Поиск по сайту

Присоединение Пскова к России

Связи Пскова с великими князьями ведут свое начало еще со времен Киевской Руси. С тех пор эти связи не прекращались, но они не всегда достаточно осознавались верхами феодального обще­ства в Пскове. Так, в 1228 г. псковичи отказались идти на Ригу с князем Ярославом, ссылаясь на то, что у них, посковичей, мир с рижанами; следовательно, еще преобладали узко местные интере­сы.2 Князю Ярославу на Ригу идти не пришлось; он увел свое войско, «а кои и были люди во Пскове ярославли, тех псковичи выгнаша из Пскова».3
Во время походов Александра Невского против немцев обнару­живается тесная связь псковичей и новгородцев с низовскими зем­лями. Псковичи участвуют в битве на Чудском озере в 1242 г. Александр Невский «град Плесков избави от безбожных инопле­менных немец».
Князь псковский Довмонт, по рассказу псковской летописи, воевал против немцев вместе с великими князьями Александром и Дмитрием Александровичем и с князем новгородским, — воевал как равный. Подчиненного положения псковского князя еще не чувст­вуется: «великий князь Александр и Дмитрей сын его, с своими бояры, и с новгородци и с зятем своим с Домонтом, и с его мужи с плесковичи, побежая страны поганыя: Немець, Литву, Чюдь, Ко-релу».4
Связи псковичей с великими князьями нашли свое отражение не только в псковских летописях, но и в летописях общерусских. В частности, как уже указывалось, очень интересные сведения о со­бытиях, связанных с Псковом, дает Никоновская летопись. Сведе­ния об участии псковичей в общерусских событиях попали в нее из какого-то общерусского источника, так как многие из них в псковских летописях отсутствуют вовсе. Гораздо пространней, чем в псковских летописях, в Никоновской летописи рассказывается об отношениях псковичей и новгородцев с князем^ Всеволодом Мсти-славичем.5 В ней говорится об участии псковичей в походе киев­ского великого князя Изяслава Мстиславича против суздальского великого князя Юрия Владимировича в 1147 г.6 В псковских лето­писях под этим годом известия отсутствуют.
Из Никоновской летописи, а не из псковских летописей изве­стно о построении Нифонтом в Пскове каменной церкви Спаса в 1156 г.7 Под 1208 и 1216 гг. в Никоновской летописи подробно рас-
1  А. И. Никитский. Указ соч., стр. 252.
2  ПСРЛ, т. IV, стр. 178.
3  Там же.
4  Там же, стр. 183.
6 Там же, т. IX, стр. 160—161.
6  Там же, стр.  179.
7  Там же, стр   207.
сказывается об активном участии псковичей в общерусских собы­тиях.1 В псковских же летописях записано об этом в двух словах. Под 1228 г в Никоновской летописи сообщается о ссоре псковичей с князем Ярославом Всеволодовичем,2 под 1237 г. приведена за­пись о совместной борьбе новгородцев, псковичей и немцев против Литвы.3 Очень подробно Никоновская летопись осветила события псковской истории за время княжения Александра Невского.4
Несмотря на то, что исследованию Никоновской летописи посвя­щены многие научные труды, до сих пор еще не удалось до конца изучить состав и происхождение ее источников. Ясно одно, что ле­топись эта отразила интерес его составителей к участию псковичей в общерусских событиях. На основании данных Никоновской лето­писи уже для XII и XIII вв. можно говорить об отношениях Пскова с великими князьями, с которыми всегда соединялись представле­ния о единстве Русской земли. Необходимо также отметить интерес составителей Никоновской летописи к таким источникам, которые отразили давние, связи между княжествами в Русской земле, един­ство Русской земли. Это единство было ослаблено татарским наше­ствием, временем феодальной раздробленности, но все-таки никогда полностью не прекращало своего существования.5
Если в XIV в, псковичи могли одинаково относиться к своим князьям, приехавшим из Литвы или из Москвы, то с конца XIV в. можно наблюдать новое явление: начинают заметно преобладать ставленники великого кцязя московского.
Знаменательно., что покпвйчи приняли участие в Куликовской битве, принесшей с собой о^щий подъем национального самосозна­ния, сознания единства Руси. Псковские летописи не отметили это­го факта, но об этом говорят общерусские летописные своды, сохра­нившие подробный рассказ о Мамаевом побоище.6 Куликовская битва положила начало полному освобождению русского народа от татарского ига. Она показала, что полной политической разобщен­ности Русской земли не существует и повлекла за собой все боль­шее ее сплочение. Участие псковичей в событиях общерусского зна­чения говорит о том, что они не порывали связей ч;о всей Русской землей в целом и понимали значение борьбы с татарами, несмотря на свою отдаленность от центральных русских земель.
В 1399 г. из Пскова уехал в Литву князь Иван Андреевич, внук Ольгерда. Повидимому, князь этот чувствовал себя ставленником Литвы, так как сразу же после его отъезда литовский князь Ви-товт «мир разверз» с великим князем московским Василием, с Нов­городом и Псковом.7 Очевидно, Витовт, начиная войну, правильно
видел в Москве, Новгороде и Пскове единое целое, смотрел на них, как на своих общих противников, объединял их — и не ошибся в этом. Чтобы закрепить это единство в борьбе с Литвой, псковичи стали просить у московского великого князя дать им в князья Ива­на Всеволодовича. В течение многих лет в Пскове начинают кня­жить князья, присланные великим князем московским. Правда, в это время еще не чувствуется большого влияния князя-наместника на внутренние дела Пскова. Зато видную роль играет посадниче­ство. Летопись под несколькими годами подряд рассказывает о строительстве оборонительных сооружений и всегда в качестве ру­ководителя называет посадника Захарью Костроминича.1 Князь же в Пскове — это предводитель конного отряда псковских воинов. Повидимому, великий князь не считал, что военные дела псковичей не имеют к нему никакого отношения: вопрос о псковском князе был очень важен для Москвы. Великий князь полагал, что борьба Витовта с псковичами затрагивает и его интересы. Об этом свиде­тельствует вмешательство великого князя в их борьбу с Литвой, его заступничество за псковичей в 1426 г. Великий князь обратил­ся к Витовту с такими словами: «Что ради тако ты чинишь чресь докончание, где было ты со мною быти заодин, и ты мою отчину воюешь и пусту творишь».2 Это обращение многозначительно: ве­ликий князь признает своей обязанностью защищать интересы Пскова как части Русской земли— его «отчины».
Однако единства действий Пскова и соседних русских княжеств еще нет: Юрий Смоленский притесняет псковских купцов,3 отказы­ваются помочь псковичам в борьбу с немцами и новгородцы. Основная мысль пространного -рассказа Псковской первой летописи об ожесточенной борьбе с немцами состоит в противопоставлении политики Пскова в отношениях с Москвой и в борьбе с немцами своекорыстной политике Новгорода. Получив отказ в помощи Нов­города, псковичи обратились к великому князю с этой же прось­бой. Результат этого обращения был для псковичей самый ^поло­жительный: «и князь великий Василей разверзе мир со князем ли­товским с Витовтом, с тестем своим, псковския ради обиды».4 В Пскове тогда был князь, присланный от великого князя москов­ского, но, повидимому, в такое напряженное время нужны были еще более тесные связи с Москвой. Псковичи просили князя Да­ниила Александровича уехать из Пскова, говоря, что из-за него "в Пскове начался мор.
Следует отметить, что несколькими годами позже, когда князь Даниил Александрович во время своего второго пребывания в Пскове умер, летописец свидетельствует об общей печали в Пско­ве: «Сей князь Данило бяше бо в любовь псковичем».5 Правда, ха-
рактеризуя князя Даниила Александровича, летописец больше всего говорит о его боголюбии, но именно это и делает его менее всего похожим на «причину» мора в Пскове с точки зрения пско­вичей. Мор был только поводом для того, чтобы заменить Даниила Александровича другим князем: Пскову нужен был сильный князь, хороший воин, имеющий более тесные связи с Москвой. Изгнав Да­ниила Александровича, псковичи приглашают к себе брата вели­кого князя, «испросиша себе князя брата князя великого мен-шего Константина». ‘ Нового князя псковские летописи называют даже великим князем Константином. К времени его пребывания в Пскове относятся победоносные войны, походы псковичей в Не­мецкую землю. В то время как в Пскове был князем брат великого князя и была война с немцами, новгородцы, по свидетельству псковского летописца, «любовь держаху с Литвою и с немцы», и приняли к себе князя от Витовта из Литвы,2 между тем как «пско­вичи положиша упование на/ бога, и на святую Троицу и на князя великого Василья Дмитриевича».13
В 1409 г. псковичи заключили мир с Витовтом, однако это за­ключение мира было совсем особое: псковичи посылали к Витовту своих послов и мир заключали «по старине, по псковской воли, по князя великого докончанию Василья Дмитриевича».4 Формула ста­рая— «по старине, по псковской воли», а содержание уже новое, и к старой формуле многозначительно добавлено: «по князя великого докончанию Василья Дмитреевича».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • О церкви Спаса.
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Псковское вече
  • Интересное