Похоронно поминальная обрядность
В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ инструментальная музыка звучала во время застолья. Один из основных наигрышей за свадебным столом, — «марши», исполняемые для каждого гостя и сходные по функции с песнями-величаниями. За исполненный марш гость должен был одарить игрока. «Щас, гарманйс-ты встають и кымандують: "Маршй!" Маршй апять на пару играть — примерна, табё с женой, табё з му-жим, па парадку щас начинають маршй. Другёй кладёть шапку, — у шапку тоже кидают деньги, эта сколька там уже эта… Сколька аны там уже взмо-жуть, ну вот так. Вот так всё и вясёла было» (Кун., Хухово 3283-01). Также звучали «приёмный марш» (на встречу гостей) и «прощальный марш», обозначающий окончание свадебного застолья.
Значительное место занимали в свадебном обряде и традиционные плясовые наигрыши — «Русского», «Барыня», «Камаринского», «Залётка», «Казачок». «Счас-то паадуть там сколька, выпьют, счас вылазють — танцы, музыка, начинають пли-сать. Пляшут, пляшут, там и сваты эты — всё ты и ёты сваты умеете» (Кун., Хухово 3283-01). Нередко музыканты подыгрывали певицам, исполняющим свадебные величания, припевки, плясовые песни (Кун., Савченки 2496-19).
Другая функционально-смысловая сфера инструментального музицирования в свадебном обряде была связана с довенечной частью свадьбы. Во время обрядов проводов невесты звучала особая игра («Заручина», «Благословлённая», «Надельная», «Скучная венерина»), исполнявшаяся на скрипке или гармони. Игра на инструменте представляла собой имитацию напева голошения и сопровождала причитания невесты или матери. «Ну, скрипки такйи были, што вот как раз, как пыд галашёние. Как зывядуть, так усё-та: "Ты-ри-ри-ри-ри!" — па-
магаить, эта, шшитай, легче талы галаейть» (Кун., Токарево 2429-08). «И вот как наделяють — тады надельную играешь. <…> Как девку атдають, то играють за сталом. А матка тады: "Аи, дочушка мая!" Ну вот, так играеть. Галбеить па дачкё» (В.-Л., Осокино 1741-42).
Инструментальная музыка являлась обязательным элементом различных КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ. Так, во время деревенских престольных праздников, летних уличных гуляний звучали наигрыши, сопровождавшие шествие-проходку вдоль деревни — «Под песни», «Скобаря», «Новоржевская». Наиболее показательным для данной традиции оказывается наигрыш «Скобаря», существующий в многообразных типологически устойчивых вариантах. Эти варианты нашли отражение в обилии местных названий, которыми пользуются народные исполнители. В их терминологии складывается определенная классификация вариантов наигрыша по разным признакам. Так, учитываются: принадлежность определенной местности («псковский», «урицкий», «ахймковский», «как в Крестах»); нормативность, укорененность в традиции («обычный»); качества музыкальной формы («длинной», «протяжный», «продольный», «долевой», «покороче», «с передёргом»); характер звучания («тихого», «тонким голосом»); настроение («скучный», «унылый», «заунывный», «без удачи»; «весёлый», «развесёлый», «с удачей»); ассоциативные представления о характере наигрыша («стеклянный», «под стеклянку», «под склянку»); обстоятельства исполнения («на гулянку» — «с гулянки»; «от девок» — «к девкам»; «на ярмарке»; «на улице»; «под драку»; «расхожего»); связь с мужской или женской традицией исполнения припевок («мужской» — «женский»).
Инструментальная музыка была важной составляющей зимних молодежных гуляний, посиделок. Музыкантам уделяли особое внимание, их специально приглашали, могли нанимать за деньги (нанятый гармонист уже не мог уйти до окончания вечера). На посиделках звучали традиционные плясовые наигрыши, а также наигрыши более позднего происхождения — «Цыганочка», «Семеновна», «Страдания». Особой популярностью на вечерах пользовались наигрыши, сопровождавшие деревенские танцы: «Кадриль», «Лентяя», «Полька», «Краковяк», «Вальс», «Па д’эспань».
Музыкальные инструменты участвовали и в пасхальной обрядности: по воспоминаниям исполнителей, во время праздничного обхода дворов исполнение волочебных песен обязательно сопровождалось игрой на гармони или скрипке (Кун., Войлово 3285-58; Савченки 2496-22; В.-Л., Оставец 1724-09).
Раздел 10 ЖАНРЫ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ, ПОВЕРЬЯ
ОБРАЗЦЫ ТЕКСТОВ БЫЛИЧЕК, ПРЕДАНИЙ, РАССКАЗОВ
ПОКОЙНИКИ — СМЕРТЬ — ДУША -ПОТУСТОРОННИЙ МИР — ВИДЕНИЯ
№ 1. Женщина во сне нашла покойного мужа
«[Мужа] страшна жалела. Я з им тока трёх лет не атжйла. Дбцка у мне-то ягб была. Я её сха-ранйла, дбцку. <…> Всё сильно хатёла я ягб вйдить, што как ёта пришлось яму?
А тады вижу сон, бь’щта какйй-та мушшйна-. "Ну, всё сваегб Мйшку йшшишь? — а ён гаварйть:
— Вон стайт сад, у том саду дом бальшёй, и там твой Мишка". Мне такёй сон снйтца. Явна, явна. Даже и сецас ягб помню.
Ну, я и пабегла. Прихажу, правда, в сад балыибй-бальшбй, и яблаки у саду всё рбзавые, всё рбзавые. "Эта, — гаварйть, — будушшая жизнь. Если, — гаварйть,
— видишь какёй-нибудь там приплод: плахбй — то это к плахёй, а харбший — то это к харбшей жизни".
Ну, и прихажу я — тут стайт стбраж, старицбк. Ну, гаварйт: "Никагб сюды ни прапускаю. Ника-го". Я будта так встала на калёнки, как стала Богу малйтьца, стала малйтву цитать. А я эты малйтвы вси знала, их малйтвы. "Ну, раз такая ужо бажёст-венная, вси малйтвы знаишь, вси працитала, так тибё я ужо прапушшу… Иди, — гаварйт, — скрось сей калидбр, у паслёднию дверь, направа захадй, там твой Мишка". Вот я и пашла.
И захажу, правда, сядйть Мишка зы станом, мой. Стол наш, хлеб наш, соль наша, а комната — не наша. Тады я падсёла так к яму да и гаварю: "О, ка-кёй ты лабарный!1 Сябё, — гаварю, — палец атсек, ся-бё ногу зламал, а тяпёрь и сам сябё убил. О, какёй ты лабарный!" Он гаварйт: "Нет, я ня лабарный, а я у такую планёду радйуся. Я ни адйн застрилйуся, нас троя застрилйлось. Такая планёда найшла. А если б я ёта тбка пиряжйл, то б я сильно мнбга лет жив. Но я трёттию сваю (случай свой трёттий), не перяжйу"", — вот ён мне так даказывал».
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф. Ф., 1913 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20.09.1991. Расш.: Попок Е. Л. 1 «Лабарный» — возможно, связано с рядом значений: «лоба-нить» — бить по лбу; бить, колоть, резать скотину; «лобанить рекрута» — забрнть, принять в солдаты (по В. Далю), т. е. подвергнуть смертельной опасности.
№ 2. Как женщина хотела, чтобы причудился покойный муж
«[Муж] застрелился. Пашёл в лес на ахбту, няцаенна сам сибё убил. Ну вот, я сильно ягб жалела. И хадйла туды нбцью в лес даже — што, гаварят, пакбйники здаютца [могут привидеться]. И мне гаварят, што у Г арбылях — там наше кладбишше, и гаварят: "Твой Мишка ходить". А он там дама строил [при жизни]. И вот па крыши грбхаить, хбдить. Ну, думаю, буду ж я теперь.
Так я, была, туды хажу, на то места, где он лежал, умер, нбцью. И хадйла к азяру\ к кладбишшу, сядёла нбцью. Никада мне ницевб ни прицюдилось. Никада. Я у в это не верю. В цюдёние ёта…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф. Ф, 1913
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20.09.1991. Расш.: Попок Е. Л.
№ 3. Как мужик повстречался с тенью
«Умер хто-та. Умер. Ну и какёй-та мушшйна ишёл па [о]зяр^ (там же — [о]зярб). И вот вйдить — к яму идёть какая-та тень. Идёть и идёть. Ён взял, ат-вярнуХ а ёта тень и пашла дальше иттй.
Ну, а старики так гыварйли, што кагда зака-пувають пакбйника, то выходить пар челавёка. И ён абразбвываетца в тень, как-будта челавёк и идёть, пака его кто размахнёт. Так гаварйли…»
д. Усмынь, Куньинский р-н, 3286-51. Исп.: Савельева Ф.Ф., 1913 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 20. 09. 1991. Расш.: Королькова И. В.
№ 4. Как зятю привиделось около кладбища
«[Зять] гаварйть: "Ну, как иду я кыла кладбиш-ша, так вдуть за мной сзаду, пляшуть, в гармонь иг-рають и мне вдтйть ни дають. Всё, мам, мучиють мине. Будь добрая, мамачка, надень ты на миня крест!" А у миня и вправду был крястбк. <…> Я на нивб надела этат крястбк, на сваивб зятя. Надела на иво крястбк, пашёу — нихто к яму^ ни прикасауся. "Никавб, — гаварйть, — нет. А то, — гаварйть, — и пляшуть, и мине ни пускають, мне ни прайтйть. Стблька народу, што усё! Гуляють, у гармонь игра-ють, а мне ходу нет!" Пришёу ка мне, как ни пла-чить: "Мам, што са мной сделавши?" <…> А там жа ж кладбишша сразу, кыла кладбишша как раз — да-рбжка. "Как иду — так усё, нет мне пакбя никакбва!
Надень на мини крястбк, у мине крястка нету". Я управду взяла да на ивб надела крястбк. Надела, та-да пришёу: "Мама, как табё спасйба балыиоя, та-пёрь же аслабанён. Крястбк я как тблька адёл, так я какой харбший стал"».
д. Савченки, Куньинский р-н, 2537-54. Исп.: Иванова Н. И., 1904
г. р. Зап.: Шишкова О. В., 19.07.1988. Расш.: Толстикова Ю. Ю.
№ 5. Мужику привиделось на кладбище в полночь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32