Присоединение Пскова к России
В предисловии к научно-популярной книге В. Лаврова и П. Максимова «Псков»,3 посвященной псковскому зодчеству, Псков характеризуется, как крупный торговый город, как опорный пункт Русской земли на западных границах. Псков называется в этой книге и крупным ремесленным городом, но развитие ремесленного производства в Пскове в ней не охарактеризовано. Такое положение отчасти можно обьяснить ограниченностью материала по истории ремесла и ремесленников в псковских источниках, касающихся XIV—XV вв. Более счастливым в этом отношении был XVI в. псковской истории. По писцовым книгам 1585—1587 гг. можно составить ясное представление не только о тягле, которое несло в пользу московского правительства псковское население, но и о состоянии торговли в Пскове и, что особенно важно, о развитии ремесла. О псковском же ремесле и ремесленничестве в XIV—XV вв. мы можем судить только по отдельным замечаниям в псковских летописях, очень разбросанным, отрывочным и неполным, и по нескольким статьям Псковской судной грамоты. Примером того, как нужно использовать этот ограниченный материал, могут служить соответствующие разделы в книге Б. А. Рыбакова «Ремесло древней Руси».4 Правда, у Б. А. Рыбакова было то преимущество, что он говорил, о ремесле вообще и пользовался материалом многих городов, в том числе и Пскова. Пробелы в материалах по одному городу могли быть заполнены материалами по другому. Перед Б. А. Рыбаковым не стояло задачи дать исчерпывающую картину состояния ремесла в каждом городе в отдельности. Между тем, историки, занимающиеся историей только одной области, находятся в гораздо более затруднительном положении.
1 Н. Серебрянский. Указ. соч.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 440.
3 В. Лавров и П. Максимов. Псков. М., 1950.
4 Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948. стр. 756—766 и др.
Что же мы знаем о псковских ремеслах и ремесленниках? Ремесленники составляли основную массу населения Пскова; это были в основном жители посада. Чаще всего упоминаются в псковских летописях ремесленники строительных специальностей. Следя за указаниями летописей о грандиозном строительстве в Пскове, можно представить, как много работало в Пскове каменщиков, плотников, «мостников» и т. д. При описании строительства церквей или оборонительных сооружений летопись называет число «наймитов» и даже количество уплаченных им денег. Правда, заработок их трудно сопоставить с ценами на рынке, но есть несколько случаев, когда указывается и число «наймитов», и затраченные дни, и уплачиваемые деньги. Подобрав и сопоставив эти цифры именно по псковским летописям, Б. А. Рыбаков высчитал приблизительно, что один человеко-день строительных рабочих равнялся одной двухсотой рубля, что для 1420 г., при сопоставлении с ценами на съестные припасы, оказалось очень незначительным заработком. ‘
Исследование псковского ремесла и положения псковских ремесленников затрудняет и археологическая неизученность Пскова. Раскопки производились-в Пскове только в кремле; остальной Псков, заключенный в стены девятикилометровой длины, и псковский посад совершенно не изучались археологами. Исследователи Пскова, например, до сих пор не очень доверяют псковским летописям, утверждающим, что в Среднем городе было 6500 дворов, хозяева которых были отсюда выведены в 1510 г., но доказать вероятность или вымышленность такого количества дворов могли бы только раскопки на территории Пскова.
Почти под каждым годом псковской летописи рассказывается о постройке новой церкви, о мощении площади или улицы, о возведении стен, об их починке, о замене деревянных стен каменными, о сооружении мостов. Часто говорится и о людях, руками которых все это делалось, но в большинстве случаев летопись только коротко сообщает о постройке, обходя молчанием самих строителей. Если представить себе, что за каждым таким известием стоят живые люди, то мы увидим целую армию строителей. В большинстве случаев строительным делом занимались рабочие, работавшие по найму. Б. А. Рыбаков отмечает, что Псков отличался от других городов широким применением именно наемного труда. В Новгороде, например, часто был «пригон христианом город ставити», а в Москве митрополит для постройки Успенского собора покупал холопов.2 В Пскове же господствовал найм, и найм этот производился иногда на средства самих псковичей,» иногда на средства монастыря, церкви, на средства уличанской организации или объединения ремесленников и даже за счет одного человека, мастера, или за счет земцев.4 «Наймитами» были сами псковичи: во многих ме-
1 Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 704.
2 Там же, стр. 707.
3 Псковские летописи, стр. 54. * Там же, стр. 39.
стах летописи отмечается, что это были «псковские мастеры». Но не всегда строительство производилось руками «наймитов», иногда сами жители города сообща участвовали в этом строительстве. Так, в 1433 г. «петровский суседи разбиша костер старый у святого Петра и Павла, и в том камени создаша церковь камену святых новоявленых мученик Бориса и Глеба; и тако оттоле начата розби-вати всю стену старую к Великой реке».1 В 1484 г. делали стены «суседи Богоявленские и Козьмодемьянские». Едва ли будет неправильным предположение, что жители этой части города имели отношение к строительному делу. Очень вероятно, что именно из этого района города и выходили мастера «каменосечной мудрости». Козьмодемьянскими «суседями» могли называться горожане и не жившие в «Кузнецах», т. е. у Козьмодемьянской церкви, так как стена далеко отстояла от этой последней. Теперь в пределы стены было включено все Запсковье. Мало вероятно, что это был один только район Кузнецов.
Стена строилась разными мастерами, об этом можно судить по ее остаткам, так как одна из ее частей много тоньше и скорее других разрушается. Интересна одна подробность, отмеченная в летописи о строительстве деревянной стены двумя десятками лет раньше, в 1465 г.: «Псковичи с посажаны своих хоромов блюдучи, и за-ложиша стену деревяну от Великой реке от монастыря от Покрова святей богородицы да и до Псковы реки, а от Псковы реки на Запсковьи заложиша от Гримячей горы да до Великой реке до свя-?таго Варлама; а делаша сами посажани своим запасом, и постави-ша тую стену всю в едину неделю».2
Нетрудно заметить, что часть стены, сделанная «посажанами» (т. е. жителями посада) на Запсковьи, и есть та стена, которая позднее, в 1484 г., была заменена Богоявленскими и Козьмодемьянскими «суседями» каменной стеной. Жители Запсковья назывались тогда «посажаны», а в 1484 г. они называются уже «суседи», что означает, что жители посада стали к этому времени считаться жителями самого города.
Кроме ремесленников-строителей летопись называет еще кожевника, мыльника, мясника, солеваров.
Повидимому, уже в это время существовали организации ремесленников, уличанские организации; строительные рабочие работали дружинами во главе с мастером. В 1527 г. ставили церковь Варлаама: «а в приятелех Данило Скобелев; и бысть та осень дождлива, и небрежением приятелей падеся.. .»3
Уже в XV в можно наблюдать значительное расслоение в среде ремесленников. Самым ярким примером этого расслоения является появление в Пскове настолько зажиточных ремесленников, что они могли за свой счет поставить церковь, притом очень значительных размеров: «На другое лето мастер Кирила постави церковь, в свое
1 Псковские летописи, стр. 41. г ПСРЛ, т. IV, стр. 229. 3 Там же, стр. 297.
имя, святый Кирил, у Смердиа моста над греблею».1 Псковская вторая летопись отмечает, что мастер Кирилл был церковным мастером. Б. А. Рыбаков вычислил, что мастеру Кириллу церковь стоила столько, сколько простой строитель мог заработать за 20 лет.2
В 1463 г. псковичи посылают в Юрьев для подтверждения мирного договора «посла своего Июду Суконника и Василя Лукови-цю».3 Здесь Июда Суконник, очевидно ремесленник, выступает как посол от всего Пскова и от посадников. Однако упоминание посла-ремесленника в псковской летописи является исключейием, так как почти всегда послами от Пскова являются или бояре, или дети боярские. Правда, возможно, что в это время Июда Суконник был уже именитым псковским купцом, но ясно, что прозвище его первоначально было прозвищем ремесленника.
В 1415 г., говоря о строительстве церкви, летопись называет по имени только одного мастера, а о дружине его не упоминает, а дружина была, повидимому, немаленькая, так как церковь эта должна была быть одной из крупнейших церквей в Пскове, поскольку строилась она на средства всех псковских купцов: «Того же лета мастер Еремей сверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матере их Софии, месяца ^иуня 18, на память святого мученика Леонтия, благословением служителя святых мучениц Ивана священника Хахиловича и повелением купецкых старост, Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов».4
Купить навесы из металлочерепицы metalstyl77.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60