Поиск по сайту

Прародитель Севастополя

Результатом ожесточенного боя стало практически полное уничтожение турецких сил. Сгорели или были потоплены 15 линейных кораблей и 6 фрегатов, погибло 10 тысяч неприятельских моряков. Потери русских оказались ничтожными: всего 11 человек убитых. Показательно, однако, что 8 из этих 11 погибли именно на «Европе». Кроме того, корабль Клокачева получил четырнадцать пробоин, из которых половина подводных. За проявленную при Чесме храбрость Федот Алексеевич получил орден св. Георгия 4 степени.
После возвращения из Архипелагской экспедиции Клока-чев руководил практической эскадрой на Балтийском море, командовал линейными кораблями «Исидор» (1773-1774) и «Иезекиль» (1776).
Летом 1776 г. он был назначен командующим Азовской флотилией и азовскими портами, но уже в 1780 г. в связи с болезнью ушел в продолжительный отпуск и поселился в своем великолукском имении.
Только в начале 1783 г. Федот Алексеевич возвратился на службу в чине вице-адмирала и сразу же получил важное задание: избрать и обустроить для русских кораблей базу на Черном море. В то время Османская империя, не желая мириться с возраставшим влиянием России в Крыму, явно готовилась к новой войне. Императрица Екатерина II прекрасно понимала, что с одной лишь Азовской флотилией южных владений не удержать.
11 января 1783 г. государыня подписала рескрипт, в котором говорилось: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина». При этом императрица фактически освободила Федота Алексеевича от ответственности перед Адмиралтейств-коллегией, заявив, что все создаваемые им учреждения «от смотрения и диспозиции адмиралтейской коллегии отнюдь независимости».
Правительственный манифест от 8 апреля 1783 г. объявил о включении Крымского ханства в состав России, а 2 мая в Ах-тиарскую бухту на южном побережье Крыма вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием Ф. А. Клокачева. Оценивая достоинства избранной местности, флотоводец сообщал в Петербург: «При самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению, а вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани… Можно иметь в ней до ста линейных кораблей». По приказанию Клокачева капитан-лейтенант Берсенев составил карту Ахтиарекой бухты, которую отправили в Петербург.
3 июня на берегу бухты был заложен порт, получивший в начале 1784 г. название Севастополь. Первоначально Клока-чев рассчитывал организовать в Севастополе не только военно-морскую базу, но и обширные верфи. Однако скоро выяснилось, что доставка строительных материалов туда обходится очень дорого. Поэтому, хотя в новом порту и соорудили несколько военных кораблей, главным центром кораблестрое-
ния на юге оставался Херсон. Там еще в 1778 г. было учреждено особое Херсонское Адмиралтейство, которым руководил уже упоминавшийся в связи с Чесменским сражением гене-рал-цейхмейстер И. А. Ганнибал. Однако в апреле 1783 г. Ганнибал по высочайшему повелению был отозван в Петербург, а заместивший его капитан 1 ранга И. Т. Овцын с возложенными обязанностями явно не справлялся. В мае 1783 г. Клокачев покинул Ахтиарскую бухту и прибыл в Херсон.
Там он застал полный беспорядок и развал. В письме к вице-президенту Адмиралтейств-коллегий И. Г. Чернышеву Федот Алексеевич сообщал: «Осматривал адмиралтейство и строящиеся корабли, которые нашел в малом построении, паче, что еще и недостаточно к строению всякого звания лесов, в коих ни капитан Овцын, ни корабельный мастер, ни даже сами содержатели ни приходного, ни расходного счету не знают. В проезд же мой довольно количество видел лесов, разбросанных при речках в воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило… Словом сказать, сей порт нашел в бедном и в беспорядочном состоянии».
Для наведения порядка в управленческих делах Клокачев учередил в Херсоне контору над портом, состоявшую из интендантского, экипажеского, комиссариатского и артиллерийского департаментов. Считая капитана Овцына не только плохим администратором, но и казнокрадом, он добился его отставки. В конце июня на должность командира над портом вместо Овцына был назначен капитан 1-го ранга М. И. Войнович.
16 сентября 1783 г. в Херсоне был спущен на воду 66-пушечный корабль «Слава Екатерины», но другой корабль, «Святая Елена», доделать так и не удалось: его корпус полностью сгнил во время бездарного командования Овцына. Между тем строительные работы на берегах Ахтиарской бухты требовали множества мастеровых. Проблема во многом решалась за счет Херсона, в котором из-за этого стала ощущаться нехватка рабочей силы. Клокачев неоднократно обращался в столицу с просьбами о присылке в подведомственный ему порт «такелаж-мейстеров», резчиков, кузнецов, плотников, купоров и
т. д. Специально для Херсона и Севастополя в Туле была начата вербовка кузнецов, а в Москве — плотников.
Осенью 1783 г. в Новороссии вспыхнула эпидемия чумы, завезенной, по-видимому, из Турции. Только на херсонских верфях умерло 1598 служителей Морского ведомства. Не пощадила болезнь и Федота Алексеевича Клокачева. Он скончался в Херсоне 27 октября 1783 г. Так оборвалась жизнь уроженца великолукской земли, храброго флотоводца и талантливого администратора, которого знаток русской военно-морской истории В. Ф. Головачев назвал «самым образованным и порядочным человеком из тогдашних флотских офицеров».
У Ф. А. Клокачева было три сына: Алексей, Петр и Павел. Все они тоже стали военными моряками. Наибольших успехов добился старший, Алексей Федотович. Он служил на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне (1788— 1790 гг.), достиг чина вице-адмирала, был членом Адмиралтейств-коллегий (1801-1802), феодосийским (1808) и архангелогород-ским (1813) военным губернатором, генерал-губернатором Ар-хангелогородской, Вологодской и Олонецкой губерний (1820). В честь Алексея Клокачева названы мыс в Карском море и остров в Тихом океане. В его доме в Петербурге на набережной Фонтанки прошли юношеские годы А. С. Пушкина.
Были в роду Клокачевых и другие достойные благодарной памяти потомков люди. Капитан-лейтенант Никита Петрович Клокачев активно участвовал в действиях против французского флота в 1813-1814 гг. Генерал-майор Дмитрий Петрович Клокачев был командиром ластовой бригады Балтийского флота во время Крымской войны.
И все же Федот Алексеевич занимает в кругу своих выдающихся родственников особое место. Он — первый командир Черноморского флота и создатель Севастополя, города, само имя которого стало символом славы военно-морских сил России. Однако победы у Калиакрии и Фидониси, доблестная оборона Севастополя в 1854-1855 гг. и жестокие бои за город в Великую Отечественную войну — все это было потом. Вначале же 11 русских парусников в Ахтиарской бухте и радостный отзыв Ф. А. Клокачева: «Во всей Европе нет подобной сей гавани».

Андрей Михайлов

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Вступление
  • Выдающийся адмирал екатерининской эпохи
  • Александр Лукич Симанский
  • Алексей Алексеевич Пешуров
  • Интересное