Присоединение Пскова к России
В.московской повести нет сообщения о том, как псковичи узнали о событиях в Новгороде от псковского купца и как посылали в Новгород соцкого Евстахия. По московской повести великий князь посылает в Псков Третьяка Долматова с той же речью, с которой он обращался к посадникам и боярам в Новгороде. По предложение великого князя псковичи выбирают из своей среды купца Онисима А1анушина, чтобы он обратился к псковичам от имени плененных р Новгороде посадников. Грамота этих посадников приводится в повести полностью. Псковские степенные посадники Юрий Елисеевич и Михаил Юрьев обращаются к оставшимся в Пскове псковским посадникам — Григорию и Ивану Кротовым «и иным и детям по-садничиим и бояром и купцом и житьим людям и всему Пскову». Они пишут в Псков о требованиях великого князя и о своем обещании выполнить этл требования. Они просят псковичей, чтобы те скорее соглашались «и розни ни которые с нами не учинили», так как иначе великий князь «в великом и многонародном воинстве» придет в Псков. Никаких лирических отступлений о том, как псковичи встретили это известие, как они думали и плакали о своей воле, в московской летописи нет. Очень быстро вернулся из Псковл Третьяк Долматов и сообщил, что псковичи выполнили все, что требовал от них великий князь.
В московской повести гораздо подробнее, чем в псковской, сообщается о том, как великий князь приехал в Псков. В псковской по-
вести он приехал, предварительно уведомив через своих бояр о своем приезде, в московской же рассказывается, что Василий Иванович шел в Псков с большой свитой и большим войском; с ним ехали все те, кто был в Новгороде. Поход был предпринят со всеми предосторожностями. Шли к Пскову тремя путями. По обеим сторонам от себя великий князь велел идти своим воеводам Ивану Ивановичу Холмскому, Константину Федоровичу Ушатому, Ивану Ивановичу Брюху, М. Д. Щенятеву, князьям Прозоровскому и Ростовскому. Но «береглись», повидимому, новгородцев, так как вся дорога проходила по Новгородской земле. Великий князь шел в Псков четыре дня, делал четыре привала. Привалы эти в московской повести указаны точно; только четвертый привал был сделан в Зраковицах в Псковской земле. В псковской повести отмечается, что поехали встречать великого князя в Дубровно, т. е. за свой рубеж, в Новгородскую землю; в московской же повести точно указывается, что встречали его на псковском рубеже посадники Иван Кротов и другие, а все остальные псковичи выехали встречать за две версты от Пскова.
Подробнее и яснее изображается в московской повести новая политика в Пскове Василия Ивановича. За неделю до своего приезда в Псков великий князь послал туда своих бояр и дьяков. Они должны были привезти псковичей к крестному целованию. Околь-ничьи Беззупцев и Сабуров должны были занимать дворы выселенных псковичей на великого князя и «на бояр, и на околничих, на дияков, и на детей боярских на всех в Середнем городе», i В псковской повести этого известия нет, говорится только, что триста приведенных семей были поселены на место сведенных.
Приехав в Псков, великий князь собрал в большую судебную избу не только бояр и посадников, как это написано в псковской повести (вызывает недоумение наличие в Пскове такого количества знати), а по московской повести — «посадников, и детей посадни-чих, и бояр, и старост, и купцов, и житьих людей луччих»,2 оставив на дворе только «середних» людей и «мелких».
Как мы уже неоднократно отмечаем, великий князь выселил из Пскова триста семей псковичей. В московской повести подробно объясняется, за что были подвергнуты опале эти триста семей и что собой представляла эта опала. Великий князь велел сказать задержанным: «яз и ныне вас жалую, в животы в ваши и в статки не вступаюся и вперед вас хочю жаловати. А зде вам в нашей отчине во Пскове быти непригоже того для, что наперед того многие жалобы на вас в ваших неправдах и неисправлениих, в продажехив ыных обидах были. А жалую вас ныне своим жалованием в Московской земле. И вам ехати к Москве ныне же, и з женами, и з детми».3 Всех плененных расписали по детям боярским, которые
должны были их сопровождать в Москву. По московской повести з числе причин для выселения знати великий князь не называет ее непокорности, а ссылается на многие «жалобы» на посадников и житиих людей со стороны всех псковичей, в первую очередь, конечно, «черных и мелких» и «средних» людей. В этом случае ясно видно, как великий князь хотел использовать в своих интересах классовые противоречия в Пскове, когда он поддержал «мелких людей», так как, опираясь на них, он смог расправиться со своими недругами, уничтожить почву, которая в любое время могла породить сильнейшую оппозицию его централизаторской политике.
Заинтересованность великого князя в поддержке «мелких» и «средних» людей, его сознательная политика, направленная на установление прочного союза с «средними» и «мелкими» людьми еще ярче выступают в дальнейшем ходе событий. Согласно псковской повести, «молодшим» людям сказано: «До вас государю дела нет»; в московской же повести бояре по приказанию великого князя обращаются к «средним» и «мелким» людям, объясняя высылку бояр тем, что они «мелким» людям чинили «продажу» и «силу», т. е. доказывая им, что он сделал это в интересах самих же псковичей: «которых есми посадников и пскович отобрах в ызбу, и тем посадником и псковичем в нашей отчине во Пскове не быти, а посылаю их к Москве, жалуя вас же свою отчину Псков того для, что наперед того бивали, челом на их не одинова мелкие люди псковичи, что им от них чинитца продажа и сила велика, а вас есми как пожаловал свою отчину Псков, и яз и ныне и вперед потому ж хочю жаловати. А розводу от села не паситеся,1 опроче тех посадников и пскович, которых есми ныне велел вывести. И яз «х в Московской земле своим жалованья пожалую, а вы живите в нашей отчине во Пскове». • В этом эпизоде отчетливо видно, какую политику проводил великий князь по отношению к посадникам, боярам и «житиим людям». Великий шязь не просто выселял их из Пскова, отобрав все имущество, он говорил, что будет жаловать их в московской земле. При этом в московской повести великий князь неоднократно говорил, что он «в статки» и в «животы» не вступается, т. е. не конфискует их имущества, а в псковской повести отмечено, что переселяемые взяли с собой лишь «легкие животы», «остальное все пометав».
В 1512 г. во время похода под Смоленск воеводами в войске великого князя в полку псковских пищальников были псковские «сведеные» посадники. Это ярче всего доказывает, что политика Василия III не была политикой искоренения псковской знати, а лишь ее обезвреживания.
Отсюда ясно, что своей политикой великий князь здесь на окраинных землях уничтожал вотчинное землевладение. Земли бывших вотчин были розданы в поместное владение. Сами вотчинники, получившие в московской земле поместья, превратились в зависимых от великого князя его верных слуг.
Об изменениях в самом Пскове в московской повести рассказывается также иначе, чем в псковской повести. Правда, великий князь выселил из Среднего города всех псковичей и «велел им места давать на дворы в Большом городе», но, кроме того, он взял в свое собственное единоличное владение и Псковский кремль. До сих пор здесь были клети и житницы богатых псковичей, как мы это можем видеть из статей Псковской судной грамоты. Теперь же Псковский кремль стал цитаделью великого князя: «А из Крому велел псковичем всем статки свои и хлеб вывести по домом, да и клети свои ис Крому велел вывести. А в Крому не велел быти ни у кокова псковитина никокой рухледи, ни запасу. И размерите велел в Крому быти церкви его новой, да двору, да житницам с его хлебом».1
В московской повести подробно описывается, как разграничивались функции двух назначенных в Псков дьяков/ Дьяку Мисюрю Мунехину было поручено «ведати приказные дела», а Андрей Никифоров сын Волосатый был назначен ямским дьяком «писати ему полные грамоты и докладные». >2
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60