Предмет, методы и функции политической педагогики
Партийная идеология охватывает, как правило, незначительную часть убежденных до самопожертвования собственной жизнью сторонников и населения. Властвующая же партия нередко навязывает ее всем другим жителям государства (области, города, района, даже малого коллектива) «крестом и мечом». Но есть непреходящие, неоспоримые ценности у любого общества, которые должны и, как правило, отражены в государственной идеологии — этой, по сути, объединительной государственной идее.
Государственная идеология есть и должна быть идеологией большинства, а гарантом ее воплощения, неприкосновенности должна быть диктатура закона. Конечно, мы далеки от мысли забывать слова Б.Н.Чичерина: «Слишком часто насилие, нетерпимость и безумие прикрываются именем обязательной идеи, как подземные силы, надевшие на себя доспехи олимпийской богини» (Чичерин Б.Н. Указ. соч. -С. 627.),- как не помнить и о
недопустимости воплощения впредь народных и государственных манихейских мифов в обществе.
Конечно, политическая педагогика не сможет обходить, да это и невозможно, проблем партий, движений, их идеологий, направлений политической деятельности. Но, что непозволительно, так это через призму одной из этих политических сил и идеологии освещать, характеризовать, рассматривать все проблемы этой дисциплины, впрочем как и любых социально-гуманитарных наук.
Государственная идеология с ее устойчивыми, проверенными жизнью ценностями бытия и особенностями развития данного общества должна быть, хотя и не обязательно являться официальной в смысле прихода к власти одной из политических партий. По сути, сама Конституция в совокупности своих положений и есть та самая государственная идеология, отражающая историческое прошлое, нормы жизнедеятельности настоящего и стратегию развития будущего данного общества. И политическая педагогика даже своим фактологическим материалом должна говорить о единых ценностях для всех граждан, внедрять их в сознание, вырабатывать положительные для общества ориентации и верования. А это будет способствовать обеспечению главного — формированию гражданина, который не станет меняться или приспосабливаться к обстоятельствам в зависимости от желаний вождей и вождиков, политиков и политических проходимцев, а сам станет центром деятельного осмысления реальной жизни, активным ее вершителем, подчинит власть своим интересам.
Конечно, здесь не отвергается право на существование партийной или партийных идеологий. Такое идеологизированное восприятие, отвергающее то самое инакомыслие, которое только и в состоянии очи-
стить дорогу становлению и развитию нового, — недопустимо. (Информационный бюллетень. Осень 1998. Материалы Первого Всероссийского конгресса политологов, 17 -18 февраля 1998 г. — М.: 1998. — С.19.)
Бесспорным является для рассмотрения многих проблем политической педагогики, ее предмета и аспект: «биологическое в личности». Здесь речь идет не о классическом объяснении того, что человек — существо «животное», что труд сделал из обезьяны человека и другие прописные истины. Нет. В России примерно каждые 30 лет государство лишает население его финансовых накоплений. Примерно у каждого поколения россиян государство что-то отнимает «законным» или незаконным способом (кризисы, дефолты и так далее). Добавить к этому и то, что за всю историю существования Россия, как государство, ни одно десятилетие не прожила без военных конфликтов внешнего или внутреннего характера (войны, революции, перевороты, межнациональные конфликты). Естественно, психическая реакция человека на данные события проявляется незамедлительно.
Отсюда следует, что ни одно поколение россиян не прожило без стрессовых состояний, вызванных той или иной государственной проблемой. В каждой ситуации психическую реакцию человека можно с той или иной точностью предсказать, используя определенные научные подходы, которые получили название «биополитики». Биополитика — наука для исследования политического поведения человека. Ученые, изучающие политическое поведение человека, по-разному оценивают возникновение основ такого поведения. Здесь рассматриваются методы сравнительной психологии, антропологии, приматологии, этологии (так как вполне очевидно, что биологические корни здесь глубоки).
Политическое поведение рассматривается так же, как способ добиться влияния и контроля над другими участниками общественной жизни. Тем не менее, очевидно, что человек не сможет реализовать свои политические, а точнее биополитические притязания вне общества себе подобных. Но любые надежды или даже амбиции не могут быть удовлетворены на сто процентов. Поэтому человек вступает в психологический конфликт с обществом, в более или менее выраженной форме (в зависимости от устойчивости «подвижности» психики). Отсюда идет недовольство собой, окружающими, устройством общества, политической ситуацией. Плюс ко всему, сложное экономическое положение, отсутствие видимых перспектив. Выбор идет в сторону своей реализации, максимально удаленной от реальной обстановки.
Зачастую человек в данной ситуации пытается уйти от реальных проблем в мир иллюзий («бегство от реальностей»). Если присутствуют политические интересы, то крайне нестандартные, ортодоксальные. Все это является проявлением биологической сущности человека, проявлением такого биологического закона, как естественный отбор. В этом случае мы рассматриваем не только биологическую, но и «психологическую идиоадапта-цию», то есть приспособление психических реакций организма человека к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации (не изменяются параметры и характеристики строения человеческого тела на анатомическом и физиологическом уровнях). Отсюда следует тот факт, что мы можем не только проводить параллели между биологическими науками и науками, занимающимися социально-политическими исследованиями, но и то, что эти, казалось бы, разные науки могут весомо дополнять друг друга. Методологию, используемую в биологических
дисциплинах, можно и нужно использовать при рассмотрении проблем политической педагогики.
Учитывая все вышеизложенное и используя биологическую терминологию, получаем, что так называемое «бегство от реальности», есть не что иное, как «психологическая идиоадаптация». Рассматривая этот вопрос более углубленно, определяем «бегство от реальности» как «психологический естественный отбор». Каждый человек в обществе стремится занять свою нишу в политической жизни государства. В том числе, и отсутствие ярко выраженных политических интересов, что также является проявлением политического самоопределения человека.
В результате действия принципа «психологическая идиоадаптация» у человека складывается своё представление о государственном устройстве. Следуя этому принципу, он выбирает то или иное политическое движение, с симпатией или антипатией относиться к тому или иному политическому лидеру. Рассмотрев подробнее данный вопрос, приходим к логическому выводу, что один из основополагающих принципов демократии — многопартийность, обусловлен и с биологической точки зрения. Поэтому каждый гражданин не только может, но и должен иметь свое личное мнение на политическую ситуацию в государстве (регионе), имеет право свободного волеизъявления своего политического видения по любому вопросу.
Резюмируя вышесказанное, нет сомнений в том, что политическая педагогика должна учитывать всю теоретическую и практическую многогранность и значимость биологических наук, какую бы сторону жизнедеятельности человека эти законы или действия не затрагивали, то есть не упускать аспекта: «биологическое в личности».
Не менее важным «общим вопросом» для политической педагогики является и проблема соблюдения прав челове-
ка. Она должна впитываться в кровь, стать составляющей его существования, напрочь отвергнуть ранее бытовавший и насильно внедряемый принцип «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Ведь, исходя из гуманистической сущности, политическая педагогика должна быть основана на освоении и обеспечении системы прав человека, разработанных в документах мирового сообщества.