Присоединение Пскова к России
В работе Н. Загоскина, посвященной изучению уставных грамот XIV—XVI вв.,3 приводятся грамоты, включающие этот пункт о «попрошатаях», но в формуле грамот, исследованных Н. Загоскиным, они называются скоморохи, или, по выражению автора, ‘«неоседлые элементы населения».4 В псковской грамоте этот пункт имеет совсем иную направленность — он пытается ограничить произвол наместничьих властей в городе. Эта грамота была выдана монастырю царем Василием Ивановичем в 1510 г. Некоторые исследователи считали возможным говорить о секуляризации церковных и монастырских земель в Пскове В грамоте 1510 г. не только нет ущемления прав монастыря на земли и крестьян, но ему предоставляются иммунитетные права. Правда, предоставление суда над своими крестьянами не являлось основным в этой грамоте. Дело ограничивалось подтверждением и расширением старых прав. Грамота преследовала другую цель —• охрану монастырских земель от злоупотребления наместников, т. е. княжеской администрации и боярских людей. Что именно против них была направлена эта грамота, ясно по заключению: «хто ся ослушает се моей грамоты и тому от меня от великого князя быти в опале и в продажи».5 Монастырь охранялся от злоупотреблений наместников.
Жалованные грамоты такого типа (когда дело касается только первого — несудимости подвластного населения) характерны и для
1 ГПБ, Погодинское собр.. 1912. л. 142 об.
2 Там же, л. 143.
3 Н.Загоскин. Уставные грамоты XIV—XVI веков, определяющие порядок местного правительственного управления. Вып. I и II, Казань. 1875—1876.
* Н. Загоскин. Указ соч., т. II, стр. 49. 6 ГПБ, Погодинское собр.. 1912. л. 143 об.
60-х годов XV в., для времени Ивана III. Обычно Иван III давал льготы монастырям, как крупным феодальным политическим центрам, чтобы в них найти опору в своей политике централизации Рус-, скоро государства.1 В конце княжения Ивана III, в 1504 г., он дал жалованные грамоты митрополиту на владения в уездах: Московском, Коломенском, Переславском, Юрьевском, Владимирском, Вологодском и Белозерском. Эти грамоты построены по тому же принципу, что и грамота 1510 г. Псковскому Петропавловскому монастырю. Василий Иванович не вносил ничего нового в практику иммунитета, но, распространял его на церковные земли всей Псковской земли. Грамота эта позднее была подтверждена Иваном IV, который еще раз отметил ее направленность против своих наместников: «наместницы псковские и их тиуни ходят у них по сей грамоте».2
Иван Грозный спорные земельные дела в своей отчине поручал решать своим наместникам и дьякам. По приказу царя его дьяки занимались разбором спорных дел между псковскими монастырями. Этому посвящена грамота 1547 г. игумену Снетогорского монастыря: «Грамота указная с снетогорскими верхоостровским и гре-мяцким в обидах и в насилии о ловли от диаков псковских».8 Дьяки заступаются за игуменов монастыря в Верхнем Острове с Гре-мячей горы, а также за «оброчных ловцов с исада Иванка Кононова, Ондрюшу Салтанова и Игнашка Мошко». Дьяки обещают прислать для разбора дела своих людей, «про те ловли и исады пошлем на те исады про то обыскивати городничего да подячих, и ты б у них в те ловли до тех мест не вступался».4
Царь решает споры псковских монастырей о земельных владениях. Об этом говорит «грамота государя царя и великого князя Иоанна Васильевича во Псков боярину и наместнику Ивану Петровичу Федорову да окольничьему и наместнику Василию Петровичу Борисову и дьякам о учинении надлежащего розыска в споре Зарезницкого Никольского монастыря игумена Иосифа и братии с Зарезницкими ямщиками о земле, и об отмежевании оной земли попрежнему дьяка Мисюра Мунехину разделу».5
Из грамоты Ивана Грозного псковским наместникам и дьякам «о учинении надлежащего розыска в споре Зарезницкого ‘Никольского монастыря игумена Иосифа и братии с Зарезницкими ямщиками о земле…» становится известным, что Мисюрь Мунехин производил также и разделы земли. Это свидетельствует о больших полномочиях, врученных великим князем дьяку.
Таким образом, дело об охране владельческих прав монастыря Иван Грозный берет себе, его наместники являются здесь только
1 Л. В. Черепнин. Русские феодальные архивы XIV—XV вв., ч. 2, М., "1951, стр. 174.
2 ГПБ, Погодинское собр., 1912, л. 144.
выполнителями его воли. Иммунитет bl эфой грамоте выступает в измененном виде, по сравнению с грамотсир: 1510 г.; дела монастыря — это дела самого царя и великого князя; он охраняет права монастыря сам, не поручая рассудить дело своим наместникам. В этом Иван Грозный продолжает политику Василия III. Он сам назначал в некоторые монастыри игуменов, ввел порядок сдачи и приема монастыроких ймуществ настоятелями.1
Основной рукописный материал жалованных грамот великих киязей связан с Псково-Печерским монастырем.2 После событий 1510 г. Печерский монастырь был самым значительным монастырем в Псковской земле Именно ему в Псковской земле больше всего уделяли внимания русские цари. Монастырь не только не потерял своих владений, но’ получил новые пожалования от царя Ивана Грозного, а затем от его сына Федора Ивановича. Хотя жалованные грамоты принадлежат, самое раннее, к 60-м годам XVI в., но они позволяют судить о положении с земельными владениями Псково-Печерекого монастыря и в более раннее время. Существует реестр Псково-Печерского монастыря, который был выписан из писцовой книги 1639 г. Грамоты эти быличв основном, различными жалованными ‘ грамотами Ивана IV игумену Корнилию. Льготы, ему предоставленные, очень разнообразны: грамота от февраля 1547 г. жалует игумена Корнилия «против своего государева хлебного жалованья деревнями»;3 грамота 1539 г. освобождает от всякого суда живущих в Пскове на Печерском подворье: «не велел судитй печерского монастыря игумена Корнилия з братею и церковников и слуг и крестьян и чюхнов, которые учнут жити во Пскове в Среднем городе на Печерском дворе и в деревнях».4
В реестре значится также жалованная грамота на пергамене: «что велено ездити к государю со святою водою в год дважды в году на трех подводах; пожаловал государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Руси».5 Грамота эта датирована 1563 г., т. е. пожалована во время игуменства Корнилия; она говорит о том особом значении, которое Иван Грозный придавал деятельности Псково-Печерского монастыря.
Большой интерес представляет Сотная грамета 1563 г. В ней князь Андрей Иванович Елецкий по повелению Ивана Грозного записал все владения монастыря по псковским книгам письма За-хария Очина-Плещеева и Алексея Старого’ «с товарищи»;6 в ней перечисляются и обстоятельно описываются все владения Псково-Печерского монастыря в Завелицкой засаде в Тайловской губе, в бывших ливонских землях, приписанных к Тайловской губе.
1 А. Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, ч. 1. Одесса. 1871. стр. 100.
1 ГПБ, Погодинское собр.. 1912 БИЛ. Рум , 54; Рум., 56. » БИЛ, Рум., 54. л. 8 об.
* Там же.
1 Там же, л. 2—2 об.
• БИЛ, Рум., 55.
Из последующих грамот становится ясным, что земли Псково-Печерского монастыря находились у самого рубежа, а с другой сто» роны к этим землям примыкали дворцовые земли великого князя и земли псковских помещиков, как об этом говорится в «отмеж-ном списке», составленном ио указу Ивана IV В. В. Мосальским и Ушатым Михайловым сыном Шатого в 1566 r.i
Наконец, грамоты 1580-х годов отдают в льготу Псково-Печер-скому монастырю разоренные земли; это земли Никольского монастыря на Зарезнице и земли очень многих помещиков. Земли помещиков, как указывает грамота 1586 г., были приписаны ранее к государевым дворцовым селам 2 Очень ценно в этой грамоте перечисление бывших помещиков, — Федор Соловцов, Петр и Иван Еремеевы, Иван Иванчин, Алексей Хвостов, Дмитрий Лазарев. Льготная грамота 1587 г. называет имена бывших хозяев пустошей, которые отдаются в монастырь: Юшка Ильин, Офромейка Фомин, Фомка Пошивал, Степанко Приходец, Иван Иванчин, Дмитрий Лазарев, Алексей Хвостов, Игнатий Петров сын Тимофеев, Калитеев-ский, Иван Егнутьев, Прошка Федоров, Иван Болтин, Максим Го-рышкин, Василий и Петр Инкины Данилова, Иван Зубатов, Игнатий Тимофеев, Тимошка Васильев, Демешко Иванов Зубатов. Монастырь должен был привести эти земли в порядок после разорения — «хоромы поставити и пашня рошахати и поля огородити н пожни розчистити и крестьян насадити жити» 3
Таким образом, правительство отдавало* монастырям земли, чтобы с их помощью восстановить хозяйство в разоренных областях. Земельные владения монастырей увеличивались не только благодаря пожертвованиям великих князей, они получали земли также по кабалам, по вкладным записям. Вопрос о вкладчиках монастырей представляет большой интерес.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60