Поиск по сайту
Купить водосточные трубы по материалам сайта.

Присоединение Пскова к России

Как и в XV в., важное место в псковской торговле занимала торговля хлебом — рожью, пшеницей, овсом. Торговали в основ­ном в двух рядах: в Старом Хлебном и на Ржаной Ниве. Торговля хлебом велась также и в других рядах, в частности в Сурожском. Кроме того, хлебные лавки были разбросаны по всему городу. В числе Других товаров торговали печеным хлебом и калачами на Петровской и Трупеховской. улицах. В Пскове было 25 мельниц. В городе насчитывалось примерно 190 хлебных лавок, что говорит о постоянном и значительном спросе на хлеб. В Уставной таможен­ной грамоте приводится более обширный перечень товаров, чем лю­бой из известных нам по более ранним документам. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что первое место в этом перечне занимают продукты земледелия (десять названий из четырнадцати).
Этих кратких сведений о торговле в Пскове до «запустения» до­статочно для того, чтобы утверждать, что она ни в какой степени не пострадала после 1510 г. Напротив, более частые и регулярные связи псковской администрации и духовенства с Москвой, связи псковских помещиков с помещиками других областей и особенно Шелонской пятины так или иначе способствовали созданию новых видов экономического общения. Псковские купцы, чувствуя под­держку могущественного московского государства, активнее разви­вали как внутреннюю, так и внешнюю торговлю. В Пскове был «гостиниый двор приезжих гостей московских».1
В ремесле Пскова XVI в. видны все типичные черты ремеслен­ного производства при феодализме, отмеченные во многих работах советских исследователей. Главной чертой псковского ремесла сле­дует признать довольно высокий уровень товарности ряда его от­раслей, что указывает на оживление в развитии производительных сил в Пскове.
Писцовая книга № 355, которой мы все время пользуемся, отразила главным образом именно те отрасли ремесла, в кото­рых был высокий уровень товарности производства. Являясь не собственно «писцовой», а «оброчной» книгой, она дает сведения лишь о ремесле, представленном на псковском торге. Но даже и эти неполные данные позволяют говорить о том, что ряды псков­ского торга были прежде всего местом сбыта псковскими ремеслен­никами своих изделий.
На псковском торге широко была распространена торговля са­пожников (более 40 человек) и щепетинников, торгующих мелоч­ным товаром (более 40 челЪвек). Многие из сапожников торговали не только обувью и другими изделиями из кожи, но и самой кожей; на берегу реки Псковы находился район «Кожевники», в котором
жила часть владельцев лавок.1 Очень большой ряд торга носил на­звание серебряного или женского.2 Более 70 владельце^ лавок в этом ряду по характеру своей торговли и по уплачиваемому обро­ку (2—3 алтына) были, по всей вероятности, ремесленниками. Среди них встречаются десятки женщин, торговавших предметами женской одежды и убранства.
В котельном, ведерном, иконном и рукавичном рядах также шла, повидимому, торговля ремесленников своими изделиями. Что касается соляного, сурожского, льняного, кузнецкого (или Твер­ского) рядов, то в них велась более крупная торговля. Среди вла­дельцев лавок в этих рядах встречаются фамилии будущих «го­стей» видного купечества и духовенства. Писцовая книга № 35S почти не отражает ремесла вне торга. Среди торгующих нет ни од­ного кузнеца, есть лишь один плотник и шесть каменщиков. Для этих видов ремесла характерно слабое развитие товарности, рабо­та на заказ. Но уже одно наличие в городе двух районов, заселен­ных кузнецами, и широко развернувшееся строительство говорят о том, что кузнечное дело, как и дело каменосечное, после 1510 г. не только не заглохло, но и развивалось.
Славились в Пскове и мастера колокольного дела; известен ма­стер Андрей; его сыновья в Пскове при Мисюре Мунехине продол­жали его дело. В Путеводителе Окулича-Казарина, при описании колоколов в псковских церквах, упоминаются два колокола, отли­тые сыновьями Андрея. Йа колоколе, установленном в церкви Вар-лаама, была сделана надпись: «.. .при великом князя дияке Мисюре Мунехине повелением .великаго князя воеводы Ивана Артемьевич Широноса городщика и повелением раб божиих старост Терентия Мокроуса и Моисея Решето и всех сусед романских, а мастеры — Андреевы дети Михаил священник бывшой, да Максим дияк».3
На другом колоколе^ находившемся в Мирожском монастыре, указаны имена этих же сыновей Андрея: «а делали мастеры Ан­дреевы дети Михаиле священник да Ануфрей да Максим дьяк*.* На надписи на этом колоколе есть еще одна интересная деталь,, указывающая, что колокол отлит «при державе» Василия и «при великого князя дьяке Мисюре Мунехине» и не упоминающая боль­ше ни одного наместника и ни одного дьяка. Все это говорит об исключительном положении в Пскове Мисюря Мунехина. Михаил сын Андрея пользовался известностью во всей стране, его дети и ученики продолжали его дело. Сам он отливал колокол для Кирил-лобелозерского монастыря. Псковичами были отлиты колокола для Софийского собора в Новгороде, для Кириллобелозерского, Болдин-Дорогобужского и Соловецкого монастырей и Архангельского со-
1  Сборник МАМЮ, т. V. стр. 19, 21.
2  Там же, стр. 49, 50, 52.
3Н. Ф. Окулич-Казарин.    Спутник    по   древнему    Пскову.    Псков, 1913, стр. 205.
* Н. Ф. Окулич-Казарин. Указ. соч., стр. 252.
<5ора в Рязани.1    С. В. Бахрушин считает, что Псков был центром колокольного литья общерусского значения.2
Богатый материал для изучения истории Пскова представляют памятники псковской архитектуры, живописи и крепостного строи­тельства. По памятникам крепостного строительства можно воссоз­дать картину состояния экономики Пскова в этот период, они по­зволяют судить о количестве и квалификации работников, занятых на строительстве, об участии в строительстве местных центральных властей, о степени развития техники крепостных сооружений, а по сложности их конструкций — о мощности артиллерии. Памятники живописи и архитектуры дают материал об уровне ремесленного производства, о художественном мастерстве, о культурных тради­циях в отдельных областях искусства и являются в то же время памятниками идеологическими.
В буржуазных исторических исследованиях обычно утверждает­ся, что 1510 год принес упадок псковской культуре, однако изуче­ние памятников архитектуры и оборонительных сооружений пока­зывает обратное.
В самом деле, в XV в. в Пскове идет оживленное строительство оборонительных сооружений и храмов. Роль великого князя в этом строительстве все более возрастает. Строительство часто проводит­ся по его почину. В 30-х годах XV в. с ведома великого князя стро­ятся укрепления в псковских пригородах в Выборе и Гдове,3 затем укрепляются стены в Псковском кремле,4 в 60-х годах строятся но­вый городок на «обидном месте» во Владимирце и Красный горо­док на Синей реке.5
В начале XVI в. во время участия в войне Русского государства с Польско-Литовским государством и Ливонским орденом строятся значительные укрепления в Пскове: в 1500 г. две башни на Зап-сковьи у устья Псковы и над рекой Великой укрепляется стена на Полонище.
В 60—80 годах XV в. ведется большое строительство храмов. Рост влияния Москвы на внутреннюю жизнь Пскова, увеличение значения московского наместника в жизни Пскова не только не ?ослабили строительную деятельность псковичей, но, напротив, под­держали эту деятельность.
После событий 1510 г. строительство не замерло, а продолжа­лось еще более интенсивно. Если более чем за столетие, с 1404 по 1508 г., в Пскове, по свидетельствам летописей, было построена 38 церквей, то такое же количество церквей построено с 1516 по 1564 г., т. е. менее чем за 50 лет.
1 С. В. Бахрушин. Указ. соч, стр. 76 а Там же.
3  Псковские летописи, стр. 39,
4  Там же, стр   50, 55
5  Там же, стр. 62
Упоминания о строительстве церквей встречаются с 1516 г. Осо­бенно большое строительство церквей падает на 1518 г., когда строилось 4 церкви «повеление»! великого князя» «на старом Торго-вище», повидимому, в Среднем городе, откуда в 1510 г. был выве­ден Торг.1 В 1518 г. по инициативе великого князя строятся церкви в Опочке в связи с победой русских войск’над польско-литовски ми под Опочкой в этом же году; также не без участия в этом деле вели­кого князя2 в том же 1518 т. М. Г. Мисюрь Мунехин строит две церкви в Псково-Печер’ском монастыре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • О церкви Спаса.
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Псковское вече
  • Интересное