Похоронно поминальная обрядность
Что ж ты, добрый молодец, невесел сидишь? А чего мне, молодцу, весёлому быть? У меня, у молодца, — родни никакой. Только есть у молодца три родных сестры — сестрицы-слезницы, горюши мои. Большая сестрица коня подвела, средняя — коня седлала, малая — плётку поднесла.
— Братец ты наш, братец, ясный соколок, скажи нам, когда домой ждать. — Сестрицы-слезницы, зайдите на Сиянь-гору, посмотрите под ясную зарю, с-под ясной зорюшки на сине морюшко. На синем море бел камень лежит. Как этому камешку с моря не сплывать, так мне, молодцу, дома не бывать и вас, мои сестрицы, в глаза не видать.
Куньинский район:
Каськовская вол.: Моршники 2435-18.
17. «Как под дубом-дубом ячмень молочу» (варианты напева 7)
Как под дубом-дубом ячмень молочу, выше того дуба соломка летит. Как по той соломке речушка бежит, как по этой речке челнок плывёт. Во том челндчке мой милый сидит, чешет он кудёрышки частым гребешком. Пускает он кудерки вдоль по реченьке: — Ти не придёт ли моя милая за водой, «ти не почерпнет кудёр у ведер»?
— Не пойду, милой, я за водой, «не почерпну кудёр у ведер», не вспомяну тебя, молодца. Тесал же ты тёски с моих белых плеч, вил ты плётки с моих русых кос, пускал ты реченьку с моих дробных слёз?
— Неправда, милая, неправда твоя. Тесал же я тёски с белой берёзки, вил же я плётки с лошадей, пускал же я реченьку со мха, с болота.
Великолукский район:
Пореченская вол.: Никулино 1754-58.
Успенская вол.: Изосенки 1866-02.
18. «В огороде рожь, не ярица» (напев 8)
В огороде рожь, не ярица. Говорят, мой муж -не пьяница. В городе не был — коня пропил, домой пришёл — жену набил.
— Иди, жена, в новую клеть, бери золоту «обрб-тку»,1 веди домой коня. Не приведёшь — сама не иди.
Я, молода, «спужалася», в зелёный сад «схава-лася». В саду соловей: «Ча-чу, ча-чу!» — а я, молода, плачу-плачу. В саду соловей — с охотушки, а я, молода, — по неволюшке. В саду соловей гнездечко вьёт, а мне, молодой, негде сидеть.
Великолукский район: Пореченская вол.: Никулино 1754-65. 1 «Обрдтка» — узда.
Перечень записей лирических песен, относящихся к позднему историко-стилевому пласту, и романсов
19. «Вдоль по морюшку лодочка плывёт»
Куньннский район:
Морозовская вол.: Мартьяново 2536-30 (т), 31.
20. «Все люди живут, как цветы цветут»
Усвятский район:
Церковищенская вол.: Перелазы* 1788-02.
21. «Горе моё, горе, как на свете жить»
Куньинский район:
Пухновская вол.: Частые 3113-57.
22. «Горе моё великое»
Великолукский район:
Борковская вол.: Прялово 1752-08.
Пореченская вол.: Поречье 1740-41.
Куньинский район:
Крестовская вол.: Бурщина 3284-25 (т).
23. «Две дорожки, две берёзы»
Великолукский район:
Купуйская вол.: Филиппково 1818-55.
24. «Ехали солдаты со службы домой»
Куньинский район:
Морозовская вол.: Мартьяново 2536-28.
25. «Жила-была молодая вдова»
Куньинский район:
Крестовская вол.: Бурщина 3284-24 (т).
26. «За рекой, за реченькой калина цвела»
Куньинский район:
Жижицкая вол.: Курово 2435-18, 2484-09.
Морозовская вол.: Рябово 2535-33; Мартьяново 2536-29.
Усвятский район:
Церковищенская вол.: Перелазы* 1787-01,20,1787-01.
27. «Как за садом, за садочком»
Куньинский район:
Усмынская вол.: Усмынь 3288-14.
28. «Как сухому деревцу Бог листа не дал»
Великолукский район:
Урицкая вол.: Калдобнно 1713-04.
29. «Не в пиру, не в беседушке»
Великолукский район:
Купуйская вол.: Филиппково 1818-56.
30. «Папиросочка, друг тайный»
Великолукский район:
Купуйская вол.: Филиппково 1818-58.
31. «Сад ты мой, сад»
Великолукский район:
Борковская вол.: Бобриково 1752-03.
33. «Сяду я на дрожку, поеду во дорожку»
Великолукский район:
Урицкая вол.: Рябиновка 1705-35, 1732-46.
34. «Я девчонкой жито жала»
Великолукский район: Борковская вол.: Данченки 1744-06.
Раздел 8 ПЕСЕННО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Песни, связанные с хореографическим движением, являются важной составной частью различных обрядовых комплексов крестьянского календаря и свадьбы, а также других празднично-гулевых событий.
Значительный корпус плясовых и хороводных песен непосредственно включен в СВЯТОЧНУЮ ОБРЯДНОСТЬ — песни звучали как во время супрядок, так и на вечеринах: «Вот [девушки] прихддють, скамейки пригатбвлены, кудёля. Кто прядёть на верятё-на, у каго есь самапрялка, кто вяжить наскй, кто платочки вышиваить, кто вышиваить коврики… И вот садятца вмести и заводють эту харавую песню» (о песне «Чернобровочка-московочка моя» — Кун., Встесе-лово 2490-19). В деревнях Ушицкой волости плясовую песню «На улице рамада» девушки пели на улице, зазывая парней. «Вышли на улицу, спели адйн вечер -как набралысь парней!..» (Кун., Мокрики 2406-21; также: Кун., Быково 2494-03; Ушицы 2407-02).
Закрепленность песен за святочным периодом отмечается и на уровне народной терминологии. «Приходют Святки. Ну, девушки ходют в пысядёл-ки и играют песни святотныи такйи. Ну, такйи у нас назывались — святотныи песни, в каляду играют. И патом яшшё — каторыи раждёствинскии. <…> Эта девушки играли» (о песне «У бору сосна»: — Кун., Войлово 3285-50). «Харашо было, песни играли такйи плясульные. <…> Святошные песни» (Кун., Прилуки 2436-13).
Группа плясовых песен («На улице рамада», «Лён мой, леночек», «Под лесом-лесом жито колосится») исполнялась в осенне-летний период во время ПОЛЕВЫХ РАБОТ. Так, в д. Горка плясовые песни пелись во время гулянья, приуроченного к началу покоса. «Па рюмачки вь’шьим и: "Давайте касу замочим!" А касу замачивали, кагда тока начинали касйть. Ну и кто какую песню спел, кто какую пыплясал…» (Кун., Горка 2482-12). Песни звучали в период уборки льна и картофеля. «[Пели] как лён тягали — это Успёниим… Лён тягають, он ура-дйуся» (В.-Л., Хребтово 1714-20). «Лён пасёенный -так и пели на нивы. Приплясываешь, када рядым с табдй кто-нибудь идёт. И тот идёт — приплясывает, так, шуткай» (В.-Л., Калдобино 1712-01).
После окончания всех полевых работ устраивали гулянье, которое сопровождалось пением и плясками на поле: «Прям на поле [плясали]… Пажа-лись, памалатйлись, картошку пакапали» (Кун., Быково 2494-03). «Вышидши бабы на поле и в кру-
гу и плёшуть, да… Вот выйдуть, сложутца — па рюмочке выпьют, вот и паем. <…> Раз кончили лён тягать — всё…» (Кун., Горка 2482-12).
Другая сфера бытования плясовых и хороводных песен связана со СВАДЕБНЫМ ОБРЯДОМ. По отдельным сведениям, плясать начинали еще в доме невесты, до венца. «Ета уж да вянца, кагда ее пасбдють толька за стол, нявёсту. Ета па-старйнна-му было ж ёта…» (о песне «Коло речки ходила молода» — В.-Л., Борки 1704-12). Целый цикл песен был связан с застольем, происходившим в доме жениха после венца: «Жёншины плясали, пели и плясали. <…> Када вот свадьба приходить, за стол садятца, после венца» (о песне «Лунёк», — Кун., Гуляево 2440-03). Здесь же звучали: «Кабы чарочку горелки», «Как позвали жену в пир», «Между гор, между медуницы», «Верба ты, верба моя» и др. Плясовая песня «У нас на улице красиво» исполнялась свахам и фиксировала окончание свадебного застолья. «Ну, у свадьбу плясавши свахи. <…> Свадьба канчаитца, дамой уяжжають. Вот эту песню аны пают, на ла-шадёй — и дамой» (В.-Л., Белокозово 1828-02).
На свадьбе плясовые песни нередко исполнялись с инструментальным сопровождением. «Музу-канты были — скрипка и цимбалы. И вот яны играли песню мыладым» (о песне «Я не думала сегодня угореть» — В.-Л., Сыроквашино 1704-55).
По рассказам исполнителей, свадебные плясовые песни, связанные по сюжету с брачной тематикой, могли звучать и в другое время, как правило, в ситуации застолья. «И в свадьбу, и в праздник [поют]. Примерна, в праздник сядуть за стол: "Ну, — га-варят, — давай ётава с ётай пажёним". Пасбдють рядым [парня с девушкой] — ну, давай им песни играть. И песни играють — "жёнють", мол, как шутка. За столом пают, и вон вь’шезши пают, тут уже и на-дяляють "жиниха". И он вообще женатый: и жёнка тут сядйть, а он с другой нардшна "жёнитца", как для шутки. <…> В любой праздник, кагда выпивают, веселятца» (о песне «Кому пуговки литые» — Кун., Савченки 2441-25).
Плясовые песни могли быть связаны с различными типами хореографического движения.
Для ЖЕНСКОЙ ОБРЯДОВОЙ ПЛЯСКИ («Кружка», «Круговая») характерно движение по кругу, мелкий приставной шаг с притопом. «Вот мы у круг сабираимся — скока там нас жёншин — и па-шлй вкругавую плисать. А свадьба сидит тут»
(Кун., Шейкино 2587-08). «Притопывают бабы кругом. <…> Бачком ходють» (Кун., Савченки 2441-25). Обязательными элементами пляски были взмахи платками, хлопки. «Пляшут, памахывают: снимут платок с галавы ды памахывают, припявают, притопывают» (Кун., Встеселово 2488-10). «Можна с платдчкым. И всяка прикладывають кверху…» (Кун., Лобазды 3112-30). «Тягали [лён] и плясали. И так ещё хлопали. Вышидши бабы на поле — и в кругу, и пляшуть…» (Кун., Горка 2482-12). «И пляшуть пйряд столым, хлдпають…» (там же).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32