Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

Как в ситуации застолья, так и на молодежных вечеринах плясали «РУССКОГО». Пляска включа­ла различные элементы хореографии — «колена», демонстрирующие индивидуальное мастерство тан­цующих. «Ну, плйшуть — ну, как "Русскыва", <…> как "Барыню". Плясали, как нада: и вприсядку, и всяка — кто как» (Кун., Прилуки 2436-15).
Хороводные песни, бытовавшие в местной тра­диции, в большинстве своем имели игровой харак­тер. При этом само хореографическое движение было организовано различным образом и связано с содержанием поэтического текста.
Движение «РЯД НА РЯД» было характерно для хоровода «А мы просо сеяли». «Бёрутца так в ряд — дявчднки — с адндй стораны, с другой, есь и парнишки: "А мы просу сёили". А патом идёть вта-рая группа к этый навстречу: "А мы прдса вытап-чим". Патдм вдуть назад, и эты идуть: "А чем вы вь’ггыпчити?". Адна прайдёт, прапаёт, патбм идёт втарая группа, прапаёт. [Девушку забрали в другую группу] — ну, и всё, и закончили… Хоть и апять на-чинайти снова так» (Кун., Рябово 3111-08).
Значительная группа хороводов имела КРУГО­ВУЮ ОСНОВУ. Среди них: хороводы, посвящен­ные выбору пары и завершающиеся «поцелуем» («Во саду ли, в огороде», «Что ты, Дрема, сидишь, дремлешь?», «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу»); хоровод-пляска, связанный с «иллюстрированием» событий, изложенных в тексте («Лунёк»).
«Сабираются у круг. Идёт, например, три девоч­ки или три парня, а эти вси пают. [Затем] парни ухо-
дють садйтьца, а дявчднки хддють у кругу, выбира-ють парней… Кто сидить, кто стайть, или в крух. А эты три парня или девочки — у кругу хддють, выбир­ають… За руки вазьмутца, вот так — втраём, и па кру­гу ходють. И янй песни играють, и вся маладёжь пес­ни играить. Если парни приглашают девушек, тада раеходютца: анй идут и девушку выбирають, тада идуть пад ручку апять у кружок, <…> и снова апять па кругу. Ну пад ручку вазьмут так, или за руку прос­та идут рядам, парами. Патом парни ухддют на ста-рану, астаютца эты три дявчонки, и апять дявчонкам играють. Тада идуть дявчонки, выбирають сибё пар­ней. <…> Воля ваша, хошь — цилуйся, хошь — нет» (о песне «Во саду ли, в огороде» — Кун., Шейкино 2591-05; также: Кун., Горка 2481-12; Рябово 3111-06).
«"Дрёму" играли <…> Сидить адйн паринь там, и хддють вакруг девушки явд, и пають — ["Кого лю­бишь — поклонись"]. Вот он встаёт, кланиитца. Ка­му пакланитца — тот садйтца, абратна прадалжаим такйи игры» (о песне «Что ты, Дрёма, сидишь, дремлешь?» — Кун., Печково 2429-22).
«Хддють па кругу и песням играють. <…> Хд-дить парень [по кругу], выбираить сибё "инвесту" -любую из круга. А патдм выбираить "шурина", "шурину" выбираить "сястру" яму. Тада выбира­ить "тёсся", "тёссю" выбираить "тёщу". Тада всех када выбируть, вси па кругу хддють — на пару. Та-ды вот: "Испяку я пирог". А ён астаётца вдваём: "Весил, я весил сявдднишний вёчир". С этый дяв-чднкай стаять уже. Кто хддить, кто так стайть. И вот играють» (о песне «Хожу я, гуляю вдоль по хо­роводу» — Кун., Рябово 3111-07).
«Женщины пели и плясали. А как пляшуть — тд-пають и присаживаютца, и ладбшкай у галавй гла-дють, и платком махають. "Ты такой, ты сякдй, зы-латой", — и всякае разнае» (Кун., Гуляево 2440-03). «Играють: вот как "присядь-ка, мой лунёчик" — ба­бы присядають, "ты присядь-ка, живатдчик" — при­севши пают. Патом встануть: "Адндй нджкай пра-тянить, а другой паширашйть", — и тожа бабы пра-тягывають нагу, а другой ширашать» (о песне «Лу­нёк» -В.-Л., Крупышево 1765-09).
Раздел 9
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Инструментарий, характеризующий музыкаль­ную традицию Великолукского и Куньинского рай­онов, достаточно обширен. Наиболее распростра­ненный инструмент в традиции — гармонь-хромка. Однако, по воспоминаниям исполнителей, в дерев­нях звучали и другие разновидности гармоники -тальянки, немецкие гармони. Экспедициями осуще­ствлены записи наигрышей на «тальянке-трёхряд­ке» от Григория Андреевича Сергеева (1888 г. р.) из д. Сычёво Великолукского района, на немецкой двухрядной гармони от Егора Михайловича Ми­хайлова (1905 г. р.) из д. Белавино Куньинского района.
Среди струнных инструментов главенствующее место занимает балалайка (настраиваемая как на балалаечный, так и на гитарный строй), наиболее активно бытующая в Назимовской волости Кунь­инского района. В репортажных записях встреча­ются упоминания о гуслях, однако к настоящему времени традицию гусельной игры на данной тер­ритории, видимо, следует считать утраченной. Единственным музыкальным свидетельством бы­лой традиции являются пробные записи гусельных наигрышей на инструменте из коллекции СПбГК в д. Сычёво Великолукского района от Григория Ан­дреевича Сергеева. Среди струнных инструментов более позднего происхождения зафиксированы: мандолина (В.-Л., Пореченская волость; Кун., Каськовская волость) и цимбалы (В.-Л., Поречен­ская волость).
Инструментом, составляющим специфику мест­ной традиции, является скрипка. Среди исполните­лей необходимо особо отметить таких мастеров скрипичной игры, как Иван Павлович Ерошенков (1924 г. р.) из д. Савченки Куньинского района, Иван Антонович Сапогов (1912 г. р.) из д. Поречье Великолукского района, Василий Яковлевич Мура-вицкий (1922 г. р.) из д. Каменистик Великолукско­го района. Важным свидетельством древности скрипичной музыкальной традиции являются рас­сказы исполнителей о самодельных скрипках: инст­румент имел две деки (нижнюю — из клена, верхнюю — из ели), обечайку «рубчиками», гриф и «головку» с четырьмя колками («квитбчками»); смычок был «дугообразным», на него натягивался конский во­лос, который смазывался жженой еловой смолой.
Струны изготавливали из кишок. От деревенских скрипачей зафиксированы архаичные способы и приемы исполнения: игра в одной позиции (Кун., Савченки 2496-21); игра на трех верхних струнах; особое положение инструмента при игре (скрипка -«на руке», с упором «в грудь», «в пояс», «на коле­но»; рука держит смычок ближе к середине древка).
Среди духовых инструментов, упомянутых в рассказах деревенских жителей,- деревянная труба, рог (рожок), тростяные дудки. «[Играли в] ражок кыстяной, ат казы вырабытыный, дырычки. Вот у дудки играли в трыссяныи. И в дудки играли в ди-рявянныи, старинный, и в ражбк» (В.-Л., Урицкое 1709а-20). В д. Мартьяново Куньинского района осуществлены музыкальные записи наигрышей на пастушеском рожке.
Приведем одно из описаний процесса изготов­ления рожка. «Ну, из бересты делали — такой вот рог. Кары с берёзы надерём. С бузины выкрутим жалейку [трубочку]. Патбм рог берёзавый выреза-им, [кору] накручиваим как рог бальшой, и играим. <…> Эта бузина такая <…>- мелкие ягадки, крас­ный, вот эта — бузина (а вроде, так сказать, как ка­лина растёт). А у неё в серёдке — стержень, и вот этат стержень выкручиваишь. Вот, выкрутишь ево [получается полая трубочка], а патбм ево раз и с день пасушишь, штоб ана сухая была, чтоб ана звонкая была, и играишь. Вставляишь пищик. А пищик вставляишь: или перо гусйнае дёлыишь, или вон — хоть с камыша. <…> А в бузине [в трубочке] пражигаишь дырачки, вот и там — шесть дырачек. И вот на шести дырычек играишь. <…> Можна и пять [дырочек]» (Кун., Мартьяново 2536-44).
Важным свойством местной инструментальной культуры является традиция ансамблевого испол­нительства. Исполнительские составы разнообраз­ны, среди них: балалайка — гармонь; скрипка — гар­монь. Один из ярких образцов ансамблевого музи­цирования — трио из д. Поречье Великолукского района (скрипка — цимбалы — аккордеон).
Данная территория характеризуется широким включением форм инструментальной музыки в раз­ные сферы традиционной культуры.
Обрядово-производственная сфера функциони­рования инструментальной музыки связана с ПАС­ТУШЕСТВОМ и, соответственно, с духовыми ин-
струментами. На рожках, трубах исполнялись сиг­нальные наигрыши: «на выгон», «на сбор коров», «как домой идти». При отсутствии инструмента могли имитировать его сигналы голосом (Кун., Мартьяново 2536-41; Назимово 2564-02). По мне­нию пастухов, коровы понимали наигрыши, узна­вали их. «Им интересна: смотрят, кала заиграишь, смотрят- интересна им… На рбге понимают [игру]» (Кун., Мартьяново 2536-44).
Игра на трубе и рожке различалась. «На ражкё — с переливами, а также [как и на трубе] можна сде­лать, но тока ана [игра не рожке] тоньше и с перели­вами. Што кто если не слышал, эта очень завлека­тельна» (там же).
Обрядово-праздничная сфера бытования музы­кальных инструментов была связана с такими «со­бытиями» деревенской жизни, как уличные празд­ничные гулянья, святочные «вечера», свадебный обряд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Воды
  • Интересное