Присоединение Пскова к России
Земледелие являлось основным занятием псковского населения; об этом говорят частые упоминания во всех псковских летописях об урожае, о недородах, о -погоде, о ценах на хлеб.2 Феодальное хозяйство постепенно теряло свою замкнутость, хотя продолжало оставаться натуральным.
Разделение труда в Пскове XV в. достигло довольно высокой степени развития. Об этом свидетельствует тот факт, что хлеб был основным товаром на псковском рынке; хлеб сбывался на рынке не только населению своей же, Псковской земли, но, повидимому, был основным предметом вывоза в западные области — к немцам, а также в Новгород.
В Новгороде основой хозяйственной жизни было также земледелие, население занималось сельским хозяйством, как и в Пскове, но в силу неблагоприятных природных условий, из-за болот и многочисленных озер, новгородская земля не могла полностью обеспечить население своим хлебом.
11 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 41.
2 ПСРЛ, т. IV, стр. 198, 200, 203, 210, 216, 217, 228, 231; т. V, стр. 20, 21, 24, 26, 29, 44 и т. д.
В псковских летописях упоминаются цены на рожь — основную культуру, возделываемую в Псковской земле, — на овес, жито, хмель, темьян.
Насколько тесно было связано все псковское население с куплей-продажей хлеба на рынке говорит то большое внимание, которое уделяет летописец изменению меры зерна в Пскове—«зобни-цы». Изменения этой меры обычно соединены с проявлениями классовой борьбы^ «Того же лета (1458 г., — Н. М.) прибавиша псковичи зобници, и палицу привишили к позобенью при посаднице степенном Алексее Васильевиче, а старых посадников избив на вечи». ‘ Так удалось псковичам, «черному люду», снизить цены на хлеб, пойдя против воли псковского боярства и купечества. Однако эта победа была одержана ненадолго; уже в 1463 г. летописец лаконично записывает: «Того же лета посадник псковский степенной Федор Никифорович отнял у полузобенья палицу»,2 вероятно, намеренно не говоря при этом о том возмущении, с которым приняло, конечно, псковское население это возвращение к старым порядкам.
Много внимания уделяет ценам на хлеб Псковская вторая летопись, что отчасти подтверждает мысль А. Н. Насонова о ее происхождении из посадских кругов, так как именно они должны были покупать хлеб на рынке. Псковская вторая летопись часто сообщает об урожаях и неурожаях.3 Особенно интересен пространный рассказ под 1422 г. этой летописи о страшном голоде в течение трех лет во всей Русской земле и прежде всего «в Новегороде и по всем их волостем, и на Москве, и по всей московской и по всей тферской земле».4 В Пскове тогда голода не было, ибо в кремле были большие запасы хлеба — «тогда бяше старых лет клети всякого обилиа изнасыпани на крому». Вероятно, это были клети князя и крупнейших бояр. За хлебом приходили в Псков «новгородци, корела, чудь, вожани, тферичи и москвичи», но в конце концов было запрещено торговать хлебом, очень поднявшимся в цене. Рассказ Псковской второй летописи о голоде 1422 г. свидетельствует о богатстве Пскова своим хлебом, о больших запасах хлеба, которые хранились в кремле, о связях Пскова с остальной Русской землей.
В остальных псковских летописях под 1422 годом говорится, что во всей Псковской земле был голод в течение трех лет, но ничего не сообщается о том, что в Пскове положение было несколько особым.
В Тихановском списке Псковской первой летописи по неясным причинам известия о ценах на хлеб встречаются гораздо реже, чем в других списках. Даже в тех случаях, когда этот список совпадает
1 ПСРЛ, т. IV, стр. 217.
2 Там же, стр. 222.
3 А. Н. Н а со н о в. Из истории псковского летописания. Ист. зап., т. 18, !946, стр 284.
4 ПСРЛ, т. V, стр. 24.
во всем остальном с другими списками, писец, писавший этот список, опускал сведения о ценах на хлеб.1
Псковские летописи постоянно сообщают об обильных дождях, о поздней зиме, о половодьи, с тревогой говорят о возможности неурожая. На протяжении всего XV в. почти нет жалоб на дороговизну хлеба. Часто в других местах отмечается голод, а в Псковской земле — хороший урожай: «Того же лета (1434 г., — Н. М.) в Немецкой земли бысть глад и хлеб дорог вельми; а во Пскове у святей Троици дал бог хлеба много, по девяти денег зобница ржи».2
В XVI в. уже чаще говорится в летописи о неурожаях, о дорогом хлебе. При этом летописец почти всегда отмечает, что причиной неурожаев явились стихийные бедствия.
Вопрос о сельском населении Пскова изучался советскими учеными Б. Д. Грековым * и Б. Б. Кафенгаузом 4 главным образом на основе псковских летописей, Псковской судной грамоты и платежных книг конца XVI в. Б. Б. Кафенгауз привлекал известия новгородских писцовых книг и жития Евфросина, данные топонимики. Ввиду изученности вопроса о сельском населении Псковской области в XV в. и отсутствия новых источников по этому вопросу мы не будем на нем подробно останавливаться.
Иначе обстоит дело с изучением ремесла и положения ремесленников в Пскове в XV в. и позднее. Буржуазные историки в свое время не занимались изучением и раскрытием экономического развития общества, не занимались историей трудящихся масс. Это очень ярко сказалось во всех без исключения исследованиях по истории Пскова буржуазных историков XIX и начала XX в. Могущество древнего Пскова видели в его самостоятельных успешных военных действиях против западных соседей, в его торговых отношениях с Новгородом, Москвой, Западом.5 Говоря о средневековом русском городе, обычно указывали на его оборонное значение, на значение его как торгового центра, но создатели материальных благ всегда оставались вне поля зрения буржуазных исследований.6 Очень мало сказано в старой исторической литературе о псковском ремесле и о псковских ремесленниках.
Как мы уже отмечали, А. Никитский в своих исследованиях стремился исчерпать все вопросы истории Пскова, но о ремесле и ремесленниках не обмолвился ни словом.7 Он ничего не сказал
1 Псковские летописи. 1941. стр. 30, 31, 38 и др.
* Там же, стр. 42. .
* Б. Д. Греков. Земледелец и землевладелец в Пскове в XV в. Проблемы истории докапиталистических обществ, № 5, М.—Л., 1934; его же: Крестья-?е на Руси. Раздел: «Сельское население псковской области в XV веке», етр 447.
* Б. Б. Кафенгауз. Псковские изорникн. Уч. зап. Моск. Гос. пед. ин-та им. К. Либкнехта. Серия истории, вып. 2-й, М.. 1939. Его же. О псковских крестьянах XV—-XVI вв. Сборн. Б. Д. Грекову. М.. 1952. стр. 132.
1 И. Д. Беляев. Рассказы из русской истории, т. III. M., 1867. •Н. Костомаров. Северно-русские народоправства, тт. I и И. СПб., 1863.
* А. И. Никитский. Указ. соч.
о них даже тогда, когда говорил о городских концах, о пригородах Пскова, о поведении «черни» на вече, о событиях, связанных с псковской смердьей грамотой.
Н. Серебрянский занимался изучением хозяйства псковских монастырей, ‘ их землями-владениями, торговлей, повинностями крестьян в пользу монастырей, но также ничего не говорит о ремесле.
В советской исторической науке еще нет труда по истории Пскова, который мог бы поставить и решить эти вопросы — вопросы о ремесле, о степени разделения труда в ремесле, о развитии ремесла— именно, как о части развития способа производства материальных благ, о классовой борьбе в период образования централизованного государства — классовой борьбе не только крестьян, но и жителей городов. Особенно важен вопрос о ремесле и ремесленниках в свете высказывания Ф. Энгельса о том, что монархической власти помогли одержать победу в деле образования централизованного государства все революционные элементы в стране, в том числе и жители городов.2
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60