Присоединение Пскова к России
Никоновская летопись для изучения истории Пскова дает богатый материал, но относится он, главным образом, к XI—XIII вв. В основном в ней приводятся очень подробные рассказы об участии псковичей в общерусских событиях, в феодальных войнах на стороне того или иного князя, чаще всего на стороне великого князя. В Пскове в это время не было развернутого летописания, и данные таких рассказов московской летописи редко совпадают с данными новгородских летописей. Можно думать, что Никоновская летопись использовала какой-то особенный, неизвестный источник. То, что уже тогда псковичи принимали участие во всех общерусских делах, подтверждает мысль, что и в то время Русь была в какой-то мере связана великокняжеской властью, которая отчасти объединяла княжества и во времена феодальной раздробленности и которой в будущем принадлежала роль носителя порядка в беспорядке.
О более позднем периоде в летописи меньше оригинальных рассказов о псковичах: за XIV век их почти нет, — псковские события описываются или на основании псковских летописей, или являются дословным пересказом новгородских летописей. В новгородско-псковских раздорах общерусские летописи не всегда становятся на сторону псковичей, а даже чаще — на сторону новгородцев. В чем причина этого — пока неясно.
Больше, чем в других летописях, в Никоновской летописи рассказывается о псковской торговле в XVI в. Приводится, например, указ великого князя, чтобы не торговали псковичи с немцами щ_ чужой земле, или сообщение о притеснении немцами псковских и новгородских купцов. Никоновская летопись в этом’ отношении требует более детального изучения.
В остальных русских летописях встречаются псковские события, но все они описаны на основании псковских или новгородских летописей. Только Московский летописный свод конца XV в.3 может дать ряд ценных указаний по истории Пскова.
Летописи как исторические источники важны для нас в двух отношениях: с одной стороны, — это памятники общественной мысли, по ним мы можем иметь представление о том, как освещались события псковской истории в различных социальных кругах и в различные эпохи; с другой стороны, летописи ценны для нас теми фактическими сведениями, которые они сообщают.
1 ПСРЛ, т. XVIII, стр. 213.
2 Там же, стр. 257.
3 ПСРЛ, т XXV, 1949.
Как к памятникам общественной мысли к ним примыкает целый ряд других псковских произведений — послания старца Елеазарова монастыря Филофея, игумена того же монастыря Памфила, псковская Хронографическая Толковая Палея, житие Евфросина, Повесть о начале Псково-Печерского монастыря и некоторые другие. По всем этим памятникам мы можем судить о борьбе общественных направлений в Пскове, об идеологических спорах, отчасти о классовой и внутриклассовой борьбе.
Актовый материал, который мог бы дополнить недостающие в летописи сведения по экономической истории Пскова и по его общественным отношениям, очень слабо представлен среди псковских исторических источников. Псковский архив первых веков его существования, включая XV и XVI столетия, безвозвратно погиб неизвестно где и когда. Те псковские грамоты, которые сохранились от XV1 и XVI вв., касаются главным образом взаимоотношений с западными соседями. Почти нет документов, которые позволили бы изучать экономическую историю Пскова Несколько лучше обстоит дело с актовыми материалами XVI в. Сохранилось несколько жалованных грамот псковским монастырям, касающихся церковного землевладения. По ним можно судить о политике, которую московские великие князья проводили в отношении монастырей. В этих грамотах содержатся некоторые сведения о размерах земельных владений монастыря, о составе его вкладчиков, о помещичьем хозяйстве. По преимуществу эти грамоты имеют отношение к Псково-Печерскому монастырю, история которого представляет исключительный интерес, так как Псково-Печерский монастырь был крупнейшим монастырем в Псковской земле.
Ценный источник для изучения всех без исключения областей псковской жизни представляет собой Псковская судная грамота, которая неоднократно подвергалась переработкам и дополнениям. Последняя ее переработка относится, повидимому, к средине XV в., и потому ее можно в основном считать памятником именно этого времени. Псковская судная грамота требует специального исследования, которое выходит за рамки настоящей работы, и будет рассматриваться нами лишь в той степени, которая необходима для решения нашей основной темы.
Большое значение для изучения феодального землевладения в Пскове, состояния ремесла и торговли в 80-х годах XV в. имеют псковские писцовые книги, изданные в сборнике Московского архива Министерства юстиции, и копии писцовых книг, находящиеся в’ ЦГАДА и опубликованные только в своей незначительной части (кн. 827 и 830). Копии этих писцовых книг составлены по иному плану. Если подлинная писцовая книга в основном уделяет внимание состоянию псковского торга, расчету оброчных статей, то не дошедшие до «ас книги, с которых были сделаны эти копии, главным образом посвящены феодальному землевладению. Они содер-жат перечисление псковских помещиков, их владений в разных
1 Грамоты Великого Новгорода и Пскова, М.—Л.. 1949.
псковских губах. Псковские писцовые книги 80-х годов XVI в. позволяют делать некоторые выводы на основании косвенных данных. Иногда в писцовых книгах встречаются ссылки на «старое письмо», на описи 50-х годов. Кроме того, иногда указывается, что было с тем или другим поместьем, лавкой, двором «до запустения», т. е. в середине XVI в.; это дает возможность выяснить состав псковских помещиков, размещение и размеры их владений. Важные сведения для изучения псковского помещичьего землевладения содержатся в Тысячной книге 1550 года. Псковские помещики были занесены в нее как наиболее надежный отряд феодалов Русского централизованного государства.
Совсем особое значение имеет для историка Пскова изучение памятников псковского зодчества. Размах крепостного строительства и строительства псковских храмов говорит о состоянии экономики Пскова, о количестве ремесленного люда в Пскове, о степени его квалификации, об участии в строительстве центральных и местных властей. Памятники архитектуры и живописи важны не только для определения уровня строительной техники, мастерства псковских зодчих и художников, но и для определения идейных и художественных связей и направлений Пскова.
В советской исторической науке используются данные археологии, истории искусств, истории архитектуры. Достижением советской исторической науки является то, что для своих выводов она широко привлекает данные смежных наук в связи с тем, что все науки в своей основе имеют марксистский диалектический метод и что советская наука ставит своей задачей не только изучение отдельных фактов, отдельных источников, но стремится к широким Обобщениям, к углубленному исследованию, к вскрытию закономерностей исторического процесса в его целом. Все общественные науки сами стали историческими.
Раньше история Пскова изучалась отдельно от истории псковской архитектуры, от истории псковской живописи и литературы; теперь же данные последних служат исторической науке, а историческая наука помогает оценить значение памятников искусства.
В истории Пскова изучение памятников материальной культуры имеет особенно большое значение, так как собственно письменных источников по истории Пскова недостаточно. В частности, как мы уже отметили, Псков интересующего нас времени очень беден актовым материалом. Писцовые книги по Пскову сохранились только от конца XVI в. Изучение памятников архитектуры и живописи позволяет углубить наблюдения в социально-политической жизни Пскова, в области классовой борьбы, особенно в области борьбы идеологической. В буржуазном искусствоведении наблюдалось некоторое стремление как-то оценить их идеологическое значение, но эти попытки в рамках буржуазной методологии не могли ни к чему привести. В последующем мы особо остановимся, на этом виде исторических источников, как и на каждом из тех видов, которые мы бегло перечислили выше.
ГЛАВА II
ПСКОВ В ПЕРИОД ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
Советская историческая наука при изучении феодального периода исходит прежде всего из того положения, что основой феодального производства является феодальная собственность на землю. И. В. Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» говорит об основах феодализма: «Конечно, внеэкономическое принуждение играло роль в деле укрепления экономической власти помещиков-крепостников, однако, не оно являлось основой феодализма, а феодальная собственность на землю».1
Псков — прежде всего феодальный центр целой области на северо-западной окраине Русской земли, поэтому в первую очередь необходимо изучение его экономического развития, развития ремесла и земледелия Псковской области.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60