Поиск по сайту

Предмет, методы и функции политической педагогики

Не менее серьезное место должны занимать в политической педагогике проблемы этапов и механизмов формирования политической личности и, опираясь на достижения таких сфер науки, как политическая культура, политическая психология, вырабатывать рекомендации, пути воздействия на личность. А это предполагает использование собственно и самой педагогики как науки в этом направлении.
В последнее время, например, все большее распространение получает идея гражданского образования, обретая различные формы практической реализации. Конечно, растущий интерес к этой проблеме обусловлен спецификой переживаемого Россией исторического периода. Построение гражданского общества, правового государства, становление эффективной и человечной рыночной экономики требуют воспитания гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями и высо-
ким уровнем политической и правовой культуры. Поэтому в условиях глубоких социально-экономических преобразований и назрела необходимость создания целостной системы гражданского образования, основывающейся на достижениях мирового и отечественного педагогического опыта и учитывающей национальную и региональную специфику.
Гражданское образование можно определить как образовательную, воспитательную, управленческую и иную деятельность, направленную на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве. Принципиально важным представляется ценностный аспект гражданского образования. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о политике, праве, государстве, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.
Признавая значимость демократии, нельзя абстрагироваться от национальной и региональной специфики общественного развития. Ценностные ориентации значительной части россиян имеют истоки в традиционной русской политической и духовной культуре и (пока еще в значительной степени) в советской менталь-ности. Они отличаются от системы демократических ценностей, возникших и утвердившихся на определенном этапе западной цивилизации.
Это очевидное обстоятельство детерминирует цели, задачи, средства, формы и методы гражданского образования в нашей стране. В развитии гражданского образования необходим учет и местных особенностей. К ним могут относиться, например, депрессивный харак-
тер региона, традиционализм в сфере политической, правовой, бытовой и духовной культуры, различная степень маргинализации населения.
Цель гражданского образования — воспитание, и прежде всего у молодежи развитого правосознания и политической культуры на основе взаимной адаптации общецивилизационных ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления. Все вышесказанное о гражданском образовании несомненно также может стать предметом пристального внимания политической педагогики.
Взаимодействуя с исторической наукой, политическая педагогика должна пристально заниматься проблемой менталитета, ибо формирование политической личности не может быть вне пределов глубокого понимания смысла отечественной истории, истоков Российской государственности, духовности и патриотизма. Именно менталитет «позволяет вникнуть в механизм соотношения общественных и личных интересов». (Ануфриев Е.А., Лесная Л. В.  Указ. соч. -С. 17.)
Приведем лишь некоторые примеры, ярко и убедительно подтверждающие это. В ходе преобразований в нашей стране реформаторы либеральных экономических ценностей, и, прежде всего чикагской школы, развивали концепцию рационального выбора населения, даже верили в неоспоримость ее наличия. Они предполагали, что российским участникам присущи индивидуальная свобода и личная ответственность, что в стране уже есть правовое пространство как условие соблюдения необходимых для рынка договорных отношений, а также понимание людьми свободы и равенства с точки зрения возможностей и желания лишь прикладывать личные усилия для обеспечения собственного и се-
мейного благополучия. Но ведь было совершенно очевидным и ясным, а это понимали ученые и хотели, пытались убедить в этом реформаторов, что в российской политической традиции идеалы индивидуализма никогда не занимали приоритетного положения, которое характерно для западной системы ценностей. В России -индивидуальная свобода ориентирована на коллективные формы ее реализации, идеал прав человека не был выражен в российском понимании свободы, здесь справедливость выше права.
Или еще. Историк В.О. Ключевский отмечал в свое время в российском менталитете такую черту сознания, как тяготение к действиям на «авось», к рационально не просчитанным поступкам. Он связывал это с особенностями российской жизни и хозяйственной деятельности, которая протекала в климатической зоне неустойчивого земледелия, когда виды на урожай, а значит жизнеобеспечение крестьянина и его семьи, а это была подавляющая часть населения, всегда были проблематичны. А если учесть, что российское пространство было и местом многочисленных набегов, частых войн, конфликтов, многообразных поборов со стороны власти (непомерные налоги, различные реквизиции имущества, низкая цена труда и т. д.), которые порой разоряли личное хозяйство, то все это в условиях неопределенности и неустойчивости бытия сводило на нет ценность рационального действия, формируя привычку действовать по принципу «авось повезет». (Степин B.C. Поиски новых ценностей и стратегия развития России // Вестник Российского философского общества. — 2000. — № 1. — С. 16 -17.)
О менталитете, его структуре, значении и необходимости учета при формировании политической личности написано немало работ как российских, так и зарубежных уче-
ных. И важно, чтобы они стали необходимой основой для предмета политической педагогики, о чем убедительно написали ученые Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная, (см. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Указ соч. в «Социально-политическом журнале» №№3, 4,5, 6 за 1997г.) Н.Д. Тотьмянин (Тотьмянин Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев//США. -1995. -Nel.-C.29- 41) и многие другие.
Конечно, политическая педагогика не может не исследовать и проблематику посредников и транзитов личности как субъекта и объекта политики, причем одни из них оказывают вполне сознательное воздействие, другие же — незаметно, под влиянием различных событий в жизни человека. Так, «обучение, особенно преподавание общественных дисциплин — одна из форм сознательной индоктринации (обучения). С другой стороны, заявления официальных лиц в поддержку проводимой ими политики, критика политических оппонентов, газетные публикации, телевизионные программы, политические события, ритуалы и празднества, дискуссии с друзьями и членами семьи» тоже способствуют политическому развитию личности без предварительных планов или сознательных усилий. (ШаранП. Указ. соч. — С. 167-168.)
К транзитам и посредникам формирования политической личности относятся семья, школа, молодежные организации, политические партии и общественно-политические движения, средства массовой информации, родственные группы (школьные друзья, коллеги, приятельские компании и т. д.) и другие.
Безусловно, центральное место займут в политической педагогике такие посредники формирования политической личности, как школа и другие учебные заведения. Кстати, здесь нельзя забывать о том, каким се-
рьезным потенциалом обладала в деле развития политической культуры у школьников и студентов досоветская и советская педагогика в лице таких талантов, как К. Ушинский, А. Макаренко, А. Гайдар (о педагогических уроках которого мне так и недосуг написать), Г. Медынский, В. Сухомлинский.
Весьма любопытна статья А.И. Щербинина «Я русский бы выучил только за то…» В ней он анализирует обучение русскому языку и литературе в советской школе с первых десятилетий советской власти, показывая, как использовалось преподавание этих предметов в качестве картины тоталитарного мира в сознании советских школьников. И здесь автор, хотя и критически относится к подобному подходу преподавания, не может скрыть того умения и опыта осуществления на уроках русского языка и литературы по сути формирования политической личности, а именно, когда постепенно «программируется сознание в необходимых для правителей параметрах, в т. ч. и политического мира», как это осуществлялось всей системой школьного образования, всеми предметами в советское время. (Полис. — 2000. -№ 1. — С. 124-141.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Политическая педагогика, введение.
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Проблемы политической педагогики
  • Современные политические силы Псковской области
  • Интересное