Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

«Там кладбище, [это место] "Кулаки" называет­ся. "Кулаки" — кладбище. Вот ён [мужчина] ехал на мельницу, а там хыранйли пакбйника, мушшйну харанйли. А кола самый дарбги была эта кладби­ще. Ну, а аттуль ён ехал уж в двенадцать цасбв нбци. И думаить: "Коль хошь — встанить этый пакбйник да мне как дасть? Што делать?" Он тут так абрабёл! Равняетца з ётай магйлай. И правда. Тока он паравнял з ётай магйлай, как дасть кто-та яго па галавё! Так ён — аб землю! И ляжйть. Ну, ляжйть… И конь стал. "Кто такёй? — устаёть он. -Хто такёй?" Нихтб нигде не изъявляитца. Аказыва-етца, што: такие есь у нас — глухая ель (дерева та­кёй, кривые), эта глуха ёлка сухая лежала на дарб-ге. Ён на адйн канёц узъёхав пярёдним каткам, а другёй канёц как паднявся, так пряма па глазьям -как хлыснув, так он и с тялёги свалйвся! Вот какбя привядёния бываить. А если б ён не даглядёлся, хто-нибудь [другой] ни сказал бы, што эта ни пакбйник».
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф. Ф., 1913 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20.09.1991. Расш.: Попок Е. Л.
КОЛДУНЫ — ЗАКЛИКУХИ
№ 6.   Как жених на свадьбе коня заколдовал
«Адйн малец абманул двянадцать дёвачек, аста-вил их нечестных. И патом вот ён дружил с матери-най сястрбй, с малай, и той "придумал". Тагда вй-дить ён сон [и во сне колдуна] — самый же калдун и гаварйть: "Акаянная сила, нячйстыя, взайдй на па­мять, што ж ты сделал?! Двянадцать девушек аста-вил у таким палажёнии, и аны все плачуть, горький асталися. Жанйсь на двянадцатай, акаянник!".
Вот ён тагда маткину сястру узял замыж. Узял замыж, паёхали. Нявёсту узяли — паёхали у Мартя-ниху. А у нашива атца (у маёва), был такой жиря-бёц — сильна ён дабрб бег, как птица лятёл! Он как вышел, выехали са свадьбы, как дёрнул за вожжи -так ён и панёс. А ён, этат жанйх [тоже был колдун], и гаварйть: "Едь, едь, хварсунбк, пагадй: астанисся ищё, настайсся". Сделал, что как толька у батьки -то кнут вь’шалитца, падыму, шапка слятйть. Апять! Падыму шапку: "Но!" Толька трбнитца — лошадь распрягётца. И как толька лошадь запрягу: "Но!" -апять што-нибудь сдёлаитца. И атёц мой смучился.
Свадьба приехала в Мартяниху, за сталбм ат-сидёли усё, а мать тута ходить, плачить, а я гаварю: "Ну што эта Андрюшки с Дунькай нет?". А ён [же­них] гаварйть: "Ён фарсйста ехал гараз, как птица лятёл, ну пусть пастайть". Вот как этат жанйх сде­лал. Патом ана заплакала, тёшша. [Жених] гава­рйть: "Ну ладна, не плачь! Щас съёздию".
Приехал сюды, где батька усе’ мучиитца, атёц мой. Приехал, абъёхал вакруг явб: "Ну, садись, па-язжай". Атёц сел и паёхал, и ён паёхал. Во, делали раньше…»
д. Фёдориха, Куньинский р-и, 2493-05. Исп.: Мишина А. А., 1904 г. р. Зап.: Лобкова Г. В., 14.07.1988. Расш. Толстико­ва Ю. Ю.
№ 7.   Как на свадьбе конн пошли в ригу
«У Аксиньи Филимонихи матка замуж ишла, и вот два калдуны сабралися. Адйн вот: "Ты ня сдёла-ишь!" — "Сделаю!" — "Ня сдёлаишь!" Так он как па-хадйл вакруг коней — так нада пад вянёц ехать, у Хрёст,1 а кони пашлй в рею [ригу]. И княгиня сидйть, и жанйх, пашлй кони в рёю, всё! Так пришлось апять этаму калдуну прасйть этава калдуна. Тот как паха-дйл апять кругом коней — и паёхали <…> пад вянёц».
д. Кузьмине, Куньинский р-н, 3285-35. Исп.: Фирсова К. И., 1909 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 16.09.1991. Расш.: Толстико­ва Ю. Ю.
1 Возможно, имеется в виду название деревни Кресты.
№ 8.   Как колдун девушку испортил
«Ухаживал паринь за дёвушкай, а раднь’ш ни хатё-ли. Анй взяли и пришли к им, эта иму "сделали". А [колдун] — друг был хароший иму, а этай девушке-та вэяли и мыльнай вадбй пад ноги атлйли. Ну, и у ей но-ги-та атнялйсь, у ixaif девушке, ана пиристала хадйть.
Патом ивб судить стали, а он взял, да на этава кулдуна сказал. Калдун стал чахнуть. Этат калдун умир, и патом ана [девушка]. Читйри мёсица лиж-ала, сохла, сохла, сохла. Высахла, как спичка. Были багачй — ничивб ни магли памбчь сделать. <…> Вот ана сохла читыри мёсица, так дома и сканчалась».
д. Мартьяново, Куньинский р-н, 2537-05. Исп.: Алёхин В, А., 1930 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 09.07.1988. Расш.: Толстико­ва Ю. Ю.
№ 9.   Колдунья отнимала молоко в Егорин
«Катбрая калдунья, дак ана и хбдить — и расу тбпчеть, и малакб у кавб атбирает, у кавб сабё берёть. Эта калдунья хбдить [в Егорий]. И ана га-варйт: "Я свае малакб ни атдам и чужое ни вазьму, — вот так женщина [говорила]. — Чужое ни нада в.. свае ни атдам". Утиральникам эта ана так абмахы-ваить: "Мне чужое ни нада и свае ни атдам". Ета ана — на поле, расу так абтираить, расу бирёт».
д. Кузьмине, Куньинский р-и, 3285-35. Исп.: Фирсова К. И., 1909 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 16.09.1991. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 10. Колдунья ворожила на Иванов день
«Раньше, эта давно было, ну, такие калдуньи были. Вот хадйли па этаму — вот в этый день пйред Иваным. Ну, вот катбрая была баба калдунья такая — ну, яны хадйли вот да солнца, цадйлку1 пы расы тигали да выжимали.
Кузьма мне рассказывал, так я смяялась (мбжа эта правда, мбжа и нет). Адйн мужик, кбних, он увйдил, што баба тигаит што-та па расй — и он то­же уздечку тянет: "Што, — гаварйт, — куме, то и мне". Патбм пришёл дамой, бросил эту уздечку у ступу (ступы были — талклй), и полная ступа малака стала. Правда эта? Может, он врал тада, а может быть и правда».
д. Войлово, Куньииский р-н, 3285-63. Исп.: КондрусёваФ. П., 1919
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 18.09.1991. Расш.: Королькова И. В. 1 «Цадйлка» — холст для процеживания молока.
№ 11. Свекровь-колдунья собирала росу цедилкой
«[Женщина рассказывала]: "Свякрбва была калдунья балыиая. У ней всивб на свете: и твбрагу, и малака, а у меня, — гаварйт, — нет ничивб. Ну, бу­ду караулить, што ана будить делать на Иван да на Марью, на этат праздник". Ну, ана пад акнбм села и сидйть, маладая. "Вижу, — гаварйть, — выходить свякрова старая. Выхбдить — на руки вядрб и ца­дйлка. Туда падашла — и саха стайть, вот так кул стяны паставлина. Ана падайшла, этай цадйлкай так пасмулйла-пасмулйла и пашла. А я тихбнечка с избы вон, и я гляжу.
И вот яна и пашла па картошке па мяжй, и што-то всё и гаварйть, а я не пайму — што. Пашла, прайшла кругом — и па сваей, и па маёй, а я пря-цюсь, штоб ана миня ни заметила. Тады пришла -вакручиваеть эту цадйлку в вядрб кул сахй и пашла в избу".
Сичас и эта маладуха — вядрб на руку, цадйлку. "А саху ана ни убрала, я к иё сахй падашла, тоже так сделала, и пашла с этай цадйлкай кругом. Са-бирала, сабирала расу, цадйлка намякла. Пришла, выкрутила её, гляжу — в вядрё адна вала ат ётай, ат цадйлки. Нет у мини ничивб, не палучйлась". А у неё што в видре — ана ни увидала.
Ну, навёрна, к ётаму, што раз ана кулдавала — и ей мнбга малака, прибыль была. "И всё што-та га­варйть, шепчет, а я ни знаю, што ана шиптала. Эта слбва нада знать"».
д. Хомушино, Куньинский р-и, 2533-14. Исп.: Баранова Д. Д., 1906 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 02.07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 12. Как закликуху мужики «затукали» «На Ивана у той дярёвне [мужики] хадйли в ригу, брадйли. <…> И баба эта там кричала на Ива­на, И аны патукали на яё, и тот год баба тая при-бр&шсь.1 Вот, гаварят, нада или патукать, или с
ружья выстрилить. Ну, аны патукали ны яё: "Аддю, аддю!" Патукали так — пакричали. Мужукй бра­дйли в ригу и ны яё там пакричали, и баба та, здарбвая баба такая, и баба тая прибралась. <…>
Мнбга так лавйли, бывала, караулили — вот на Ивана, на Тихвинскую, на Владимирскую».
д. Петухи, Куньинский р-н, 2560-01. Исп.: Новикова А. И., 1893
г. р. Зап.: Мехнецов А. М., 12.07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю. 1  «Прибралась» — умерла.
№ 13. Колдунья и священник
«Йдеть свяшшённик, а калдунья сидйть на бярё-зине, кричйть: "Сирядбх! Панядёх!". А свяшшённик слышить, гаварйть: "Ну, штоб ты аттуль и ни слез­ла!" А яна гаварйть: "А ты ни паёдишь!" Свяшшён­ник стайть, и баба сидйть на бярезины, [которая молоко у коров] закликала. Ну што свяшшённику делать? Гаварйть: "Ну лезь далбй!" — "А ты, — га­варйть, — едь". Ана больше даже явб знала — ви­дишь, какая!»
д. Савченки, Куньинский р-и, 2537-50. Исп.: Иванова Н. И., 1904
г.  р. Зап.: Шишкова О. В., 19.07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 14. Как распознавали краденое молоко
«[Нож воткнешь] в масла — и сразу кров[ь] на ножике. Йта есь калдуны, малакб сабирают и масла калбтють. И ты приходишь и купляешь. Видишь, что масло какбе-та ни такое — вазьмй, тбрни ножик в масла, так сразу на ножике — кров[ь]! Чужое ма­лакб — он бярёть и кров[ь] чужую».
д. Кузьмино, Куньинский р-н, 3285-35. Исп.: Фирсова К. И., 1909 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 16.09.1991. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 15. Как женщина-колдунья пришла просить соли
«[Соседка] пришла и гаварйт:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Воды
  • Интересное