Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ инструментальная музыка звучала во время застолья. Один из основ­ных наигрышей за свадебным столом, — «марши», исполняемые для каждого гостя и сходные по функ­ции с песнями-величаниями. За исполненный марш гость должен был одарить игрока. «Щас, гарманйс-ты встають и кымандують: "Маршй!" Маршй апять на пару играть — примерна, табё с женой, табё з му-жим, па парадку щас начинають маршй. Другёй кладёть шапку, — у шапку тоже кидают деньги, эта сколька там уже эта… Сколька аны там уже взмо-жуть, ну вот так. Вот так всё и вясёла было» (Кун., Хухово 3283-01). Также звучали «приёмный марш» (на встречу гостей) и «прощальный марш», обозна­чающий окончание свадебного застолья.
Значительное место занимали в свадебном об­ряде и традиционные плясовые наигрыши — «Рус­ского», «Барыня», «Камаринского», «Залётка», «Казачок». «Счас-то паадуть там сколька, выпьют, счас вылазють — танцы, музыка, начинають пли-сать. Пляшут, пляшут, там и сваты эты — всё ты и ёты сваты умеете» (Кун., Хухово 3283-01). Нередко музыканты подыгрывали певицам, исполняющим свадебные величания, припевки, плясовые песни (Кун., Савченки 2496-19).
Другая функционально-смысловая сфера инст­рументального музицирования в свадебном обряде была связана с довенечной частью свадьбы. Во вре­мя обрядов проводов невесты звучала особая игра («Заручина», «Благословлённая», «Надельная», «Скучная венерина»), исполнявшаяся на скрипке или гармони. Игра на инструменте представляла собой имитацию напева голошения и сопровожда­ла причитания невесты или матери. «Ну, скрипки такйи были, што вот как раз, как пыд галашёние. Как зывядуть, так усё-та: "Ты-ри-ри-ри-ри!" — па-
магаить, эта, шшитай, легче талы галаейть» (Кун., Токарево 2429-08). «И вот как наделяють — тады на­дельную играешь. <…> Как девку атдають, то играють за сталом. А матка тады: "Аи, дочушка мая!" Ну вот, так играеть. Галбеить па дачкё» (В.-Л., Осокино 1741-42).
Инструментальная музыка являлась обязатель­ным элементом различных КАЛЕНДАРНЫХ ОБ­РЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ. Так, во время деревен­ских престольных праздников, летних уличных гу­ляний звучали наигрыши, сопровождавшие шест­вие-проходку вдоль деревни — «Под песни», «Ско­баря», «Новоржевская». Наиболее показательным для данной традиции оказывается наигрыш «Ско­баря», существующий в многообразных типологи­чески устойчивых вариантах. Эти варианты нашли отражение в обилии местных названий, которыми пользуются народные исполнители. В их термино­логии складывается определенная классификация вариантов наигрыша по разным признакам. Так, учитываются: принадлежность определенной мест­ности («псковский», «урицкий», «ахймковский», «как в Крестах»); нормативность, укорененность в традиции («обычный»); качества музыкальной фор­мы («длинной», «протяжный», «продольный», «до­левой», «покороче», «с передёргом»); характер зву­чания («тихого», «тонким голосом»); настроение («скучный», «унылый», «заунывный», «без удачи»; «весёлый», «развесёлый», «с удачей»); ассоциатив­ные представления о характере наигрыша («стек­лянный», «под стеклянку», «под склянку»); обстоя­тельства исполнения («на гулянку» — «с гулянки»; «от девок» — «к девкам»; «на ярмарке»; «на улице»; «под драку»; «расхожего»); связь с мужской или женской традицией исполнения припевок («муж­ской» — «женский»).
Инструментальная музыка была важной со­ставляющей зимних молодежных гуляний, посиде­лок. Музыкантам уделяли особое внимание, их спе­циально приглашали, могли нанимать за деньги (нанятый гармонист уже не мог уйти до окончания вечера). На посиделках звучали традиционные пля­совые наигрыши, а также наигрыши более поздне­го происхождения — «Цыганочка», «Семеновна», «Страдания». Особой популярностью на вечерах пользовались наигрыши, сопровождавшие деревен­ские танцы: «Кадриль», «Лентяя», «Полька», «Кра­ковяк», «Вальс», «Па д’эспань».
Музыкальные инструменты участвовали и в па­схальной обрядности: по воспоминаниям исполни­телей, во время праздничного обхода дворов ис­полнение волочебных песен обязательно сопро­вождалось игрой на гармони или скрипке (Кун., Войлово 3285-58; Савченки 2496-22; В.-Л., Оставец 1724-09).
Раздел 10 ЖАНРЫ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ, ПОВЕРЬЯ
ОБРАЗЦЫ ТЕКСТОВ БЫЛИЧЕК, ПРЕДАНИЙ, РАССКАЗОВ
ПОКОЙНИКИ — СМЕРТЬ — ДУША -ПОТУСТОРОННИЙ МИР — ВИДЕНИЯ
№ 1.   Женщина во сне нашла покойного мужа
«[Мужа] страшна жалела. Я з им тока трёх лет не атжйла. Дбцка у мне-то ягб была. Я её сха-ранйла, дбцку. <…> Всё сильно хатёла я ягб вйдить, што как ёта пришлось яму?
А тады вижу сон, бь’щта какйй-та мушшйна-. "Ну, всё сваегб Мйшку йшшишь? — а ён гаварйть:
— Вон стайт сад, у том саду дом бальшёй, и там твой Мишка". Мне такёй сон снйтца. Явна, явна. Даже и сецас ягб помню.
Ну, я и пабегла. Прихажу, правда, в сад балыибй-бальшбй, и яблаки у саду всё рбзавые, всё рбзавые. "Эта, — гаварйть, — будушшая жизнь. Если, — гаварйть,
— видишь какёй-нибудь там приплод: плахбй — то это к плахёй, а харбший — то это к харбшей жизни".
Ну, и прихажу я — тут стайт стбраж, старицбк. Ну, гаварйт: "Никагб сюды ни прапускаю. Ника-го". Я будта так встала на калёнки, как стала Богу малйтьца, стала малйтву цитать. А я эты малйтвы вси знала, их малйтвы. "Ну, раз такая ужо бажёст-венная, вси малйтвы знаишь, вси працитала, так тибё я ужо прапушшу… Иди, — гаварйт, — скрось сей калидбр, у паслёднию дверь, направа захадй, там твой Мишка". Вот я и пашла.
И захажу, правда, сядйть Мишка зы станом, мой. Стол наш, хлеб наш, соль наша, а комната — не наша. Тады я падсёла так к яму да и гаварю: "О, ка-кёй ты лабарный!1 Сябё, — гаварю, — палец атсек, ся-бё ногу зламал, а тяпёрь и сам сябё убил. О, какёй ты лабарный!" Он гаварйт: "Нет, я ня лабарный, а я у такую планёду радйуся. Я ни адйн застрилйуся, нас троя застрилйлось. Такая планёда найшла. А если б я ёта тбка пиряжйл, то б я сильно мнбга лет жив. Но я трёттию сваю (случай свой трёттий), не перяжйу"", — вот ён мне так даказывал».
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф. Ф., 1913 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20.09.1991. Расш.: Попок Е. Л. 1  «Лабарный» — возможно, связано с рядом значений: «лоба-нить» — бить по лбу; бить, колоть, резать скотину; «лобанить рекрута» — забрнть, принять в солдаты (по В. Далю), т. е. подвергнуть смертельной опасности.
№ 2.   Как женщина хотела, чтобы причудился покойный муж
«[Муж] застрелился. Пашёл в лес на ахбту, няцаенна сам сибё убил. Ну вот, я сильно ягб жале­ла. И хадйла туды нбцью в лес даже — што, гаварят, пакбйники здаютца [могут привидеться]. И мне гаварят, што у Г арбылях — там наше кладбишше, и гаварят: "Твой Мишка ходить". А он там дама строил [при жизни]. И вот па крыши грбхаить, хбдить. Ну, думаю, буду ж я теперь.
Так я, была, туды хажу, на то места, где он ле­жал, умер, нбцью. И хадйла к азяру\ к кладбишшу, сядёла нбцью. Никада мне ницевб ни прицюдилось. Никада. Я у в это не верю. В цюдёние ёта…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф. Ф, 1913
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20.09.1991. Расш.: Попок Е. Л.
№ 3.   Как мужик повстречался с тенью
«Умер хто-та. Умер. Ну и какёй-та мушшйна ишёл па [о]зяр^ (там же — [о]зярб). И вот вйдить — к яму идёть какая-та тень. Идёть и идёть. Ён взял, ат-вярнуХ а ёта тень и пашла дальше иттй.
Ну, а старики так гыварйли, што кагда зака-пувають пакбйника, то выходить пар челавёка. И ён абразбвываетца в тень, как-будта челавёк и идёть, пака его кто размахнёт. Так гаварйли…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф.Ф., 1913 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20. 09. 1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 4.   Как зятю привиделось около кладбища
«[Зять] гаварйть: "Ну, как иду я кыла кладбиш-ша, так вдуть за мной сзаду, пляшуть, в гармонь иг-рають и мне вдтйть ни дають. Всё, мам, мучиють мине. Будь добрая, мамачка, надень ты на миня крест!" А у миня и вправду был крястбк. <…> Я на нивб надела этат крястбк, на сваивб зятя. Надела на иво крястбк, пашёу — нихто к яму^ ни прикасауся. "Никавб, — гаварйть, — нет. А то, — гаварйть, — и пляшуть, и мине ни пускають, мне ни прайтйть. Стблька народу, што усё! Гуляють, у гармонь игра-ють, а мне ходу нет!" Пришёу ка мне, как ни пла-чить: "Мам, што са мной сделавши?" <…> А там жа ж кладбишша сразу, кыла кладбишша как раз — да-рбжка. "Как иду — так усё, нет мне пакбя никакбва!
Надень на мини крястбк, у мине крястка нету". Я управду взяла да на ивб надела крястбк. Надела, та-да пришёу: "Мама, как табё спасйба балыиоя, та-пёрь же аслабанён. Крястбк я как тблька адёл, так я какой харбший стал"».
д. Савченки, Куньинский р-н, 2537-54. Исп.: Иванова Н. И., 1904
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 19.07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 5.   Мужику привиделось на кладбище в полночь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Кукольный театр Пскова приглашает на спектакль «Мы победим»
  • Интересное