Предмет, методы и функции политической педагогики
Говоря о транзитах и посредниках формирования политической личности, необходимо отметить, что система образования во многих странах мира, в том числе в России, в последние десятилетия не только в силу накопленных знаний, практического опыта, но и, главное, в силу перехода к информационному обществу получила новые и широкие возможности. И важнейшая роль в этом принадлежит средствам массовой информации и телекоммуникациям. Как наиболее эффективно и рационально их можно использовать, каково их воздействие на политическое поведение, действие личности, когда человек принимает или добивается осуществления тех или иных политических шагов и решений, требует их от властных структур, иных институтов политической системы и множество других вопросов несомненно должны стать одним из предметов изучения их политической педагогикой.
Важность этого диктуется тем, что в последние десятилетия пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино- и звукозаписи, видеозаписи претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видеоэкранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дисков, принтеров). Все это создает широкие возможности использования их для формирования личности, в том числе в политической сфере.
Но оптимальное использование телекоммуникаций в формировании политической личности связано с необходимостью гуманитаризации всего процесса образования, обучения, воспитания и социализации. Человек, человечество вступило в такой этап своего развития, когда глобальной проблемой его дальнейшего раз-
вития становится ноосфера. Пора «распроститься с представлением, будто этот мир — наш безропотный слуга. Мы должны с уважением относиться к нему». (При-гожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии. -1991. -№6.- С. 51.)
В этих условиях, условиях коэволюции, когда выдвинуто требование совместного гармоничного развития природы и общества, нельзя рассчитывать на стихийность адаптации людей к природе или безудержного использования богатств последней, ибо это грозит гибелью цивилизации.
Политическая педагогика, как синтез научных достижений и исследований, может оказать большое влияние на формирование такой политической личности, таких субъектов и объектов политики, которые смогут проявлять нужную мудрость, адаптируя общество к новым условиям жизни через преобразование и установление новых форм ее социально-экономических и духовных сфер, изменение организационных структур и моральных основ жизнедеятельности. (Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М., 1990. — С. 308.) Политическая педагогика, используя результаты достигнутого в области образования, воспитания, обучения, социализации и опираясь на достигнутое в других отраслях знаний, во многом будет способствовать решению задач гуманизации политической личности, ее формирования, а также управлению этим процессом.
С учетом излагаемой в данной работе проблемы и в силу поставленной задачи мы не станем раскрывать важность других посредников формирования политической культуры, включая трудовые коллективы, производственные участки, то есть то, что охватывает и взрослое население, ибо, как говорилось выше, политическая педагогика должна охватывать все слои насе-
ления, независимо от возраста граждан. Кстати, о роли трудовых коллективов в политическом воспитании, образовании, обучении, социализации весьма большой материал содержится в советской научной школе. И можно почерпнуть из него очень ценные наработки, не потерявшие своей актуальности и сегодня. (См.: Смирнов Г.А. Советский человек. — М., 1973; Волков Ю., Червяков Ю. Трудовой коллектив — школа воспитания хозяев производства. — М., 1977; Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. — М.: Мысль, 1986; Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии, -М.: Ин-т молодежи, 1990 и мн. др.) Тем более сегодня российская политологическая наука большое внимание уделяет проблеме транзитологии. Достаточно сказать здесь о серьезных исследованиях в этой области ученого А.Ю. Мельвиля. (См.: Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России: сущностная неопределенность процесса и его результата // Космополис: Альманах,
1997. — М.: Полис 1997; он же: Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам //Полис. —
1998. — № 2; он же: Демократические транзиты: теоретико-методологические и прикладные аспекты. -М.: МОНФ. 1999.)
Весомой проблематикой политической педагогики являются вопросы исследования, выявления и анализа закономерностей формирования политической личности. Здесь есть от чего отталкиваться исследователям — наличие уже достаточно изученных наукой законов формирования и воздействия на личность, передачи политических ценностей, знание законов педагогики, практика усвоения учебных дисциплин и освоения научных данных, собственных закономерностей политологии, а также те законы, которые изуче-
ны или исследуются такими отраслями знаний, как социология, политическая психология, политическая культура и другие.
Вполне очевидно, что в ходе разработки проблем политической педагогики предстоит создание и цельной системы ее категорий. Многое в традиционной системе понятий общественных наук уже не подходит, но многое из категориального аппарата политологии, педагогики, других социально-гуманитарных наук, бесспорно, останется, должно остаться. Ряд ученых для формирования нового мировоззрения вообще предлагают использовать в отечественном обществоведении терминологию из Библии, психологии и биологии для того, чтобы «странными» названиями повысить творческую активность восприятия давно известных истин. (Хабарина Т.В., Хабарин Е.В. Формирование нового мировоззрения в процессе преподавания общественных наук //Гуманитарные науки в системе высшего технического образования. — С. 105-108.)
Конечно, во всем нужна мера, нельзя играть словами и тем более понятиями, которые вводятся в научный оборот, однако нет сомнений в том, что политическая педагогика будет развиваться в своем категориальном аспекте. В принципе вполне нормально, если это оправдано, когда в новой отрасли знаний используются методология, язык других научных дисциплин, а, развиваясь, сама политическая педагогика непременно приведет к появлению своего понятийного аппарата, системе категорий.
Большое внимание в политической педагогике должно уделяться ее методам и методологии в целом. Здесь уже есть большой научный задел как в педагогике, так и в политологии, других социально-гуманитарных дисциплинах. Его надо будет преломить, рас-
смотреть и использовать через призму формирования политической личности с учетом ее биологического, психологического и социального уровней. Тем более как в политологии, так и в педагогике, а также в других социально-гуманитарных дисциплинах есть множество собственных, специфических и общих, универсальных, традиционных и новых методов. Но главное — они должны работать на политическую педагогику, использоваться на практике.
Сегодня всем очевидна тенденция, при которой «углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, концентрируясь в каждой отдельной науке». (Общая и прикладная политология. — С. 19.) Не исключена и выработка собственных методов, методологий и методик политической педагогикой по мере ее развития и практического использования.
Например, классификация методов обучения включает: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично пассивный (эвристический) и исследовательский. Нетрудно заметить, что при формировании политической личности эти методы обучения несомненно могут также использоваться с достаточной эффективностью, а значит должны быть взяты на вооружение политической педагогикой, в рамках которой через преломление специфики данной дисциплины эти методы получат новое звучание. Это относится и к другим методикам педагогики, которые позволяют не только управлять педагогическим процессом, воплощать в жизнь педагогические цели, а для нас речь идет о формировании политической личности, но исследовать и приемы получения самого педагогического знания с целью достижения
наибольшей пользы. (Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 14.) Они, безусловно, успешно могут и будут применяться в политической педагогике.