Предмет, методы и функции политической педагогики
На наш взгляд, нельзя и невозможно отвергать школу как один из транзитов формирования политической личности. Это подтверждается и вышесказанным о постановке проблемы становления и развития политической педагогики, политической социализации и тем, что в любом самом демократичном сегодня государстве школа продолжает являться одним из важнейших транзитов усвоения политических ценностей. Достаточно ярко это показано на примере США. (Тотъмянин Н.Д. Указ. соч. — С. 38-40.) Кстати, в древних Афинах в гимназиях юноши из наиболее знатных семей с 16 — 18 лет наряду с философией, литературой
И другими предметами изучали политику. И продолжали изучение политических наук в эфибиях, т. е. по сегодняшним меркам в высших учебных заведениях. (Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: Центр, 1999. — С. 187.)
Сегодня совершенно очевидным является факт важности улучшения образования в школе, необходимость решения многих проблем в связи с общественными преобразованиями в России. И здесь особенно пристальное внимание ученых стали занимать вопросы образования на локальном уровне, в провинциальной школе, что во многом определяет формирование политической личности, выравнивание этого процесса в целом по России.
Именно провинциальные институты образования, каковыми в стране являются сельские школы, по своей природе могут быть рассмотрены в качестве исходных пунктов изменения социокультурной среды в локальных сообществах. Школа по-прежнему остается главным институтом социализации личности. Именно школа способна решить задачу качественного преобразования локального сообщества, суть которой состоит в том, чтобы разобщенное и униженное кризисом сельское население осознало себя как жителей, людей, объединенных не по социально-классовому, а по территориальному признаку. Жители — это организованное и сплоченное сообщество граждан, способных осознавать и решать проблемы сообщества, возрождать и сохранять местные нравы и культурные традиции, защищать окружающую среду как систему жизни от утилитарно-технократического использования ее как источника ресурсов.
Выполняет ли сегодня школа России, и, прежде всего, провинциальная школа, предназначенную самой ее
сущностью роль? Пока нет. Сегодня школа функционирует преимущественно как государственный институт. Роль же школы как института гражданского общества по существу сведена к минимуму. Отсюда вытекает необходимость повышения статуса провинциальной школы как института гражданского общества через реализацию ее интегративной роли в локальном социуме. На основе этого формулируется главная проблема: становление провинциальной школы как института гражданского общества.
Для того, чтобы провинциальная школа могла выполнять свою интегративную функцию» она сама должна преобразоваться и стать демократическим сообществом. Это означает, что сама школа должна стать открытой для социального партнерства, без чего невозможно, усилиями одной только школы, решить стоящие перед ней задачи. Среди важнейших проблем, которые здесь возникают, — это во-первых, проблема соотношения демократизации и децентрализации в управлении образованием; во-вторых, проблема диверсификации образования (нарастания разнообразия образовательных возможностей и создание условий для равного доступа к образованию независимо от места жительства, обеспеченности родителей и других обстоятельств), ибо уровень неравенства образовательных возможностей является важнейшим показателем экономической неэффективности системы образования; в-третьих, проблема приоритетного обеспечения школ, расположенных в сельской местности; в-четвертых, проблема роста (развития) человеческого (личностного) потенциала, без чего образовательная деятельность вообще лишается своего содержательного и социального смысла.
Провинциальная (сельская) школа способна стать институтом гражданского общества. Разумеется, это не-
простая задача, и вряд ли она может быть решена напрямую в существующих экономических, политических и социокультурных условиях современной России. Но иметь в виду эту роль школы в локальном сообществе важно и необходимо по той причине, что, как показывает опыт, в локальных сообществах школа нынче остается едва ли не единственным социальным учреждением, которое, несмотря на все сложности функционирования, продолжает выполнять свою функцию: учить детей и формировать из них политически образованных, политически самостоятельных и политически активных граждан. (Жихаревич М.Е., Рыбаков Н.С. Через преобразование провинциальной школы — к гражданскому обществу. — Псков-С.Петербург, 2000. — С.41-47.) В учебных заведениях в наиболее выраженной форме прослеживается связь между образованием, обучением, воспитанием и политической социализацией. «Формирование «добропорядочного» гражданина посредством различных методов гражданского воспитания — такова общая цель учебных программ в их политической части». (Шаран П. Указ. соч. — С. 169.) Это особенно ярко видно при преподавании таких предметов, как «Человек и общество», «Граждановедение», «Политология». Они не только передают определенную сумму знаний; но и способствуют усвоению школьниками и студентами основ политической сферы жизнедеятельности, выработке у них умения и навыков в отстаивании собственных политических прав, реализации своих политических, личных и групповых интересов, распознавать попытки манипулирования их сознанием, критическому осмыслению политической действительности. Решение этих задач также актуально и для граждан всех возрастов, а не только молодежи. От их решения во многом зависит политическое поведение,
действия личности, утверждение верховенства закона, а не «разинского» духа бунтарства. Облегчить этот процесс во многом призвана политическая педагогика.
Актуальность исследования в политической педагогике проблемы транзитов и посредников формирования политической личности для современной России определяется тем, что «основное противоречие в сфере социализации и воспитания молодежи — это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, все возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации и воспитанию подрастающего поколения, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека. (МорозовВ.В., СкробовА.П. Указ. соч. — С. 150.)
С этим связана и необходимость совершенствования политического образования в учебных заведениях, в том числе и через изучение цикла социально-гуманитарных дисциплин. Нельзя не согласиться с тем, что современные преобразования в нашем российском обществе, имея серьезные противоречия, а также негативные и позитивные тенденции, воздействуют на молодежь, ее сознание и поведение, и от них нельзя оградить подрастающее поколение. Но в этих «условиях именно школа может оказаться наиболее устойчивым институтом социализации личности. Именно школа должна противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении, способствовать присущими ей средствами утверждению в обществе гражданской культуры». (Боголюбов Л. Н. Указ соч. — С. 112.) А в числе задач общественного образования в вузах, одной из необходимых является развитие политической культуры. (Глухое В. В. Гуманитарное образование в техническом
университете // Гуманитарные науки в системе высшего технического образования. — С. 16.)
О цели изучения политических наук в высших учебных заведениях ясно сказал американский профессор Джон Уальке. Она «заключается в максимальном совершенствовании способности студентов анализировать и интерпретировать смысл и динамику событий политической жизни и процессов государственного управления. Задача преподавания таким образом не сводится просто к пробуждению любознательности студента, наделению его фактической информацией и в раскрытии смысла политических событий и проблем. Снабдить учащихся необходимыми знаниями нужно для того, чтобы они могли и в будущем составить представление о политических процессах, государственном управлении и предпринимаемых в связи с ними действиях.» (Джон У. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук //Полис, 1996, №4, с. 143.)
Конечно, основным посредником в учебных заведениях является педагог. Он — катализатор и интерпретатор политической жизни в обществе. И от него во многом зависит понимание питомцами той истины, что жить в обществе и быть вне его политических событий практически невозможно, но быть в обществе надо хозяином собственной судьбы и того общества, в котором ты живешь. И чтобы сделать процесс подготовки политической личности цельным, весомым и результативным должна быть разработана совокупная система, которая бы максимально и со всех сторон, помогая педагогам, давала бы реальные пути, средства, методы и формы, основательное содержание направлений формирования политической личности. Это является основополагающей задачей политической педагогики.