Предмет, методы и функции политической педагогики
В педагогической литературе продолжается дискуссия о соотношениях понятий методики и технологии, какое из них шире. Нельзя не заметить, что новая социально-политическая и информационная обстановка в нашей стране предоставляет новые возможности создания современных технологий не только в самостоятельных системах образования, воспитания, обучения, социализации, но и в целом для подготовки человека как субъекта и объекта политики. И здесь можно и нужно объединять усилия ученых различных отраслей с тем, чтобы создать наиболее эффективные, рациональные, интенсивные и оптимальные технологии формирования политической личности. Сами же принципы такой технологии учеными определены: целеустремленность учебного процесса; организованность во всех звеньях технологической цепочки; системность (целостность); самодеятельность (самостоятельность); самоконтролируемость; посильность и другие. Политическая педагогика на их основе может дать ясные рекомендации по использованию интенсивных технологий формирования политической личности.
Намечая проблемы исследования, предмет, методы политической педагогики, есть резон коснуться ее функций, ибо сама политическая педагогика, как и любая другая отрасль научных знаний, не может быть только теорией, но и должна непременно применяться на практике, утверждая свою необходимость в политических преобразованиях, выполняя свою роль в трансформационных процессах российского общества.
Очевидно, не будет ошибкой, а это подтвердит практика, что функции политической педагогики будут базироваться как на функциях политологии, так и собственно педагогики, психологии, политической культуры и, очевидно, других социально-гуманитарных наук. Все вместе они могут в совокупности быть объединены в три группы. Одна из них — это концептуально-описательная, включающая термины, категории, правила, которые позволяют раскрывать содержание основных направлений и проблем политической педагогики. Другая — объясняет не только проблемные аспекты политической педагогики, законы, изучаемые ею, но и помогает выявлять сам процесс формирования политической личности, его характер, критическое осмысление практики. Следующая — позволяет прогнозировать ожидаемую результативность использования политической педагогики, подтверждает на практике то, что намечалось достигнуть, избежать негативных процессов, так как справедлива мысль: «любое новое знание несет в себе потенциальную опасность, поскольку может привести к катастрофическому изменению сложившегося баланса сил и, как следствие, к социальной неустойчивости или даже революционным потрясениям». (Сергеев В.М. Инновации, демократия и логика конкуренции//Полис. — 2000- — № 1. — С. 112.)
Функции политической педагогики должны отражать саму суть науки — идея, концепция, выводы или описание, объяснение, прогноз. Это бы позволило и политической педагогике в определенной степени повышать как уровень образования в школах, так и подготовку специалистов в различных учебных заведениях. Современная практика показывает, что многие их выпускники при взаимодействии с зарубежными
партнерами, демонстрируя высокую функциональную грамотность, нередко беспомощны в политических, правовых, социально-психологических и других знаниях. (Тихомиров С.А. Синтез гуманитарной, общенаучной, специальной подготовки инженера: проблема и решение — акмеологический подход //Гуманитарные науки в системе высшего технического образования. — С. 127.)
Поскольку политическая педагогика охватывает и взрослое население, то вполне естественно, что от разработанности ее функций, методов исследования предмета зависит ее эффективность в формировании политической личности и различных категорий жителей. Важно исследовать вопросы абилитации, то есть способности или целенаправленного умения субъекта и объекта политики, как и в любой сфере жизнедеятельности, успешно осуществлять свою деятельность в соответствии со своими потребностями. Немало полезного можно взять и из акмеологии — науки о закономерностях и условиях достижения человеком наиболее полной самореализации.
Заключение
Безусловно, что мы коснулись лишь некоторых аспектов проблем становления и развития политической педагогики. В целом, утверждаясь и развиваясь, она ни в коей мере не повлечет утрату тех или иных отраслей знаний, самостоятельных научных дисциплин. Напротив, она лишь во многом обеспечит преподавателям и ученым, государственным органам и общественным организациям, словом, всем участникам политических процессов возможность эффективно формировать политическую личность различных поколений, и прежде всего молодого, обеспечивая тем самым дорогу для утверждения реальной демократии, правового государства и гражданского общества.
Ведь верно подмечают многие ученые, что у нас, в России, реформы предполагают не только изменение экономических отношений. Здесь проблема социокультурного характера, «связанная прежде всего с культурно-нравственным потенциалом общества, с эволюцией нравственных представлений, с ее динамикой». (Ахиезер А. Хозяйственно-экономические реформы в России: как приблизиться к пониманию их природы? //Pro et Contra, Лето, 1999. — С. 63.) И политическая педагогика будет во многом способствовать изменению социокультурной среды.
Утверждение нового мировоззрения будет признавать главной ценностью приоритет личности, ее прав и свобод, установление гарантий их обеспечения. Когда это станет действительно повседневной и непреходящей реальностью, тогда воплотится мечта о таком обществе, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». (Маркс К, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии//Маркс К, Энгельс Ф. Соч. — Т.4-448.)