Присоединение Пскова к России
Новое посольство во главе с наместником князем Ярославом демонстративно ездило просить прощение за то, «что били смердов», показывая тем самым мнимое единство Пскова. Наместник просил прощения у великого князя от имени всего Пскова, как будто в Пскове и не было «брани о смердах» между «житьими» и «черными людьми». Можно предполагать, что псковским землевладельцам во главе с наместником князем Ярославом Оболенским удалось уничтожить повинности смердов в пользу самого города Пскова, тем самым отдавая смердов целикдм в распоряжение их землевладельцев. Мы уже отмечали выше, что положение Б. Д. Грекова о том, что в Пскове в результате событий 1483—1486 гг. победили «черные люди», а псковские землевладельцы потерпели неудачу, кажется нам неверным. Мы не можем говорить о том, что боярские вожделения, как считает Б. Д. Греков,2 потерпели крушение, так как Москва не была заинтересована в поддержке бояр. Для времени 80-х годов XV в. рано говорить об отношении к боярам, как к оппозиционной силе, да и вся трактовка событий 1483—-1486 гг. в Псковской второй летописи говорит об обратном. «Обидные люди», которые приезжали в Псков из пригородов и волостей,3 — это не землевладельцы, недовольные смердами, а люди из-пригородов и волостей, жалующиеся на наместника князя Ярослава и на пригородских наместников, а не по поводу дела «о смердах»; они чувствовали на себе политику усиления нажима великого-князя, но видели причину этого в нраве его наместника подобно тому, как это было и в 1477 г.
Л В. Черепнин также придерживается того взгляда, что многие обиды, с которыми приезжали люди из Пскова и пригородов, состояли не в сокращении крестьянской повинности в пользу зем-
левладельцев, а в расширении власти московского наместника над пригородами. Дело с Норовскими смердами не являлось, по его мрению, единственной целью посольства.1
Таким образом, в деле со смердьей грамотой великий князь принял самое непосредственное участие. Наместник великого князя возглавлял ту псковскую верхушку, которая — решила изменить существующее положение об обязанностях основной массы псковского сельского населения с целью увеличения его зависимости от землевладельцев и ослабления влияния на сельское население власти веча,—тем самым у веча была отнята еще одна его функция. Московское правительство могло усиливать свое влияние на внутреннюю жизнь Пскова только при условии ограничения прав власти веча. На это и была направлена политика великого князя. Но яе один только 1510 год, когда был свезен со Пскова вечевой ко-Локол, уничтожил вече, — уничтожение веча было длительным процессом. Ограничивая власть местной верхушки, великий князь усиливал власть своего наместника и свое влияние. Вече было опасно для центральной власти не только как арена для деятельности оппозиционных сил, эксплуатирующего меньшинства, стремящегося противостоять централизатбрской политике московского правительства. На примере событий 1483—1486 гг. видно, что вече иногда могло выражать волю и низших слоев населения, псковского посада, «черных людей». Три года власть на вече была в их руках, и в этой «брани о смердах» псковское боярство смогло одержать победу только при помощи московского правительства. Великокняжеская власть выступает как сила, помогающая феодалам держать в узде эксплуатируемое большинство.
В событиях 1483—1486 гг. по-разному обнаруживают свое отношение к московскому князю, с одной стороны, псковское посадничество, боярство, с другой стороны, — «черные люди». Бояре готовы исполнить волю великого князя, так как они знают, что великий князь на этот раз охраняет их классовые интересы. «Черные люди», псковский- посад, во всех событиях 1483—1486 гг. видят враждебные им действия псковских бояр и посадников, возглавленных наместником великого князя Ярославом Оболенским. Они не верят посольству из бояр, «занеже сии сгласишася но чолобитью посадников, котории ебагли на Москву, и нэровять им».2 Наместник, по их мнению, выстуцает заодно с богатейшими города, но независимо от великого князя^-Они считают, что великий князь введен в. заблуждение и не исполняют приказания великого князя, переданные с их боярским посольством «на перечину посадникам и житьим людем».3 «Черные люди» уверены, что великий князь, узнав истинное положение дел, «не погубит нас о том». И даже то!гда, когда воля великого князя была исполнена, и «черные люди» были по-
беждены, — они все еще верили, что великий князь не знает истины и ухватываются за находку смердьей грамоты у Норовских: смердов, как за последнюю возможность доказать великому князю свою правоту, — они видели в великом князе самовластного, но справедливого государя. Но великий князь не принял у них жалоб на своего наместника, не стал слушать больше и о смердах: «Се яз посылаю по вас уже своя бояры, и прикажю им о всех ваших де~ лех».’ Различное отношение слоев псковского населения к московскому правительству можно проследить не только по описанию* псковскими летописями событий 1477 и 1483—1486 гг.
Во время похода Ивана III на Новгород в 1471 г. псковичи готовились по повелению великого князя «послужити за обиду своего» государя».2 Они укрепляли стену на Полонище и собирали войоко„ «а всем Псковом начаша по всем концам рубитися некрепка, а посадников и бояр великих на вече всем Псковом начаша обрубати доспехи и с конми».3 В этом сообщении Псковской первой летописи ясно видно понимание необходимости совместного выступления с Москвой. Войско собиралось со всего Пскова, а посадников и бояр заставляли, повидимому, идти в войско силою. Эти события свидетельствуют также и о реальной силе в это время городских низов на псковском вече. Городские низы могли пойти против посадников и боярства, могли заставить посадников и боярство помогать великому князю. Великий князь встретил поддержку в широких слоях псковского населения, а не в среде псковских посадников и «бояр великих».
В 1495 г., по рассказу Псковской первой летописи, помочь великому князю брались: князь псковский, посадники, сыновья посадничьи, бояре и «весь Псков» — «отчина государьская»; только священники, ссылаясь на «правила святых отец», где, по их уверениям, было сказано, что с церковной земли ратников ставить не нужно, отказывались принять участие в войне. Тогда посадники и псковичи «учали силно деяти над священники, и лазили многажды на сени и в вечьи, и опять в вечье влезли и хотели попов кнутом из-безчествовати, Ивана священника Рожественского и Андрея, и в од-ных рубахах стояли на вече, и иных всех попов и диаконов изеоро-мотиша».4
По этому свидетельству можно судить о том подъеме, с которым псковичи встречали призыв принять участие в борьбе великого-князя со «свеей» и немцами. Отказ одной части населения от участия в войне вызывает всеобщее возмущение.
Подведем итоги. Вопрос’о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству — частный вопрос важнейшей про-
блемы образования централизованного государства. Присоединение Пскова.— это не факт одного только 1510 года, а длительный про-_цесс, не ограниченный только периодом образования централизованного государства; предпосылки этого процесса лежат далеко за пределами атого периода. Предпосылки образования централизованного государства прослеживаются в области экономики, в развитии классовой борьбы, в области внутренней и внешней политики. Исторический процесс образования Русского централизованного государства не ограничивался только Москвой, ее внутренней заинтересованностью в объединении русских земель, хотя роль Москвы в этом ‘процессе неизмеримо велика.
«Заслуга Москвы, — говорил И. В. Сталин, — состоит, прежде всего, в том, что она стала основой объединения разрозненной Ру-д:и в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Ни одна страна в мире не может рассчитывать на сохранение своей независимости, на серьезный хозяйственный и культурный рост, если она не сумела освободиться от феодальной раздробленности и от княжеских неурядиц. Только страна, объединенная в единое централизованное государство, может рассчитывать на возможность серьезного культурно-хозяйственного роста, на возможность утверждения своей независимости. Историческая заслуга Москвы состоит в том, что она была и остается основой и инициатором создания централизованного государства на Руси».1
Выше мы проследили, как упорно, настойчиво действует все в ?одном и том же направлении московское правительство, добиваясь усиления своего влияния на внутренние и внешние дела Пскова и как эта политика Москвы встречала сочувствие и поддержку в Лскове.
Продеес постепенного включения Пскова в состав Русского централизованного государства шел неровно, но сферы влияния Москвы все расширялись, относительная самостоятельность Пскова переживала ряд изменений, и последовательно все силы Пскова оказались отданными интересам Русского государства в целом.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60