третий Рим в смысле сохранения чи-
1 В Малинин. Старец. Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложе-?ия, стр. 50.
2 В. Малинин. Приложения, стр. 55.
стоты веры, в смысле выполнения этого предначертания «божественного» промысла.
Послание к дьяку великого князя М. Г. Мисюрю Мунехину на-писаио по просьбе Мисюря объяснить ему счет годам и в основном направлено против «звездочетцев и латин», против их летоисчисления и веры в счастливую и несчастливую звезду. При объяснении летоисчисления, а также изменений в судьбах народов и людей Филофей ссылается на промысел божий: «не от звезд сие приходит, но от все дающаго бога».1 В этом послании Филофей подробно объясняет причину падения первого Рима: «предаша православную греческую веру в латынство». Латиняне говорят неправду, что «царство ромейское недвижимо пребывает»; они изменили православию «апресночнаго ради служения». Филофей разоблачает римлян: «аще убо великого Рима стены и столпове и трикровныа полаты не пленены, но душа их от диавола пленены быша опреснок ради».3 В пример римлянам Филофей ставит Византию: «аще убо агарины внуци греческое царство приаша, но веры не повредиша, ниже на-силствуют греком от веры отступати». Этот пример был приведен Филофеем в пылу спора, так как о чистоте веры в греческом царстве он думал несколько иначе при написании следующего послания.
Послание к Мисюрю Мунехину Филофей кончает предсказанием о судьбе Русской земли: «О нынешнем православном царствии пресветлейшаго и высокостолнейшаго государя нашего, иже во всей поднебесной единаго христьаном царя й браздодержателя святых божиих престол святыа вселенскиа апостолскиа церкве, иже вместо римской и константинополской, иже есть ,в богоспасаемом граде Москве… яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам то есть росейское царство, два убо Рима падоша, а трегнй стоит, а четвертому не быти».3 В этом послании теория Москвы— третьего Рима выступает в более полном выражении; это объясняется назначением послания, посвященного разоблачению догматов латинства. О падении Константинополя — второго Рима говорится еще очень мало.
В послании Филофея к великому князю Ивану Васильевичу теория Москвы — третьего Рима предстает в полном развитии. Православную церковь Филофей рисует в образе апокалиптической жены, которая бежит в пустыню от первого Рима, «понеже весь великый Рим падеся и болит неверием аполинариевы ереси не исцелно». Отсюда она попадает в Константинополь, «ио ни тамо покоя обрет соединенна их ради с латынею на осмом соборе, и оттоле константинопольскаа церькви раздрушися и положися в попрание яко овощное хранилище».4 Тогда православная церковь
1 В. Малиннн. Приложения, стр. 41.
направляется в третий Рим, «иже есть в новую великую Русию, се есть пустыня, понеже святыа веры пусти беша и иже божествен-нии апостоли в них не проповедаша, но последи всех просзегяся на них благодать божиа спасительнаа, его же познати истиннаго бога». Дальше Филофей говорит о чистоте веры в Русской земле: «едина ныне святаа соборнаа апостольскаа церковь восточнаа паче солнца во всей поднебесней светится и един православный великий руский ц&рь во всей поднебесной».1 Русский царь поддерживает церковь и утверждает истинную христианскую веру. В этом послании только в двух словах говорится о падении первого Рима, но уже подробно рассказывается о падении второго Рима из-за его соединения с латинством. По мнению Филофея, уния, заключенная на Флорентийском соборе, была причиной падения правослазной церкви в Константинополе. За этот страшный грех было послано богом наказание — завоевание турками.
Таким образом, в представлении Филофея Москва — центр православного царства, а значит и центр всего православного мира. Великий князь московский является царем всех христиан и «браз-додержателем святых божиих престол». Представление это основано на мистических идеях промысла божия, преемства царств и т. п.
Теория Москвы — третьего Рима не могла стать политической программой Русского централизованного государства в период его образования, так как она не была теорией в полном смысле слова и не могла быть руководством к действию. В эту теорию можно было вложить любое содержание. Так, позднее, в XIX в., на ней было основано требование борьбы за наследство Византии. Но в XVI в. в обосновании прав на наследство Византии Русское государство не было заинтересовано. Творческая политическая теория Русского государства говорила, что русские князья — изначала государи на своей земле, что русские князья происходят от императоров первого Рима.
Австрийский император и римский папа говорили о праве Русского государства на наследство Византии и при Иване Грозном, надеясь втянуть таким образом Россию в войну с Турцией. Иван Грозный отказывался от этого: «Мы в будущем восприятия малого хотим, а здешнего государства всея вселенная не хотим, что будет ко греху поползновение».2 Русское государство не было заинтересовано в войне с Турцией, так как на очереди стояла борьба с Польско-литовским государством за возвращение исконно русских земель.
Н. С, Чаев,3 правильно проанализировав международное положение Русского государства в XVI в., приходит, однако, к неверному выводу, что теория Москвы — третьего Рима создана была для утверждения положения страны на мировой арене, что теория
1 В. М а л и н н н. Приложения, стр. 63.
2 Памятники дипломатич. сношений, т. X. стр. 173—174.
3 Н С. Ч а е в. «Москва — третий Рим» в политической практике московского правительства XVI в.. Исторические записки, № 17, 1945.
эта говорит о настоящем и будущем России. Настоящее, по мне~ нию Н. С. Чаева, — это Москва — третий Рим и «апостольская церковь», а будущее — «все царства провославные снидошеся в единое-царство нашего государя», т. е. по существу Н. С. Чаев считает теорию Москвы —третьего Рима программой завоевания. Далее Н. С. Чаев делает оговорку, что «отнюдь не весь комплекс идей, разработанных в Москве, был пущен тогда в оборот». Зачем же-тогда вырабатывался этот комплекс идей и можно ли не пущенные в оборот идеи считать государственной теорией?
Теория Москвы — третьего Рима не могла быть применима и во» внутренней политике, так как она говорила об обязанностях великого князя только по отношению к церкви. Но если появление теории Москвы — третьего Рима не было вызвано потребностью ва внутренней политике Русского государства, то нужно попытаться решить вопрос, почему же эта теория все-таки возникла у Фнло-фея. Для этого снова обратимся к посланиям старца Филофея.
Послания, в которых Филофей сформулировал теорию Москвы— третьего Рима, в основном посвящены другим вопросам. О третьем; Риме Филофей говорит только для того, чтобы’показать великому князю его высокое положение, чтобы вынудить великого князч исполнить его просьбу.
Hdmi кабель отличия ответы в чем различие hdmi кабелей.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60