Похоронно поминальная обрядность
«[Женщина] была ни закалдбвана, а йна — мбжа батька, мбжа книга такая… Ана ни знала, как делать, а батька — калдун, навёрна, был. А йна читала всё книжку, всё читала, читала. Читать-та вычитала, а атчитать-та ни магла. Дак милая мая, анй ха-тёли яё задавйти, как кошки чёрный.
Ана ляжйть, мужука нётути, как паслухаить: "Ой, едут, на калакблах званкй. Ой, едут люди, Боже мой!" Щас приедут, на улице тпрукають: "Тпру!" Идуть. Анй лезуть <…> — ана ляжйть. Анй с печки как пригнуть — ана сама мёртвая стала. У них вся семья памёрла, што такое там была? Так сразу на грудь ладютца — душат яё. Чёрная, как кошка, чёрный, ясный — черти. Хадйли черти, анй и типёрь, черти, есь. <…>
Тады привезли папа, и папа ны магйлки павяз-лй. И поп взял кол асйнавый и тут в зямлю тбрнул — ни стали хадйть. Эта вправду было. Никбх-ничёх ни стала. Как батюшку привязлй, ны магйлки сха-дйл, и што тута было? Ти батька знахарь был, ти ана ни магла атчитать? <…> Черти были, а батюшка успакбил. А их пять челавёк пачтй за адну неделю памёрла: батька, матка и две сястрё, две девки и малец. А ат кавб и што? Бь’ша, была».
д. Кузьмиио, Куньинский р-н, 3285-35. Исп.: Фирсова К. И., 1909 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 16.09.1991. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
ВЕСНУХА.
№ 26. Как Веснуха женщину звала
«Слышу — гайнеть, гайнеть, и всё. Больше никавб нигде нету, думаю: "Гбспади Боже мой, ну што такое? — гайнул хто-та…" Я и дверь атапру, и пагляжу -хто там? А няльзя, гаварять, и дверь атпирать, нильзя атклйкыватьца. Ета Вяснуха пакрйкываить, а патом и будишь хварать. Ета боль такая. Кричйть ишшё инагда пад акнбм: "Наталья, Наталья!" — как будта хто-та. "Не, — думаю, — этай гблас нихарбший…" — я и замблкну, и ни дам гулу. А дам — то и хварать буду. Ета вспраста, проста Вяснуха ходить. <…>
Малакб никагда ни хлябай, если какое-нибудь чарвйнку увидишь. Ана, гаварять, и в малакё — эта Вяснуха. Пападёть каму — будешь хварать… Так будешь хварать, што усё! Сдёлаишься жёлтый. И так мучиить эта Вяснуха — спаси, Бог!»
д. Савченки, Куньинскин р-н, 2537-53. Исп.: Иванова Н. И., 1904
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 19. 07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
ИСТОРИЯ КРАЯ: СОПКИ — ВОЕННОЕ ПРОШЛОЕ -ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ — ИСТОРИЯ СЕЛА
№ 27. О возникновении сопок
«Напалябн кагда шёу, то в этам насыпау гару. Тагды ж ни было этых вышек. Ён насыпау, штббы яму сдаляка вйдить. Во, ана насыпана высокая [гора]. <…> Ана высокая была. А патом он шёу, и туды шёу (лесу ж тады ни было стблька, было -паля). И вот тут явб устрячали наши салдаты. И тут было закапано балыийх две ямы, у ётам лясу, ямы ёта были. Высокий такйи — ну, гарушки такйи были, высокий, ну, как сопки, нападбби…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908
г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 28. О том, как раскапывали сопки
«Быу пан. Он выгружал ётый лес и привазйу сюда з Риги рижскую сасну, делал пасадку. И раскапывал ёту адну сопку. Вот, так там нашли кости це-лавёцескии, нашли две сабли серебряных. Ну, там кой-цавб нашли, в ётый сопки…
[Стали] закапывать картошку в калхбзе. Там картошка была запахана, ну и вот, — раскапали эту сопку мужукй. Гаварйли, што ёты нашёу — зблата там нашёу. А кости — гаварил мой хазяин — были. Эта кость [показывает] — да этых пор. Какйи были высокий люди!.. Там тбжо нашли — приправы ёта, ваённыи…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908 г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 29. Как солдат кидал шапку через озеро
«Era дед мой рассказывал, он ёта помнил — мой дед атжил сто тридцать лет, и он ёта помнил. Ёта при им былб: пришли на берег (там и озера есь), ну и захатёл адин салдат перякйнуть сваю шапку цё-рез [о]зяро. Ну, не перекинул. Толька её да сярёд [о]зяра кинул, ёту шапку. Так ана и утанула, ёта шапка.
А патом тут ужб вырас, взрослый стал парень, такой Барйс. И вот деда гаварил ему пра ёту шапку. А тот парень умёу плавать, па дну хадйу и всё искау ёту шапку, и нашёу. И вытянул её на берег. Такой и я помню, как ходя, гледёли всё мужукй эту шапку.
Яна была такая — казырькбм, и ана была медная, лёгкая такая, тоненькая шапка…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908
г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 30. О селе Никольском и о происхождении местных названий
«Эта старинная-старинная была сялб Никбль-ска, там была и цёрква (а камни-та и сяцас ляжать, катбрыи пад цёрквай были). Были салдаты, была казарма. Быу плот бцень бальшбй сделана, там былб усякая украшения, — на ётам плату па [о]зяру катались. Жил пан, там. Астрбу у нас такёй, на бе-рягу [о]зяра, астрбу. Там жиу пан, Денис. И вот ён там жил, умерла явбная жана, и ён яё там схаранйл. Дом бальшбй дуже стаяу у пана. Явб пасецас — етат астрбу — завут "Дянйсиха". "Дянйсиха" — эта вот астрбу был. Там быу лес балыиёй (лес ётый вырубили, кагда калхбз запахали там). Ну, теперь уж там и людей не асталась. Никавб не асталась.
Паказывау дед — барону паказывау — из суцья, с ялбвава. Тады ж ни былб с железа бароны… Казарму паказывау — ишшё балки такйи гнилыи ляжать: "Во, вот туть казарма была, салдаты были туть".
И вот были бай, кагда Напалебн ишёу. Вот тут была встрёца з русским салдатам. Паэтаму и ямы эта были, сопки ёты».
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908
г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 31. О первой церкви
«…Гаварять, патаму што царквы ще не булб. Пастрбили там, у Хрястах цёркву. Вот туда народ сабрауся, и там хрястйли ваду, и церкву эту, и ваду хрястйли. И вот празвали эту мёстнасть "Хрясты". Тады ишшё [церквей] не булб. Первую строили в Хрястах…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908
г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 32. О происхождении фамилии «Котиков»
«Деревня была — пять килбметров ат Николь-ска. Напалебн пришёу, а люди вси пабёгли. А адин мальцик на пёцки спау, пра яг б и забыли. Ну и аны пришли, эты французы, разбудили этыга мальцика и гавбрють: "Беги, беги к радйтелем, иди к радйте-лем, не ббйсе!". Ну, мальцик уже ладный был, гадбу двенадцеть ему. Он как пабёг, яны: "Ну, пакатйу, котик, котик, котик! Пакатйу, котик". Вот, с тых пор и празвали ёво "Котик". И фамилия пасяцас идёть — Котиков».
д. Усмынь, Куньннскнй р-н, 3288-46. Исп.: Елизарова Ф. Т., 1908 г. р. Зап.: Силина Н. В., 19.09.1991. Расш.: Королькова И. В.
Раздел 11 НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА. ЗАГОВОРЫ
В Великолукском и Куньинском районах зафиксирована развитая заговорная традиция. В настоящий раздел вошли заговоры, относящиеся к сфере народной медицины и использующиеся в процессе «заговаривания» от различных болезней и недугов. Экспедициями зафиксировано 35 самостоятельных текстов лечебных заговоров, а также осуществлены записи комментариев к их исполнению, рассказов о народной медицине и колдовстве.
В основе действенного плана лечебного процесса — представления о магических свойствах воды, растений и различных предметов. Обязательным этапом лечения становится приготовление ЛЕЧЕБНОЙ ВОДЫ. Как правило, заговор произносится над водой, отчего она становится «наговорённой»: эту воду пьют, спрыскивают ею больного при лечении от сглаза, испуга. Заговаривая от укуса змеи, водой смачивают укушенное место: «А ат змее — на вадйчку. Тада, штббы мачйть тбе места, где есь укус, не нада рукой мачйть. А вазьмйти ватки или кудели там какой. И мачйти эта места, где укусит -примерна, за вымя, или укусит, там, за живот. Или дажа бярйти эту ваду нагавбренную, наливай-ти на ватку и эта места тут мыйти, где [укусит] — или там за живот, или за сиську, или за вымя» (Кун., Войлово 3286-01). «Если скатйну [укусит] — пыма-чйть тбя места, где укушина, и в пбйла влить. А чи-лавёк сам папьёть, кагда чилавёка кусають. Папь-ёть, памбчитца — выпадаить пастепённа, всё ха-рашб» (В.-Л., Поречье 1740-21).
Большое значение для заговорщиц имеет способ приготовления воды — ее нужно пролить три раза через «трубйцу» [ступицу] от деревянного колеса, либо через каменку в бане:
«[Берут трубйцу] ат каляса, ат деревяннава, и пралыот три раза. Вот тут ставят пад эту ваду, вот падставят тут тазик, или там што-та, ведро, з ведра и льют, и скрозь эту трубйцу у тое вядрб. Теперь ат-туда бярут эту, и апять. Вот, три раза так надо пралйть. И патбм прамыть эта места, где укус.
Теперь ешшё бувает у бани. У бани — скрозь каменку… Бярут какую-нибудь — тазик, или ведёрка, ставют у каменку, а звёрху ильют ваду. И так три раза нада пралйть, скрозь тую каменку. И есь польза» (Кун., Войлово 3286-01).
Когда берут воду из источника, то черпают ее особым образом: «Вот стбка — скока захватишь: не так, што раз и другйй раз. Скбка захватишь за адйн
раз, и не гледй туда. Вот так. Раз паддёнишь ваду» (Кун., Васютино 3111-71).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32