Присоединение Пскова к России
1 Участие дьяка Василия Третьяка Долматова в целом ряде важнейших нубличноправовых актов последней четверти XV—начала XVI вв., а также непосредственно в судебной коллегии, возглавлявшейся в 90-х гг. XV в. И. Ю. Патрикеевым, говорит о том, что Долматов был прнчастен и к составлению Судебника (см. Л. В. Черепнин. Русские феодальные архивы XIV—XVI вв., т. 2, стр. 310).
2 ПСРЛ, т. VI, стр. 50, 263, 264; т. VIII, стр. 245, 270; т. ХШь стр. 44.
3 ПСРЛ, т. VI, стр. 47, 54. 248, 250; т. VIII, стр. 231, 257; т. XII. стр. 242,. 254; т. XIII,, стр. 10,. 11, 13, 21, 22.
4 ПСРЛ. т. VI. стр. 54. 248, 252, 255- т. VIII, стр. 250, 252, 255; т. XIII,. <*Р. 10, 11, 13—15, 18, 21, 22, 102, 104; т. ХШ2, стр. 416, 419, 426, 427.
5 ПСРЛ, т. IV. стр. 159; т. VI, стр. 38, 240; т. VIII, стр. 223
6 ПСРЛ, т. VIII, стр 231.
7 ПСРЛ, т. VI. стр. 253. т. VIII, стр. 253.
Итак, все москвичи — деятели 1510 г. представляли собой ту выращиваемую великим князем военную бюрократию, которая была главной опорой правительства централизованного государства. Многие из них назывались боярами, или стали боярами после 1510 г., но это было не вотчинное, а прогрессивное служилое боярство, получавшее чины и богатство и земли исключительно за службу великому князю и обязанное ему поэтому верной службой.
Показательно, что князь Иван Михайлович Репня-Оболенский после событий 1510 г. не оказался в опале, а занимал ответственные посты в вой’ске великого князя. Следовательно, его действия в Пскове не шли вразрез с планами великого князя. Вся дальнейшая жизнь Пскова была связана с московскими служилыми людьми именно этого типа.
Отношение псковских жителей к событиям 1510 г. не было единодушным. Если 300 выселенных из Пскова виднейших семей и оставшиеся в Пскове «житьи люди» воспринимали это событие как конец псковской самостоятельности, так как вече было для них символом надежды на восстановление самовластия бояр, то иначе •отнеслось к событиям 1510 г. основное псковское население — -«люди молодшие», «черные люди», жители посада. Их отношением к центральной власти, к объединению с Москвой в значительной мере определился более чем в Новгороде путь присоединения Пскова к Русскому централизованному государству, определился много раньше самих событий 1510 г.; это отношение определило и исход событий 1510 г.
Итак, в течение всего XV в. псковское население привыкло видеть в московском великом князе своего господина, обращаясь к нему за помощью во время опасности, грозившей со стороны западных соседей, и призывая его для разрешения споров в делах внутренней жизни Пскова. В Повести о псковском взятии псковичи называют себя отчиной великого князя, «добровольными людьми». Псковичи неохотно выполняют требования посадников об отправке к великому князю людей с жалобами на наместника, — «у ту пору псковичем сердце уныло».
После новгородского пленения псковичи думали: «Ставить ли щит против государя, запиратися ли во граде»,’ но помнили свое крестное целование, «что не мощно рука воздвигнута против государя», 2 и согласились на все требования посла великого князя-«Тако в нас написано в летшисцех.., что нам псковичам от государя своего великого князя, кои ни будет на Москве, и нам от него не ити ни в Литву ни в немцы; а нам жити по старине в добровольи; а мы шсковичи отидем от великого князя в Литву или в немцы, или о себе учнем жити без государя, ино на нас гнев божий, глад и огнь и потоп и нашествие >поганых; а государь нашь князь великий тое крестное целование не
1 Псковские летописи, стр. 93.
2 Там же.
учнеть на собе доржати,, ино на него тот же обет, который на нас, коли нас не учнеть доржати в старине, а ныне бог волен да государь в свои вотчине во граде Пскове, и в нас и в колоколе нашем, а мы прежнего целованиа своего и проклятья не хотим изменити и на себе кровопролитна приняти, и мы на государя своего руки поднята и в городе заперетися не хотим».1
Псковичи отказались от мысли о защите города, о войне с московским великим князем не потому, что у последнего были все захваченные им бояре, — псковичи помнили времена своих дедов,. XV век, когда вся история Псковской земли была тесно связана с общерусской историей, считали себя приверженцами великого князя. Псковичи опирались на свидетельства своих летописей, в которых много раз было записано, что псковичи признавали себя «отчиной» великого князя не принудительно, а добровольно: «мужи псковичи» — «добровольные люди», и теперь они хотят жить «по старине, в добровольна.
Отношение псковичей к великому князю и к событиям 1510 г. ярко проявилось в следующем эпизоде с новгородским владыкой. Во время приезда великого князя в Псков его сопровождал не новгородский владыка, что было бы естественно для Пскова, а владыка коломенский — Вассиан Кривой. Он благословил великого князя по случаю «взятия» им Пскова: «Бог деи о государь благословляет Псков вземши»,2 но псковичи понимали это событие вовсе не как взятие, «и кои псковичи были у церкви и то слышели и заплакали горько: бог волен да государь, отчина есме его была из-стари отцов его и дедов его и прадедов его».3 В этих словах псковичи определяли положение Пскова еще задолго до окончательного его присоединения к Русскому централизованному государству.
Каково же отношение самого автора Повести о псковском взятии в Первой псковской летописи к событиям 1510 г., каково еп> социальное лицо, чьи воззрения он выражает?
Автор этой повести, вопреки мнению многих исследователей, вовсе не разделял чувств автора позднейшего предисловия псковской летописи. Автор повести в Псковской первой летописи, несомненно, относился к великому князю, как к государю, считал Псков-отчиной великого князя.
Во время событий 1510 г. больше всего пострадали боярство и «лучшие люди», поэтому именно им были особенно созвучны рассуждения о конце псковской славы и вольности, оплакивание веча. Интересно, что оплакивание это идет вслед за рассказом о том, как были выселены из Пскова семьи псковских бояр и «лучших Людей».
Действительно, из Пскова были выселены только «лучшие люди», это подчеркивается и в псковской летописи и во всех без.
1 Псковские летописи, стр. 94. 1 Там же, стр 95. 3 Там же.
исключения известиях о Псковском взятии в других летописях В повести есть сообщение: «А иные во граде мнози постригахуся в черньцы, а жены у черницы и в монастыри поидоша не хотяще в полон пойти от своего града во иные грады».1 Отметим попутно, что члены семей псковских бояр искали спасения в псковских монастырях, так как именно им грозило переселение. Это отчасти и объясняет, почему именно в монастырях возникала впоследствии оппозиция власти московского государя, как это было, например, во времена Ивана Грозного в Псково-Печерском монастыре.
Автор Повести о псковском взятии, признавая закономерность ?событий 1510 г., пытается найти причину их в поведении самих ясковичей; он говорит, что они навлекли на себя божий гнев я могут навлечь еще больший, если не станут повиноваться великому князю. Виной псковичей автор считает: «злыя и лихия по-хлепы и у вечьи кричание, а не ведуще глава, что язык глаголеть, не умеющу своего дому строити, а градом наряжати».2 Под «кри-чанием на вече» можно понимать только распри посадников и бояр с наместником великого князя. Правда, в 80-х годах XV в. в Пскове происходили события, в которых ведущая роль на вече лринадлежала «черным людям», но сами псковичи ни в коем случае не могли расценивать тогдашние выступления «черных людей», как выступления против великого князя, да и великий князь не пытался обвинять их в этом.
Как же относится автор повести 1510 г. к новым порядкам, уводимым великим князем в Пскове? Автор не высказывает ни слова осуждения великому князю, а тяжесть новых порядков, обрушившуюся на псковичей, приписывает только произволу наместников великого князя: «И у намесников и у их тиунов и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начаша в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не йедаша правды московския».3
Великий князь, утверждает автор, дал псковичам жалованную грамоту, а «начаша пригородцкие намесники пригорожаны торго-вати».4 Все зло в Пскове происходит не от великого князя, а вопреки его воле от его наместников: «И начаша намесники над псковичами силу велику чинити, а приставы их начаша от поруки имати по 10 рублев и по 7 рублев и по 5 рублев; и псковитин хто молвит великого князя грамотою, а написано, что им от поруки имати, и они того убили, а говорили: «то де тобе смерд великого кня’зя грамота».5 Это уже означало превышение своей власти наместниками, и год спустя великий князь должен был свести этих двух наместников, при которых все иноземцы, по свидетельству
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60