Присоединение Пскова к России
1 Вторжение центральной власти в сферу феодального иммунитета шло по многим линиям: в Уставной таможенной грамоте Пскова, например, говорится: «А имати Михаилу (тиуиу, — Н. М.) еще и померное с моих царя и великого князя селчан, и с монастырских, и с боярских, и з грамотчиков и со всех без смены, чей хто ии буди». — ЦГАДА, фонд 141, № 66.
2 Н. Суворов. Псковское церковное землевладение в XVI—XVII вв. ЖМНПр, декабрь 1905; ДМНПр. апрель 1906. стр. 353—405.
я Сборник МАМЮ, т. V, стр. 1913. 4 Н. Суворов. Указ соч., стр. 398.
175, в то время как в Елеазаровском монастыре было всего 35 деревень и 99 пустошей, а Елеазаровский монастырь был много богаче других псковских монастырей.1′
Таким образом, на основании жалованных грамот псковским монастырям, отчасти на основании данных писцовых книг и некоторых данных псковских летописей можно говорить о том, что в Псковской земле после событий 1510 г. ие было секуляризации церковных и монастырских земель. Напротив, владения псковских монастырей увеличивались главным образом благодаря пожалованиям великих князей. По этим пожалованиям можно проследить развитие феодального иммунитета, которое распространилось и на псковские земли. Л. В. Черепнин в своей работе, посвященной русским феодальным архивам XIV—XV вв., дает новое понимание развития феодального иммунитета времени образования Русского централизованного государства: «Проводником политики князей являются жалованные грамоты, посредством которых княжеская власть вначале фиксирует отношения господства и подчинения, сложившиеся в феодальной деревне, а затем начинает подвергать их пересмотру на новых началах государственной централизации».2
В Псковской земле духовным феодалам давались льготы для заселения пустующих мест, для усиления зависимости от феодалов крестьян, для восстановления феодального хозяйства. В псковских духовных феодалах Василий III и Иван IV видели надежных союзников в деле укрепления централизованного государства. Московское правительство воспитывало в них взгляд на себя как на единственную власть во всей Русской земле, на единственный источник земельных владений. Показательно, что все грамоты, касающиеся даже разбора мелких ссор между монастырями, написаны от имени великого ««язя, а впоследствии царя. Его политику в Пскове часто проводит не наместник, а дьяки, т. е. представители московской администраций в Пскове.
Псковское духовенство, псковские церкви и монастыри не пострадали после 1510 г. в экономическом отношении. Секуляризации в Пскове не было ни в 1510 г., ни позднее; напротив, пскоёские монастыри получали крупные земельные пожалования от Василия Ивановича, Ивана Грозного, а затем и Федора Ивановича. Псковские монастыри вели переговоры о своих земельных владениях непосредственно с московским правительством. Великие князья стали вмешиваться.в жизнь псковских монастырей.
Великие князья ограничивали права своих наместников в Пскове, изымая из их компетенции право решения споров между монастырями, Наконец, псковским монастырям давались судные и льготные грамоты на их владения!
Такая политика Василия Ивановича и Ивана Грозного по отношению к псковским монастырям объясняется не бедностью псков-
1 Н. Суворов. Указ, соч., стр. 377.
8 Л. В. Черепнин. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 2, М., 1915, стр. ПО.
ских монастырей, как и не одним богатством новгородских монастырей объясняется секуляризация, произведенная в Новгороде.1 Соображения политического характера руководили московским правительством. Они были вызваны той позицией, которую заняли псковские монастыри по отношению к центральному правительству. Московское правительство решило обеспечить себе их поддержку в деле централизации.
Роль московского наместника в Пскове изменилась. Если раньше у него была некоторая доля самостоятельности, то теперь два псковских наместника отправлялись великим князем в Псков на службу. Их главной обязанностью было возглавлять военные отряды псковичей. Внутренние дела перешли в руки прямой администрации великого князя на местах. Это сразу же дало себя чувствовать, так как в 1510-р, был назначен дьяком М. Г.’Мунехин, который сосредоточил в своих руках все стороны псковского управления. Он не только ведал «приказные дела»,2 как поручил ему великий князь, по свидетельству московской повести.3 Источники отмечают его деятельность как дипломата, предводителя военных отрядов, руководителя грандиозного крепостного строительства, образованнейшего человека своего времени. Наместники при нем были на втором плане. Но и после него при других дьяках роль наместника не возрастает. Больше чем раньше великий князь Василий Иванович, а затем царь Иван Грозный они вмешиваются в жизнь Пскова. Дьяки и наместники часто действуют по их личному приказанию. Точно так же Василий Иванович, а потом Иван Грозный назначали наместников в псковские пригороды. Наместник псковский — обычно боярин великого князя или его окольничий, а наместники пригородов — дети боярские.4 Если раньше наместничество могло быть простым кормлением, то теперь оно превращалось в службу; по свидетельству московской повести, наместник пригорода становится начальником всех пригородских помещиков.
Наместничество пересматривалось, часто менялись псковские наместники; возможно, что наместники пригородов менялись каждый год.5 Это была обычная царская служба. Наместника Кобылье-ва Городища, Сухово-Кобылина, Иван Грозный посылает наместником в город Ям Новгородской области, а жалованная грамота написана по такой же форме, как и в Псков.6 Грамота сопровождается предписанием — «наезжей» грамотой, написанной уже .через 20 лет, повидимому во время вторичного наместничества Сухово-Кобылина в Яме. В этой грамоте дьяки великого князя пишут подчиненным наместника «в Ямской уезд волости и в погосты князем и детям, боярским и старостам и цельвальникам и соцким и пя-
1 Н. Серебрянский. Очерки монастырской жизни Пскова, стр. 403.
2 БИЛ, Рум, 255, л. 524.
3 Там же. * Там же.
5 ЦГАДА, фонд 197, Малиновского, портфель III, дело 43.
6 Там же, дело 48.
тидесяцким и десяцким и всем крестьянам». Из этой грамоты ясно, что наместнику давался доход © пригородах по уставной грамоте, или уставному списку. Помещики в пригородах подчинялись непосредственно пригородскому наместнику.
В псковской летописи особняком стоит рассказ о событиях 1541 г. в Пскове, хотя в разных списках этот рассказ различен, но оценку события списки дают одинаковую. Летопись осуждает деятельность псковских наместников Андрея Михайловича Шуйского и Василия Ивановича Репнина-Оболенского. Летописец сообщает, что было притеснение от наместников «мастеровым» людям и «большим» жителям Пскова и пригорода. При этом недовольство наместниками вовсе не свидетельствовало о недовольстве центральной властью; наоборот, по мнению псковского летописца, великий князь встал на сторону псковичей и против наместников. Такое недовольство наместниками было не только псковским явлением, а наблюдалось во всем Русском государстве. И. И. Смирнов считает возможным говорить о кризисе наместничьей системы управления, так как оно оказалось в руках враждебных кругов. В середине XVI в., говорит И. И. Смирнов, обострились противоречия «между наместниками и их агентами и населением как результат злоупотребления наместников, использовавших свою власть прежде всего для выкачивания из населения как можно больше средств под видом сбора „корма", что являлось привилегией наместников».1
Введение губных учреждений в 1541 г. в Пскове было воспринято псковским летописцем как направленное против наместников. Дела о разбое переходили в ведение выборных из числа местных помещиков, в руки соцких и целовальников, которые подчинялись центральному Разбойному приказу. В псковской летописи говорится: «И бысть крестьяном радость и лгота велика от лихих людей и от поклепцов, и от наместников, и от их неделщиков и от ездоков, кои по волостем ездят».2
Ограничение власти наместников проводилось в интересах объединенного класса феодалов против местной власти, еще стремившейся к самостоятельным действиям во внутренней политике.
Таким образом, с 1510 г. на землях псковского боярства, которые были основой экономической силы и политической роли боярской олигархии в управлении Псковской землей, были испомещены служилые люди великого князя Василия Ивановича, а затем Ивана Грозного. Поместья получили переселенные из других городов дети боярские, представители московской администрации. Среди них не было людей из старых боярских фамилий, — таким образом создавалась прочная опора для правительства централизованного государства в его отдаленных областях. Дети боярские находились в распоряжении центральных властей, Разрядов и Поместного приказа; наместники и дьяки осуществляли политику центральной власти на местах.
‘ И. И. Смирнов. Иван Грозный. Л., 1944, стр. 42. 2 ПСРЛ, т. IV, стр. 305.
Корпоративная песня под ключ запись песни.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60