Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

рый зажигали на ниве. По-видимому, пляска явля­ется отголоском древнейших ритуальных действий: «Намятём хварасту — вот тут мы кастёр и разжиг а-им <…> и пляшим. Адни женшЗины. Зьбёрутца, их многа зьбёретце, бывало, па васемнадцать жен-шчин, па питнадцать… Кастёр зажгём <…> там што-нибудь гатбвим — принясём яиц… И там тада <…> и пляшим, и гуляим… А тяпёрь нет тех баб, па-памёрли. <…> Ой, кастёр гарйть, и она вакруг кастра пляшеть басикбм, не аб^вши, басикбм — тёт­ка Авдотья. Бывало, басикбм и пайдёть — раскида-еть всей кастёр нагами…» (Нев., Никониха 1946-14). Спасов день — Преображение. До Спасова дня не ели гороха, бобов, яблок. Плоды «посвящали в церкви», после чего разрешалось есть (Нев., Терпи-лово РФ 1684). Как было отмечено выше, на Спаса «посвящали» первую пястку, «обжинали», затем зто зерно использовали при посеве озимых.
ВОЗДВИЖЕНИЕ
В д. Борисково зафиксировано поверье о змеях, собирающихся в лесу в одно место: «Такой празд­ник — Уздвйжання, ён в осень хбдить — этат празд­ник. И на этага праздника <…> усй Гады спалзают-ца в аднб места. И всё люди баятца хадйть у лес. <…> Нам свая [женщина] гаварйла: пашлй у лес, и палзу^ть гады, на Уздвйженне — нигде прайтй нельзя, и вярн^лися дамбй» (Нев., Борисково 1917-01).
ЯРМАРКИ
Все большие церковные праздники, годовые, престольные, «багамалёнья», были связаны с мно­голюдными ярмарками («ярмалками»), которые проходили в основном в волостных центрах. «На Пятра, на Троицу, Багарбдицу ярмарки сабира-лись. <…> Зимой были ярмарки на Ражества. В свитки в эты» (Нев., Замошье 1943-14);93 «А на вта-рой день Пасхи эта, в панядёлок, у нас бальшая яр­марка в Дерьбйхе» (Нев., Червоеды 1944-30). «А ярманки, бывала вот на Масленице, у нас и в Чир-няцбве» (там же, 1944-27). «У нас на Рождяствб бальшйе ярмалки были» (Нев., Церковище 1957-09). «На Ивана ярманка была у Гультяях» (Нев.,
Червоеды 1944-46). Во всех экспедиционных мате­риалах содержатся описания многолюдных ярма­рочных празднеств, гуляний: «И столько народу са-биралось! <…> Не только маладёжь, и даже все ста­рый хадйли на ярмалки, интересовались, гастйнца накупали» (Нев., Видусово 1958-32).
Обязательными элементами каждой ярмарки были танцы под гармонь, катания на лошадях, скачки: «Приежжали даже с других сельсавётов и тут каталися на жеребках, <…> хто кавб абгбнить» (Нев., Церковище 1957-09). А вот описание так на­зываемой «прогулки»:94 «Примерна три-чатыри ча-лавёка пад ручку, по два идуть в адну стбрану, <…> аттуда разварачиваютца — па той идут, а ёты сюда… И гуляли — калясбм таким. Аттуда паварачиваютца с той стараны, а ёты с этай. До какбга места дахб-дят, опять разворачиваютца» (Нев., Видусово 1958-32). «Ну, вот, бывала, нарядивши, и хбдють взад-впёред, гулйють. Встречаются» (Нев., Червоеды 1944-30). Гулянье парочками — занятие молодых, женатых. Старые угощались, «выпивали, закусыва­ли» (Нев., Высоцкие РФ 1684).
Непременным атрибутом любой ярмарки были ДРАКИ: «А тады, как эта с зиме карбв выпустят на пбле, да бадутца, так и, бывает, и хлопцы пабадут-ца. Подярутся, <…> заспбрют, завздбрют, и даже и кблья в-ход хадйли… А и убивали нёкатарых» (Нев., Червоеды 1944-27).95 «Вот на ярманках што былб в летнее время на багамаленье. Лашадя выпригались, привязывались к телеге. <…> Схватывали эты af-лббли и с af лбблями па ярманке» (Пуст., Шалахово 2138-01).
Девушки и парни ходили по улицам с песнями, устраивали гулянья: «С песней, бывала, играют припевки пад Гармонь. Хадйли па ярманке» (Нев., Червоеды 1944-30). «Ярмалка — дак анб ж днём хб-дют, гуляют на у\лицы, а к ночи тада те, у кавб рад-ня есть, к свайм идуть. А маладёжь — на танцы идуть. А ёты, каторыи женатые, ты уежжают да­мбй» (Нев., Церковище 1957-09). Вспоминают, что именно на ярмарках происходили знакомства, а также умыкание невест: «Придём на ярмарку. Гава-рят: "Будет жанйтца, вот ету он хочет". И сичас: цоп её, в линейку сажает — и до свиданья. Никакбва ни дагавбра, ничавб» (Пуст., Петраши 2143-01).
1    Нев., Туричино 1956-02.
2   Нев., Высоцкие РФ 1684.
3   См. также: Нев., Козыри 1943-33.
4   Нев., Козыри 1943-33.
5   См. также: Нев., Туркин Перевоз 1943-05; Пуст., Ша­лахово 2138-07.
6   «Грудка» — костер; печка.
7   Нев., Туркин Перевоз 1943-05.
8   См. также: Нев., Голодница 1722-15.
9   «Лёхи» — гряды.
10  См. также: Нев., Туричино 1956-04; Туркин Перевоз
1943-03. Подобным образом «слушали» в д. Домини-ково: «Молодые гадають, под бконья хбдють, [слуша­ют], хозян с хозяйкой говорят: "Сядь да поседй"» (Нев., Доминиково РФ 1683).
11  Текст приговора приводится в записи из д. Туркин Пере­воз (Нев., Туркин Перевоз 1943-04); две последние стро­ки приведенного текста см.: Нев., Церковище 1957-05.
12  См. также: Пуст., Быково 2056-09.
13  См. также: Нев., Терпилово 1939-20; Туричино 1956-04; Пуст., Быково 2056-09.
14  См. также: Нев., Церковище 1957-05.
15  «Барканы» — изгородь, забор из толстых досок, коль­ев, кирпича. // Псковский областной словарь. Т. 1. Л., 1967. С. 120.
16  См. также: Нев., Церковище 1957-05.
17  См. также: Нев., Червоеды 1944-27.
18  Пуст., Шалахово 2138-07.
19  См. также: Нев., Молокоедово 1941-20.
20  См. также: Пуст., Шалахово 2138-04.
21   «Балёйка» — вероятно, лодка.
22  «Острбг» — шест, на который навешивают сено.
23   Нев., Руцелёво 1942-09.
24  Нев., Руцелёво 1942-09.
25  «Кишка» — начиненная тертой картошкой, крупой и свиной кровью, запеченная в печи баранья кишка.
26  Нев., Косёнково 1939-01; Молокоедово 1941-20.
27   В различных текстах поэтический образ Коляды оли­цетворяет одновременно и время обхода, и участников обрядового действия, и вознаграждение, которое сле­дует после пения, либо приносит сама Коляда.
28  Нев., Червоеды 1944-30; Пуст., Шалахово 2138-10.
29  Нев., Замошье 1943-14; Туркин Перевоз 1943-07.
30  Нев., Косёнково 1939-01; Туркин Перевоз 1943-03.
31   Вероятно, в традиции уже более позднего времени к женскому собранию иногда присоединялись и мужчины.
32  Такие круги называли «ледянками» (Нев., Молокоедо­во 1941-20).
33  Нев., Туркин Перевоз 1943-13.
34  Такое наименование, вероятно, связано с днем почита­ния святого мученика Власия Кесарийского.
35  Нев., Пахлово 1765-15, 1787-06.
36  «Сумёты» — сугробы.
37  Нев., Доминиково РФ 1683.
38  О приготовлении «сырницы» рассказывали так: «тво­рог оттискаешь да маслом зальёшь» (Нев., Боброво 1819-05).
39  Нев., Кресты РФ 1983.
40  Нев., Туричино 1971-58.
41   Нев., Косёнково РФ 1690.
42  Из комментариев по поводу песни «Как у нашего куп­ца была дочка хороша»: «нада бь’ша в Пасты толька играть» (Пуст., Уструги 2054-15).
43  «Ходил Боже» — «пос[т]ная», [пели] «перед Ласкай, в пост».
44  Нев., Погорелово РФ 1684.
45  См. также: Нев., Доминиково 1939-32.
46   «Кокбра» — пресная лепешка.
47  Нев., Терпилово РФ 1684.
48  См. также: Нев., Церковище 1957-09.
49  См. также: Нев., Борисково 1942-19; Нев., Чернецово 1960-49, 50.
50  Нев., Голыни 1941-16; Косёнково 1939-01.
51   Пуст., Шалахово 2138-04.
52  Нев., Косёнково 1939-01.
53  «Миханбс», «мехонос» — волочебник, носящий мех (мешок) для сбора подарков.
54  В д. Кресты указывали на то, что до 15 мая н. ст. («до Бориса») «запахивали» (Нев., Кресты РФ 1683).
55  См. также: Нев., Церковище 1957-11.
56  См. также: Нев., Церковище 1957-11. " Нев., Голыни 1941-17.
58  В д. Ермошино называли «подмывали хвосты коро­вам» (Нев., Ермошино РФ 1683).
59   «Мужщйнский» праздник (Нев., Жулёво 157-42). 6° Нев., Руцелёво 1942-11.
61   О Троице, Радонице как поминальных днях информа­ция содержится в следующих записях — Нев., Боброво 1819-05; Церковище 1957-12.
62   Нев., Козыри 1943-36.
63   «Мазница» — «ступица»; баклажка для дёгтя.
64  «Колонйца» — ведро соснового дёгтя, жидкой смолы.
65  См. также: Нев., Голыни 1941-06.
66  Замечали: если распустится — это к хорошему, завянет — к плохому.
67  Нев., Голыни 1941-07.
68   См. также: Нев., Погребище 1975-38.
69  Былички о колдунах и колдовстве на Иванов день, записанные в дд. Горка 2140-41, Рыжее Сиденье 1799-15 и др. см. Раздел 10 «Жанры народной прозы. Заго­воры».
70  См. также: Нев., Туркин Перевоз 1943-11.
71   Нев., Церковище 1957-16.
72  Там же.
73   См. также: Нев., Червоеды 1944-46.
74   Возможно, определения «играть толоку» и «играть песни» находятся в одном смысловом ряду.
75  См. также: Нев., Пахлово 1787-06.
76  См. также: Нев., Высоцкие РФ 1684.
77  См. также: Нев., Голыни 1941-15.
78  Нев., Усово 1951-39; Церковище 1957-16.
79   Нев., Голыни 1941-10.
80   Нев., Туркин Перевоз 1943-13.
81   См. также: Нев., Боброво 1819-06.
82  Нев., Терпилово 1939-04.
83   См. также: Нев., Голыни 1941-15; Пахлово 1787-06.
84  «Кому памагали, тада угащають. А как сваю паласу жали, а тут — калхбзиую, так ничево не было» (Пуст., Торчилово 2096-03).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Кукольный театр Пскова приглашает на спектакль «Мы победим»
  • Интересное