Присоединение Пскова к России
Скопированные в Румянцевской рукописи № 54 краткие записи говорят о том, кто дал в монастырь нивы и где они находятся. Это главным образом жители самого города Пскова, не знатные и не богатые, повидимому жители посада, мелкие торговцы, ремесленники и члены их семей. По самим «данным» ясно, что это калачник, мясник, воротник, серебряник, сын нивника, сын огородника, сын иконника, сын серебряного мастера. Об этом говорит и местонахождение нив на Полонище. Большинство нив находится за Сокольими ворогами, на Трупеховской улице, за Великими воротами. Таким образом, становится известным, что на Полонищенском конце, сразу за стеной, находились нивы, хозяевами которых были жители посада. Кроме тсго, они иногда являлись и владельцами дворов, даже белых, в самом городе. Так, Григорий Васильев сын иконника дает «двор белый дела своего Георгиевского попа ев взвода Михаила Ондреева сына на Зимней улице с огородом да ни
1 БИЛ, Рум, 54, л. 32.
2 ГПБ, Погодинское собр, 1912, л. 100
3 Там же, л. 108 об
By за Великими воротами Филатовскую Кузнецова».1 Тимофей Федорович Плещеев дал монастырю свой двор, купленный во Пскове на Хлебной ниве2 у Большого ^горга «да нивку и пожанку за Сокольими воротами» в 1564 г.3
Некоторые «данные» говорят о возрастающей дифференциации в среде ремесленников. Богатую «данную» получил монастырь от сына серебряника: «Родионка Исаков, сын Хрипы серебряного мастера Гнездова с Полониского конца — место дворовое за городом в Сокольи улицы, где сам жил, да четыре места пустые оброчные рядом, да огород раньше Покрышкина, да ниву и пожинку раньше Плещеева».4
Сын серебряника, повидимому, имел достаток и скупал окрестные нивы. Раньше всего дифференциация началась и быстрее всего развивалась в среде таких высококвалифицированных ремесленников, как серебряники. Отею Родионки был серебряным мастером, не просто серебряником.
Псков со всех сторон был окружен нивами, принадлежавшими городским жителям. Нивы доходили до самых стен города, а немного раньше были и в самих его пределах. Вокруг города были земли мельников, городских ремесленников и монастырей. Владений монастырей становилось все больше, они увеличивались не только по данным записям, но и по купчим и кабальным записям. Монастыри получали доходы с обрабатываемых нив и с поставленных на церковной земле лавок и дворов.5
Особенно интересна кабальная запись, о которой упоминается в реестре грамот Псково-Печерского монастыря. По этой кабале игумен Елеазарова монастыря Иосиф занял у игумена Корнилия 150 рублей: «а заставили в тех денег две нивы с пожанками оприч хоромного запасу и полевого жердья Самуиловские Тетерина за царем Константином возле улицы над Псковою рекою на Запсков-ской стороне возле Зыкову ниву Суколниковы, да ободные грамо-гы хартейные за свинчатыми печатми, и купчие записи, й четыре кабалы в сте рублях на те нивы и пожни, и после сроку игумен Иосиф с братиею тех нив и пожен в дом пречистые богородицы в Печерский монастырь игумену Корнилию с братиею опустили с без-отнимочно во веки в лето 1565».6
Елеазаров монастырь получил нивы, теперь переданные Псково-Печерскому монастырю по купчим записям и кабалам от Суколни-ковых и Тетериных. При игумене Корнилии Елеазаров и Псково-
> БИЛ, Рум., 54, л. 5 об.
* В самом Пскове у Большого торга было место, которое называлось «Хлебной иивой», хотя мало вероятно, что в конце XVI в. оно действительно было еще иивой.
* БИЛ, Рум, 54, л. 6.
4 Там же.
5 Расходная книга Псковской Завеличской церкви Успения пресвятая богородица 1079 г. Записки отд. русск. и слав, археологии имп. Археология, общества, т. 1, СПб., 1851, III, стр. I—S.
6 БИЛ, Рум., 55, л. 6 об.
Печерский монастыри были связаны тесными отношениями (на этом мы остановимся несколько ниже). Псково-Печерский монастырь давал деньги в долг под заклад и в том же 1565 г. Вопрос о вкладчиках Псково-Печерского монастыря, который будет нас интересовать и в дальнейшем, на основании имеющегося материала точно решен быть не может. У нас есть данные, что в XVI в. его земельные приобретения складывались из земельных владений, пожалованных Василием III и Иваном IV, и земель, данных главным образом псковскими городскими жителями, ремесленниками, жителями посада.
Поместья отдаваться «по душе» в монастырь не могли, так как они в начале не только не были наследственными, но и пожизненными. С прекращением службы прекращалось и владение поместьем.
Владельцем всех земель, на которых испомещались служилые люди, был царь, поэтому только он мог распорядиться своей землей. А. Д. Градовский отмечает, что единственными доступными для помещика актами были сдача и мена поместья.1
Сохранились некоторые данные о получении земельных владений Петропавловским монастырем.2 По грамоте Семиона Федорова сына Семер-икова он отдает монастырю половину своей нивы и пожни. Свидетелями совершения этого вклада записаны два псковича, сообщается их псковский адрес: «Василий Тимофеев сын, & живет на Запсковьи с Мощонки улици, ветошник, да Потафей Еремеев сын огородник с Жоравкова мосту».3 Очевидно, Семион Федоров принадлежал к псковскому черному люду, так как в качестве свидетелей им привлекались как авторитетные лица ветошник и сын огородника. Подтверждает эти грамоты и то положение, что городские жители имели нивы и пожни вне города, но где-то поблизости.
По другой грамоте, написанной1 в 1563 г., или, как она называется, «приказной памяти» Петр Тимофеев сын Бояринцев и Ма-карий Григорьев сын Козлов отдают в Сироткин монастырь нивы и пожни «в изгороде» и за Варлаймскими воротами.4
Никто не имеет права «вступати в ту землю опрично царя и государя великого князя Ивана Васильевича». Оговорка о праве царя и государя вмешиваться в земельные владения очень интересна: значит, в сознании владельцев нив и пожен царь был их номинальным владельцем.
По документам, относящимся к церковному землевладению в Пскове после 1510 г., можно сделать некоторые выводы о землевладении горожан, о землевладении вообще и в частности о той
1 А. Д. Градовский. История местного управления в России. Т. I, СПб., 1868, стр. 65.
2 Псковский областной краеведческий музей, № 619/68 Изд. у Н. Сереб-ряиского. Указ. соч., стр. 576.
3 Там же.
* Там же, № 620/69.
возрастающей роли, которую начинает играть царь как верховный собственник всех псковских земель.1
Вопрос о церковном ‘землевладении в Пскове специально изучался Н. Суворовым.2 Его работа написана иа основании писцовых книг конца XVI и XVII вв., но главным образом посвящена выяснению положения в землевладении в XVII в. Характеристики землевладения в XVI в. Н. Суворов не дал, отметив только некоторые его особенности в 80-х годах. Н. Суворов не использовал для своей работы грамоты, но по писцовым книгам им проведена большая сводная статистическая работа.
Данными Н. Суворова по писцовым книгам о владениях того или иного монастыря пользоваться можно. Эта работа была им проведена по рукописи древнейшей псковской писцовой книги еще до ее опубликования.3 В работе Н. Суворова ценны сведения о том, какие засады в Пскове, на какие губы делился Псковский и другие уезды, в какую губу входит тот или иной населенный’пункт. Однако Н. Суворов занимался только церковным землевладением.
По данным Н. Суворова Псково-Печерский монастырь по огромным размерам своих владений не идет ни в какое сравнение с остальными псковскими монастырями. Хотя эти данные и относятся к 80-м годам XVI в., но по ним, зная примерно те пожалования, которое были сделаны царем в это время и которые не составляют значительной доли Псково-Печерских владений, можно судить о богатстве Нсково-Печерского монастыря. Его владения в то время включали: «44 деревни и 4 льготных пустоши в Кулейской губе, 25 деревень да починок, да во льготе 23 деревни, и 38 пустошей в Тайловской, и 21 льготная пустошь в Новоуситовской губе Заве-лицкой засады; льготная деревня и 16 льготных пустошей в Вельской губе. 3 льготных деревни и 26 льготных пустошей в Верхолин-ской губе Вельской засады; 51 пустошь (5 льготных) в Моложан-скои губе Заклинской засады; 2 деревни, льготная деревня и 11 пустошей в Жеглицкой губе той же засады; 4 деревни в Рухе Прудокой засады; деревня в Ремде Кобыльского уезда; 45 деревень в Никольской, 29 деревень, 7 починков да починок пустой и 7 пустошей (5 льготных) в Паниковокой -губе Избор-ского уезда, нетяглая пустошь в Каменской губе Завелицкой засады»’.4 В число этих владений не включаются те деревни и пустоши, которые были у монастыря в совместном владении с другими землевладельцами. По самому беглому подсчету во владении монастыря было в Псковской земле деревень 178 и пустошей
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60