Поиск по сайту

Предмет, методы и функции политической педагогики

Как доказывает жизнь, существует связь правовой доктрины с социально-нравственными ценностями. «Права, — пишет А. Рэнд, — это моральная концепция, которая обеспечивает логический переход от принципов, управляющих действиями индивида, к принципам, управляющим его отношениями с другими; концепция, которая сохраняет и защищает индивидуальную мораль в социальном контексте, — это связь между моральным кодексом общества, между этикой и политикой. Индивидуальные права являются средством, подчиняющим общество законам морали». (Рэнд А. Мораль индивидуализма.- М.: 1992.- С. 36.) Без учета этого формирование политической личности гражданского общества неминуемо будет неэффективной или конъюнктурной. Можно утверждать, что проводимые в нашей стране реформы не дали желаемого результата в силу того, что они проводились преимущественно политико-экономическими методами без учета социальных прав советских, затем российских граждан. Поэтому их внутренний мир, система отношений, воспитание и т.д. упорно сопротивляются осуществляемой модернизации общества.
Политическая педагогика призвана укреплять и содействовать прогрессивному развитию, способствовать не только самореализации личности как биологического и социального существа, субъекта и объекта политики, но и саморегуляции, самосохранению общества.
В ее орбиту через призму «четкой и ясной концепции социально-политического, экономического и духовно-нравственного развития» (Ануфриев Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет, как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал, 1997, № б, — С. 23.) должна вовлекаться вся человеческая сущность, все стороны жизнедеятельности людей, чтобы они не гонялись за мифами партийной идеологии, не становились их бесправными, надломленными физически и духовно жертвами.
В отношении граждан, политиков и властителей всех уровней и самого гражданина, как субъекта и объекта политики должен существовать не только интерес экономической обеспеченности, но и настроение, характер человека и многое другое, чтобы он чувствовал себя полноценным и нужным для общества. Если этого не делать, то может формироваться такая культура, в том числе и политическая, когда у людей вызревает «готовность принять любую идеологию и любого вождя за обещание волнующей жизни, за предложение политической структуры и символов, дающих жизни индивида какую-нибудь видимость смысла и порядка. Отчаяние людей-роботов — питательная среда для политических целей фашизма». (Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: 1990. — С. 214.)
Политическая педагогика призвана сохранять в российском народе не только лучшие традиции и черты, но и дополнять новыми, освобождать от выпестованного в личности десятилетиями и веками конформизма, политической вялости, а часто и политического бездействия. Верно, что гражданам России с их историей «не к лицу быть иждивенцами и социальными эпигонами. Ни западная, ни китайская модель в чистом виде в России не привьется. У нее свой менталитет, своя судьба». Но важно сделать так, чтобы человек в России пе-
рестал быть для власти и разномастных вождей и вож-диков слугой, подданным, крепостным или винтиком, чтобы «вчерашний раб, усталый от свободы» вновь не требовал бы для себя цепей. (М.Волошин.) И политическая педагогика, объединяя главные, основополагающие начала становления и развития личности в наиболее эффективной и оптимальной форме, способна обеспечить научно выверенное формирование политической личности.
Выступая еще в 1967 году перед студентами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик П.С. Александров заметил, что «сейчас, как никогда раньше, наука неотделима от политики, от направления которой зависит, будет ли человечество счастливо развиваться или же скатиться в пропасть своей гибели», и важно, чтобы студенты это знали и прочно усвоили. (Александров П. О важнейших предметах воспитания // Наука и жизнь. -1967. -№ 7. -С. 11.) Это свидетельствует о важности увязки технократического мышления с политическим, гуманизацией образования, а значит необходимости исследования этой проблемы, что для политической педагогики может представлять серьезный предмет исследования.
Безусловно, обосновывая проблему становления и развития политической педагогики, в перспективе мы должны видеть, получить в ходе исследований целостную, логически стройную совокупность знаний о формировании политической личности. Но уже абрис этого позволяет нам наметить и то, что может (должно) быть предметом политической педагогики.
Прежде всего в центре всех проблем, которые должны изучаться политической педагогикой, стоит человек, личность, гражданин. Но здесь нас напрямую ин-
тересует не биологическая, психологическая, экономическая и т. д. сущность, аспекты, его различные стороны жизнедеятельности, хотя там, где это уместно и необходимо, они также будут привлекать к себе внимание, а социальная сущность, причем социальная не вообще, а с точки зрения человека политического, его нахождение, а значит реакция, поведение, действие и т. д. в политическом пространстве общества.
Конечно, многие социально-гуманитарные дисциплины в той или иной мере исследуют вопросы личности в общественных отношениях, в том числе и в политической сфере, что несомненно свидетельствует о необходимости политической педагогики опираться на их результаты в этом направлении и установлении связи самой политической педагогики с этими отраслями знаний. Немалое место проблема личности в политике занимает и в политологии.
«Кто является актерами мира политики?» — спрашивал французский политолог Дэнкен, предлагая следующие ответы: «Можно сказать, что действуют только индивиды. Можно сказать, что в лице политики в качестве субъектов выступают такие большие группы, как классы и нации. Наконец, можно соглашаться с промежуточной точкой зрения, т. е. признать в качестве субъектов группы, составленные на базе процесса институцио-нализации: они существуют независимо от индивидов, являющихся их конкретной опорой». (ДэнкенЖан-Марк. Политическая наука. — М., 1993. — С. 93.) И сам автор считает правильным только первый ответ, отчего вопрос о субъекте политики имеет самостоятельное значение и должен рассматриваться особо. Общество — не обезличенный коллектив, которым руководят герои и вожди, а совокупность индивидуальностей, личностей.
Но для политической педагогики предметом исследования должно стать изучение личности не только в этом
направлении, но и место личности в иерархии общества, географическом, демографическом положении и в связи с этим ее политическое поведение, политическая культура, политическое сознание, роль исторических, культурологических факторов в поведении личности на политическом поле, причем с целью получения объективных знаний для того, чтобы определять, знать субъект (субъекты), на который будет осуществляться (осуществляется) воздействие с целью его формирования как политической личности.
Например, учащийся, студент, избиратель, рабочий и т. д. из столицы, областного центра или провинции, района, деревни: их отличие в культурологическом плане, восприятии политических событий и явлений, политическом поведении; почему и что надо политической педагогике учитывать, знать, чтобы не уступать в активности, силе воздействия при формировании политической личности в различных географических и т. д. условиях проживания. Не должно быть такого положения вещей, которые показывает сегодняшняя жизнь: существенная разница, например, как голосует «пьяная» деревня и «вышколенная» столица. Гражданское общество не может быть гражданским, если в своем политическом статусе, образе жизни, правах, идеологическом давлении члены этого общества отличаются друг от друга, а значит неравны и в своих социальных возможностях и степени участия в политической жизни, или когда одни вынуждены будут постоянно находиться в положении «догоняющих».
Всестороннее исследование личности для определения оптимальных, эффективных форм ее обучения, образования, воспитания, социализации в области политики, способность усвоения политических ценностей и их применения в практической жизни — это одно из важнейших составляющих предмета политической педагогики.
Являясь особой сферой жизнедеятельности людей, связанных с общественными отношениями, государством, государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей (Общая и прикладная политология: Учебное пособие/Под общей ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. — М.: МГСУ-Изд-во «Союз», 1997. — С. 14), политика должна быть предметом политической педагогики в том измерении или с той стороны, какие ценности, какой опыт должно и нужно прививать личности, передавать ей, что должно отвергаться (например, безнравственность, аморальность политики) при формировании политической личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Политическая педагогика, введение.
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Проблемы политической педагогики
  • Современные политические силы Псковской области
  • Интересное