Поиск по сайту

Присоединение Пскова к России

Строительство производилось по приказанию великого князя, — псковские власти принимали участие в строительстве по его пору­чению. В 1536 г. по повелению великого князя было приказано строить город Заволочье: «Новый"город поставити от литовского рубежа на Заволочье».3 Новый город должен был быть ^не просто укрепленным пунктом, а настоящим пригородом, в него были по­сланы два наместника и сведены «посажане», чтобы они ставили там дворы. Укреплялись стены в Себеже.
В самом Пскове в .XVI в. крепостные стены имели протяжение» в 9 километров. По подсчетам военного инженера Годовикова для постройки Псковской крепости, не считая ремонтов и переделок, потребовалось: 6 миллионов человеко-дней, работа более миллиона лошадей, 561663 куб. метра глины, 122 990 куб. метров извести, 122 500 куб. метров песку, 20 миллионов ведер воды.4
Однако не о всех строительствах, укреплениях стен и рекон­струкциях крепостей сообщает летопись. Это ясно из того, что в XVI в. псковская крепость подверглась общей значительной пере­делке, а в летописях это не получило отражения, за исключением указания на строительство Гремячей башни и решеток. В летописях нет также сведений о сооружении оборонительных пунктов в Псков­ской области и пригородах Пскова в XVI в.
Крепости Псковской области очень мало обследованы специа­листами. Не выяснен и общий характер развития оборонительных сооружений древней Руси. Нет исследований, которые учитывали бы перестройки и переделки памятников. Некоторую попытку про­вести предварительное обследование новгородских и псковских крепостей   сделал   П. А. Раппопорт в своей работе   «Из истории
военно-инженерного искусства древней Руси».1 В Псковской обла­сти им изучены крепости двух псковских пригородов: Изборска и Острова. Автор подтверждает мнение К. К. Романова и Н. И. Репникова о том, что Изборскую крепость нельзя считать кре­постью 1330 года. Крепость перестраивалась, ее наружная часть является постройкой XV и XVI вв. Именно в это время Изборская крепость была реконструирована и усилена. Башни Изборской кре­пости, несомненно, перестроены с расчетом на применение пушек. 2 Работы по перестройке происходили одновременно с реконструкцией псковских стен и построением стен Псково-Печерокого монастыря.
Крепость города Острова была выстроена в середине XV в. и значительным переделкам не подвергалась.
В конце XV — начале XVI вв. развитие артиллерии вызвало только некоторые изменения в конструкциях крепостных сооруже­ний, так как орудия обладали еще небольшой пробивной силой. Появление же в середине XVI в. мощной артиллерии потребоваю утолщения крепостных стен. Это подтверждается также исследова­нием новгородских крепостей — Ладоги и Порхова.3
Изучение строительной деятельности псковичей в XVI в. и па­мятников архитектуры и живописи Пскова XVI в. позвбляет сде­лать вывод, что 1510 г. не был концом псковской истории и в этой области. Строительная деятельность после 1510 г. не только не пре­кратилась, она стала еще более интенсивной. В строительстве обо­ронительных сооружений самое непосредственное участие прини­мает великий князь Василий Иванович, а затем Иван Грозный. По их распоряжениям псковская крепость, так же как и крепости его пригородов, делаются неприступными. В строительстве оборо­нительных сооружений мастера используют новейшие как псков­ские, так и общерусские достижения в этой области. С другой сто­роны, псковские городовые мастера находят себе признание за пределами Псковской области. При постройке крепости в Казани Иваном Грозным из Пскова был вызван не только архитектор, но и псковские каменщики, стенщики и ломцы.4 Псковские мастера внесли свой вклад, свое умение, свой опыт в развитие строитель­ства оборонительных сооружений в Русском централизованном государстве.
В строительстве храмов также наблюдается заметное оживле­ние; в XVI в. церквей построено не меньше, а больше, чем за два предыдущих-столетия. При этом архитектура сохраняет свои само­бытные псковские черты. Архитектура Пскова не умирает, а все более совершенствуется, опираясь на   многовековые традиции    не
1  П. А. Раппопорт. Из истории военно-инженерного искусства древней Руси.    Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, т. II, Материалы и исследования по археологии СССР, № 31, М., 1952.
2  П. А. Раппопорт. Указ. соч., стр. 183.
3  П. А. Раппопорт. Указ. соч., стр. 133, 148. * ДАИ, т. I, СПб., 1846.
только свои псковские, но и традиции русского искусства вообще. Вместе с тем, псковские зодчие выходят за пределы своей области и находят себе признание в центральных областях Русского го­сударства. Тесные культурные связи Пскова и Москвы, Пскова и центральных областей Русского государства издавна стали тра­дицией, как традицией стало со времени Ивана III приглашение в Москву псковских архитекторов и псковских каменщиков. Все это говорит об окончательном культурном объединении Пскова с остальной Русью.
Таким образом, политическое присоединение Пскова к Русско­му государству открыло широкий простор для окончательного эко­номического и культурного слияния Пскова со всей Русской зем­лей. Как и во всех русских областях, в псковской области быстро развивается система поместного землевладения, повышается уро­вень товарности ремесленного производства, расширяются торговые связи с соседними городами, наблюдается расцвет в области куль­туры и техники. Во всем этом Псков выступает как неразрывная цасть единого Русского государства.
Даже продолжающаяся борьба между сторонниками полного объединения со всей Русью и. сторонниками сохранения местного сепаратизма имеет теперь под собой не местные, псковские корни, а общерусскую основу, определившую как различие социально-эко­номического положения этих группировок господствующего класса, так и противоположность их политических позиций.
Точку зрения сторонников присоединения Пскова к Москве — людей, которые понимали необходимость этого присоединения, ви­дели в Москве центр Русского государства, выражал в своих произ­ведениях писатель XVI в. старец Елеазарова монастыря пскович Филофей.
До нас дошли девять Посланий старца Филофея, адресованных великим князьям Василию III и Ивану Грозному, а также дьяку великого князя в Пскове М. Г. Мисюрю Мунехину и псковичам. В своих посланиях Филофей затрагивает немало различных вопро­сов. Но больше всего Филофей известен как создатель теории Москвы — третьего Рима.
Теория Москвы — третьего Рима сформулирована старцем Фи-лофеем в трех его посланиях: Послании к великому князю Васи­лию Ивановичу, Послании к великому князю Ивану Васильевичу и Послании к дьяку Мисюрю Мунехину против звездочетцев и ла­тинян.1
В основе теории Москвы — третьего Рима лежит идея прови­денциализма.    Все    в    мире совершается на основании промысла
1 В. М а л и н и н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его посла­ния. Киев,  1901. Приложения, стр. 49—57, 57—66 и 37—47.
божьего. Промысел божий управляет судьбами людей, народов и царств. Для выполнения божественных предначертаний бог избрал последовательно четыре народа, четыре царства. Последнее царст­во— римское царство, оно сохраняет истинную христианскую веру; после него наступит конец света. Идея провиденциализма оформи­лась еще в Ветхом Завете и получила окончательное развитие у христианских писателей. Но Рим пал, а конец света не наступает. Византия является наследницей Рима, Константинополь становится вторым Римом — центром вечного христианского царства. Так веч­ный Рим становится подвижным царствующим градом. Второй Рим соединился с первым Римом на Флорентийском соборе и был за­воеван турками, но вечный Рим должен жить в каком-то другом государстве, которое сохраняет православную веру в чистоте. Ста­рец Филофей впервые высказал мысль о том, что третьим Римом является Москва. Какой же смысл вкладывает Филофей в формулу Москва — третий Рим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберем развитие теории Филофея в его трех посланиях.
В. Малинин много времени и труда уделил выяснению точного времени написания посланий, но достаточно проследить постепен­ное развитие теории в трех посланиях, чтобы понять последова­тельность их написания. Впервые мысль о Москве — третьем Риме высказана Филофеем в Послании к великому князю Василию Ива­новичу. Четче и полнее сформулирована она к Мисюрю Мунехину; наконец, наиболее подробное выражение нашла она в Послании к Ивану Васильевичу. В такой же последовательности развивается в посланиях и мысль о причинах падения двух первых Римов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Откуда известно обо всех этих событиях?
  • Интересное