Поиск по сайту

Присоединение Пскова к России

Строительство продолжается и в следующих годах по приказа­нию наместника или по повелению великого князя «из своей каз­ны». Так были построены церковь Покрова святой богородицы у Мотыльной гридницы в 1522 г., церкви святого Гаврила у Михай­ловских ворот и Алексея митрополита в «Домантове стене» в 1538 г. Кроме того, церкви строились за счет гостей в 1522 г. и за счет го­стей «приведеных» в 1527 г. Таким образом, нельзя сказать, что все строительство после 1510 г. перешло в руки московского пра­вительства,— в нем продолжали участвовать псковичи. В 1546 г. на средства нескольких псковичей была построена церковь Жен мироносиц на скудельницах. Эти псковичи не только смогли по­строить довольно большую по размерам церковь с приделом, но и «учинили» в ней ежедневную службу «попов и дьякона».3 В 1538 г. на средства богоявленских «суседей» поставлена церковь Трех свя­тителей.
Больше всего церквей ставится в пределах самого города Пско­ва: в Довмонтовом городе, на площади, на торгу, в Среднем горо­де. Ведется строительство церквей и в псковских пригородах, кото­рые укрепляются и строятся вновь. Строятся церкви в псковских монастырях; в частности, обширное строительство развертывается в Псково-Печерском монастыре. После церквей, построенных в мо­настыре Мисюрем Мунехиным, на псковском подворье Печерского монастыря была поставлена церковь в 1537 г., затем в самом мо­настыре—церковь Благовещения богородицы с трапезою в 1540 г. и Николы Чудотворца на Воротах в 1564 г.4 Обстраивались и дру­гие монастыри.
Церкви, возведенные в XVI в. в Пскове, различны по своей ве­личине и художественной ценности, однако в их число входят пре­красные образцы псковского зодчества, продолжающие и развиваю­щие традиции псковских зодчих XIV и XV вв. Церкви Сергия с За-лужья (1516), Успения пречистой на Завеличьи (1521), Воскре­сенья    со Стадища  (1532), Николы со Усохи  (1536), Богородицы
1 ПСРЛ, т. IV, стр. 293.
•  Там же, стр. 291.
8 «А другую церковь поставиша на скуделницах (братских могилах.— ff. M.) святых Жен мироносиц прикашик Богдан Ковырин, да Григорей Ива­нов Титова, Кирила Мыльник, да и придел в него имя святаго Кирила пвставн-ша, да и службу вседневную учиниша и попов и дьякона, да общее житие со-ставиша. ..» — ПСРЛ, т. IV. стр. 306
*  ПСРЛ. т. IV. стр. 302. 303. 316.
Одйгитрии (1537), Козьмы и Демьяна с Гремячей горы (1540), Апостолов Петра и Павла в старом Застеньи (1540), святого Нико­лы в Острове (1543), а также церкви, построенные при игумене Кор-нилии в Псково-Печерском монастыре, и многие другие принесли псковичам вместе с более ранними памятниками славу превосход­ных зодчих.
Все церкви, дошедшие до наших дней и доступные изучению, го­ворят о том, что в XVI в. псковское зодчество не умерло, а разви­валось быстрыми шагами, обогащаясь новыми московскими веяния­ми. Правда, традиции московской архитектуры прочно еще не вли­лись в псковское зодчество. Из сохранившихся до нашего времени церквей, построенных в XVI в., больше других несет на себе черты московской архитектуры церковь святого Стефана. Знакомством с Московской архитектурой псковичи обязаны отчасти и жителям, присланным из других русских городов: церковь святого Стефана построил «Яким Переславец сведеной».! Это единственная церковь в Пскове этого времени, построенная по образцам московской ар­хитектуры.
В литературе, посвященной изучению памятников архитектуры Пскова, всегда поднимался вопрос о взаимоотношениях псковской, новгородской и московской архитектуры. Но вопрос этот ставился неверно, в результате чего исследователи приходили к противопо­ложным выводам.
К. К. Романов, недооценивая значение новгородской и москов­ской архитектуры, преувеличивал роль псковской архитектуры для всего русского зодчества конца XV и начала XVI вв.2 По мнению К. К. Романова, зодчество Новгорода долго сохраняется в старых формах и не имеет связей с Москвой во второй половине XV в.; в Пскове же отмечается богатство конструктивных решений в тече­ние всего XV в. Особенно развивается строительная деятельность в Пскове во второй половине XV в. В конце XV в. псковские масте­ра в строительном деле Москвы стоят на первом месте; они прино­сят с собой систему ступенчато-повышенных подпружных арок, ко­торые входят в московскую архитектуру. Эта же система позднее развивается в шатровой архитектуре Москвы. Псковские мастера играют важную роль в развитии шатровой архитектуры.
Противоположная точка зрения высказана Н. Бруновым.3 Он считает, что псковская архитектура не оригинальна, что она при­несена в Псков вначале из Новгорода, а затем из Москвы; псков­ская система повышенных подпружных арок заимствована, по его мнению, из Москвы. Подобного взгляда придерживается и Б. А. Ры­баков, тоже недооценивший значение псковской архитектуры.4 Б. А.
‘ ПСРЛ, т. IV, стр. 306.
2   К- К- Романов. Псков, Новгород н Москва в их культурио-художест-венных взаимоотношениях. Известия ГАИМК. т. IV, 1925, стр. 209—241.
3  Н. Б р у н о в.   Рецензия   на   статью К. К- Романова «Печать и револю-«ия», 1926, кн. 4, стр. 166.
* Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948. стр. 671.
Рыбаков полагает, что ступенчатые аркн появляются а Пскове под влиянием московских образцов и что псковская архитектура не ока­зала влияния на соседние области, но псковичи пользовались сла­вой хороших зодчих только потому, что были чутки к новшествам в архитектуре Новгорода, Москвы и Западной Европы.1
Гораздо правильнее ставит вопрос о значении псковского зодче­ства Н. Н. Воронин, указавший, что в исследовательской литера­туре были неверны как сама постановка вопроса, — псковская или московская архитектура была ведущей в развитии зодчества XVI в., — так и его узкое решение на основе установления приори­тета той или иной области в конструкции ступенчато-повышенных подпружных арок.
Проблема псковско-московских художественных связей, по мне­нию Н. Н. Воронина, должна быть пересмотрена в свете «новой, более широкой, историко-культурной перспективы».2 На основе изу­чения реконструкций собора Троицы в XII—XIV вв. Н. Н. Воронин доказывает, что псковские мастера были представителями не толь­ко псковской архитектурной школы, но и общерусского творческого движения. Процесс выработки форм_ русского национального зод­чества начался «задолго до XIV—XV вв. еще в архитектурных шко­лах периода феодальной раздробленности XII—XIII вв. и был свя­зан с бурным подъемом русской материальной и духовной культу­ры и с зарождением объединительных антифеодальных тенденций в    политической   жизни и литературе.    Он возобновился в XIV—
XV  вв. в новых условиях возрождения Руси и национально-освобо­дительной борьбы против монгольского ига. В это время и Псков и Москва внесли свой вклад в формирование русского националь­ного зодчества».3
Н. Н. Ворониным показано, что при перестройке Троицкого са% бора псковские зодчие подошли к системе повышенных подпруж­ных арок, но принцип этот был известен еще в XII в. и во Влади­мире и в Пскове.4
Таким образом, вопрос об отношениях псковского и москов­ского зодчества решается по-новому. Архитектура Пскова и архитектура Москвы развивалась в тесном сотрудничест­ве и внесла вклад в формирование русского национального зодче­ства.
Для    местных    псковских    художественных    сооружений XV—
XVI  вв. характерны два типа храмов—большой и малый. В псков­ских храмах XVI в., как, например, в храме Василия на Горке, по­вторяются все особенности псковской архитектуры XV в., — это че-тырехстолпные    одноглавые    храмы с тремя абсидами и системой повышенных   подпружных   арок, облегчающих всю конструкцию и
1  Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 672.
2  Н, Н. В о о о н и н.    У   истоков русского национального зодчества. Еже­годник ии-та истории искусств; Живопись,  архитектура, М.,  1962, стр. 284.
J Н. Н. Воронин. Указ. соч.. стр. 316. 4 Там же.
увеличивающих ее внутренний объем, с тройчатым делением внеш­ней стены, передающей его внутренний план, многолапастными ар­ками и подщипцовым пофронтонным покрытием.
Многие псковские церкви XVI в. и более раннего времени имеют большое подцерковье, ^служащее хозяйственным целям. Таковы церкви Николы со Усохи, Успения божьей матери на Пароменьи, Сергия с Залужья, Петра и Павла с Бую и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • О церкви Спаса.
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Псковское вече
  • Интересное