Присоединение Пскова к России
Строительство производилось по приказанию великого князя, — псковские власти принимали участие в строительстве по его поручению. В 1536 г. по повелению великого князя было приказано строить город Заволочье: «Новый"город поставити от литовского рубежа на Заволочье».3 Новый город должен был быть ^не просто укрепленным пунктом, а настоящим пригородом, в него были посланы два наместника и сведены «посажане», чтобы они ставили там дворы. Укреплялись стены в Себеже.
В самом Пскове в .XVI в. крепостные стены имели протяжение» в 9 километров. По подсчетам военного инженера Годовикова для постройки Псковской крепости, не считая ремонтов и переделок, потребовалось: 6 миллионов человеко-дней, работа более миллиона лошадей, 561663 куб. метра глины, 122 990 куб. метров извести, 122 500 куб. метров песку, 20 миллионов ведер воды.4
Однако не о всех строительствах, укреплениях стен и реконструкциях крепостей сообщает летопись. Это ясно из того, что в XVI в. псковская крепость подверглась общей значительной переделке, а в летописях это не получило отражения, за исключением указания на строительство Гремячей башни и решеток. В летописях нет также сведений о сооружении оборонительных пунктов в Псковской области и пригородах Пскова в XVI в.
Крепости Псковской области очень мало обследованы специалистами. Не выяснен и общий характер развития оборонительных сооружений древней Руси. Нет исследований, которые учитывали бы перестройки и переделки памятников. Некоторую попытку провести предварительное обследование новгородских и псковских крепостей сделал П. А. Раппопорт в своей работе «Из истории
военно-инженерного искусства древней Руси».1 В Псковской области им изучены крепости двух псковских пригородов: Изборска и Острова. Автор подтверждает мнение К. К. Романова и Н. И. Репникова о том, что Изборскую крепость нельзя считать крепостью 1330 года. Крепость перестраивалась, ее наружная часть является постройкой XV и XVI вв. Именно в это время Изборская крепость была реконструирована и усилена. Башни Изборской крепости, несомненно, перестроены с расчетом на применение пушек. 2 Работы по перестройке происходили одновременно с реконструкцией псковских стен и построением стен Псково-Печерокого монастыря.
Крепость города Острова была выстроена в середине XV в. и значительным переделкам не подвергалась.
В конце XV — начале XVI вв. развитие артиллерии вызвало только некоторые изменения в конструкциях крепостных сооружений, так как орудия обладали еще небольшой пробивной силой. Появление же в середине XVI в. мощной артиллерии потребоваю утолщения крепостных стен. Это подтверждается также исследованием новгородских крепостей — Ладоги и Порхова.3
Изучение строительной деятельности псковичей в XVI в. и памятников архитектуры и живописи Пскова XVI в. позвбляет сделать вывод, что 1510 г. не был концом псковской истории и в этой области. Строительная деятельность после 1510 г. не только не прекратилась, она стала еще более интенсивной. В строительстве оборонительных сооружений самое непосредственное участие принимает великий князь Василий Иванович, а затем Иван Грозный. По их распоряжениям псковская крепость, так же как и крепости его пригородов, делаются неприступными. В строительстве оборонительных сооружений мастера используют новейшие как псковские, так и общерусские достижения в этой области. С другой стороны, псковские городовые мастера находят себе признание за пределами Псковской области. При постройке крепости в Казани Иваном Грозным из Пскова был вызван не только архитектор, но и псковские каменщики, стенщики и ломцы.4 Псковские мастера внесли свой вклад, свое умение, свой опыт в развитие строительства оборонительных сооружений в Русском централизованном государстве.
В строительстве храмов также наблюдается заметное оживление; в XVI в. церквей построено не меньше, а больше, чем за два предыдущих-столетия. При этом архитектура сохраняет свои самобытные псковские черты. Архитектура Пскова не умирает, а все более совершенствуется, опираясь на многовековые традиции не
1 П. А. Раппопорт. Из истории военно-инженерного искусства древней Руси. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, т. II, Материалы и исследования по археологии СССР, № 31, М., 1952.
2 П. А. Раппопорт. Указ. соч., стр. 183.
3 П. А. Раппопорт. Указ. соч., стр. 133, 148. * ДАИ, т. I, СПб., 1846.
только свои псковские, но и традиции русского искусства вообще. Вместе с тем, псковские зодчие выходят за пределы своей области и находят себе признание в центральных областях Русского государства. Тесные культурные связи Пскова и Москвы, Пскова и центральных областей Русского государства издавна стали традицией, как традицией стало со времени Ивана III приглашение в Москву псковских архитекторов и псковских каменщиков. Все это говорит об окончательном культурном объединении Пскова с остальной Русью.
Таким образом, политическое присоединение Пскова к Русскому государству открыло широкий простор для окончательного экономического и культурного слияния Пскова со всей Русской землей. Как и во всех русских областях, в псковской области быстро развивается система поместного землевладения, повышается уровень товарности ремесленного производства, расширяются торговые связи с соседними городами, наблюдается расцвет в области культуры и техники. Во всем этом Псков выступает как неразрывная цасть единого Русского государства.
Даже продолжающаяся борьба между сторонниками полного объединения со всей Русью и. сторонниками сохранения местного сепаратизма имеет теперь под собой не местные, псковские корни, а общерусскую основу, определившую как различие социально-экономического положения этих группировок господствующего класса, так и противоположность их политических позиций.
Точку зрения сторонников присоединения Пскова к Москве — людей, которые понимали необходимость этого присоединения, видели в Москве центр Русского государства, выражал в своих произведениях писатель XVI в. старец Елеазарова монастыря пскович Филофей.
До нас дошли девять Посланий старца Филофея, адресованных великим князьям Василию III и Ивану Грозному, а также дьяку великого князя в Пскове М. Г. Мисюрю Мунехину и псковичам. В своих посланиях Филофей затрагивает немало различных вопросов. Но больше всего Филофей известен как создатель теории Москвы — третьего Рима.
Теория Москвы — третьего Рима сформулирована старцем Фи-лофеем в трех его посланиях: Послании к великому князю Василию Ивановичу, Послании к великому князю Ивану Васильевичу и Послании к дьяку Мисюрю Мунехину против звездочетцев и латинян.1
В основе теории Москвы — третьего Рима лежит идея провиденциализма. Все в мире совершается на основании промысла
1 В. М а л и н и н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложения, стр. 49—57, 57—66 и 37—47.
божьего. Промысел божий управляет судьбами людей, народов и царств. Для выполнения божественных предначертаний бог избрал последовательно четыре народа, четыре царства. Последнее царство— римское царство, оно сохраняет истинную христианскую веру; после него наступит конец света. Идея провиденциализма оформилась еще в Ветхом Завете и получила окончательное развитие у христианских писателей. Но Рим пал, а конец света не наступает. Византия является наследницей Рима, Константинополь становится вторым Римом — центром вечного христианского царства. Так вечный Рим становится подвижным царствующим градом. Второй Рим соединился с первым Римом на Флорентийском соборе и был завоеван турками, но вечный Рим должен жить в каком-то другом государстве, которое сохраняет православную веру в чистоте. Старец Филофей впервые высказал мысль о том, что третьим Римом является Москва. Какой же смысл вкладывает Филофей в формулу Москва — третий Рим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберем развитие теории Филофея в его трех посланиях.
В. Малинин много времени и труда уделил выяснению точного времени написания посланий, но достаточно проследить постепенное развитие теории в трех посланиях, чтобы понять последовательность их написания. Впервые мысль о Москве — третьем Риме высказана Филофеем в Послании к великому князю Василию Ивановичу. Четче и полнее сформулирована она к Мисюрю Мунехину; наконец, наиболее подробное выражение нашла она в Послании к Ивану Васильевичу. В такой же последовательности развивается в посланиях и мысль о причинах падения двух первых Римов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60