Похоронно поминальная обрядность
рый зажигали на ниве. По-видимому, пляска является отголоском древнейших ритуальных действий: «Намятём хварасту — вот тут мы кастёр и разжиг а-им <…> и пляшим. Адни женшЗины. Зьбёрутца, их многа зьбёретце, бывало, па васемнадцать жен-шчин, па питнадцать… Кастёр зажгём <…> там што-нибудь гатбвим — принясём яиц… И там тада <…> и пляшим, и гуляим… А тяпёрь нет тех баб, па-памёрли. <…> Ой, кастёр гарйть, и она вакруг кастра пляшеть басикбм, не аб^вши, басикбм — тётка Авдотья. Бывало, басикбм и пайдёть — раскида-еть всей кастёр нагами…» (Нев., Никониха 1946-14). Спасов день — Преображение. До Спасова дня не ели гороха, бобов, яблок. Плоды «посвящали в церкви», после чего разрешалось есть (Нев., Терпи-лово РФ 1684). Как было отмечено выше, на Спаса «посвящали» первую пястку, «обжинали», затем зто зерно использовали при посеве озимых.
ВОЗДВИЖЕНИЕ
В д. Борисково зафиксировано поверье о змеях, собирающихся в лесу в одно место: «Такой праздник — Уздвйжання, ён в осень хбдить — этат праздник. И на этага праздника <…> усй Гады спалзают-ца в аднб места. И всё люди баятца хадйть у лес. <…> Нам свая [женщина] гаварйла: пашлй у лес, и палзу^ть гады, на Уздвйженне — нигде прайтй нельзя, и вярн^лися дамбй» (Нев., Борисково 1917-01).
ЯРМАРКИ
Все большие церковные праздники, годовые, престольные, «багамалёнья», были связаны с многолюдными ярмарками («ярмалками»), которые проходили в основном в волостных центрах. «На Пятра, на Троицу, Багарбдицу ярмарки сабира-лись. <…> Зимой были ярмарки на Ражества. В свитки в эты» (Нев., Замошье 1943-14);93 «А на вта-рой день Пасхи эта, в панядёлок, у нас бальшая ярмарка в Дерьбйхе» (Нев., Червоеды 1944-30). «А ярманки, бывала вот на Масленице, у нас и в Чир-няцбве» (там же, 1944-27). «У нас на Рождяствб бальшйе ярмалки были» (Нев., Церковище 1957-09). «На Ивана ярманка была у Гультяях» (Нев.,
Червоеды 1944-46). Во всех экспедиционных материалах содержатся описания многолюдных ярмарочных празднеств, гуляний: «И столько народу са-биралось! <…> Не только маладёжь, и даже все старый хадйли на ярмалки, интересовались, гастйнца накупали» (Нев., Видусово 1958-32).
Обязательными элементами каждой ярмарки были танцы под гармонь, катания на лошадях, скачки: «Приежжали даже с других сельсавётов и тут каталися на жеребках, <…> хто кавб абгбнить» (Нев., Церковище 1957-09). А вот описание так называемой «прогулки»:94 «Примерна три-чатыри ча-лавёка пад ручку, по два идуть в адну стбрану, <…> аттуда разварачиваютца — па той идут, а ёты сюда… И гуляли — калясбм таким. Аттуда паварачиваютца с той стараны, а ёты с этай. До какбга места дахб-дят, опять разворачиваютца» (Нев., Видусово 1958-32). «Ну, вот, бывала, нарядивши, и хбдють взад-впёред, гулйють. Встречаются» (Нев., Червоеды 1944-30). Гулянье парочками — занятие молодых, женатых. Старые угощались, «выпивали, закусывали» (Нев., Высоцкие РФ 1684).
Непременным атрибутом любой ярмарки были ДРАКИ: «А тады, как эта с зиме карбв выпустят на пбле, да бадутца, так и, бывает, и хлопцы пабадут-ца. Подярутся, <…> заспбрют, завздбрют, и даже и кблья в-ход хадйли… А и убивали нёкатарых» (Нев., Червоеды 1944-27).95 «Вот на ярманках што былб в летнее время на багамаленье. Лашадя выпригались, привязывались к телеге. <…> Схватывали эты af-лббли и с af лбблями па ярманке» (Пуст., Шалахово 2138-01).
Девушки и парни ходили по улицам с песнями, устраивали гулянья: «С песней, бывала, играют припевки пад Гармонь. Хадйли па ярманке» (Нев., Червоеды 1944-30). «Ярмалка — дак анб ж днём хб-дют, гуляют на у\лицы, а к ночи тада те, у кавб рад-ня есть, к свайм идуть. А маладёжь — на танцы идуть. А ёты, каторыи женатые, ты уежжают дамбй» (Нев., Церковище 1957-09). Вспоминают, что именно на ярмарках происходили знакомства, а также умыкание невест: «Придём на ярмарку. Гава-рят: "Будет жанйтца, вот ету он хочет". И сичас: цоп её, в линейку сажает — и до свиданья. Никакбва ни дагавбра, ничавб» (Пуст., Петраши 2143-01).
1 Нев., Туричино 1956-02.
2 Нев., Высоцкие РФ 1684.
3 См. также: Нев., Козыри 1943-33.
4 Нев., Козыри 1943-33.
5 См. также: Нев., Туркин Перевоз 1943-05; Пуст., Шалахово 2138-07.
6 «Грудка» — костер; печка.
7 Нев., Туркин Перевоз 1943-05.
8 См. также: Нев., Голодница 1722-15.
9 «Лёхи» — гряды.
10 См. также: Нев., Туричино 1956-04; Туркин Перевоз
1943-03. Подобным образом «слушали» в д. Домини-ково: «Молодые гадають, под бконья хбдють, [слушают], хозян с хозяйкой говорят: "Сядь да поседй"» (Нев., Доминиково РФ 1683).
11 Текст приговора приводится в записи из д. Туркин Перевоз (Нев., Туркин Перевоз 1943-04); две последние строки приведенного текста см.: Нев., Церковище 1957-05.
12 См. также: Пуст., Быково 2056-09.
13 См. также: Нев., Терпилово 1939-20; Туричино 1956-04; Пуст., Быково 2056-09.
14 См. также: Нев., Церковище 1957-05.
15 «Барканы» — изгородь, забор из толстых досок, кольев, кирпича. // Псковский областной словарь. Т. 1. Л., 1967. С. 120.
16 См. также: Нев., Церковище 1957-05.
17 См. также: Нев., Червоеды 1944-27.
18 Пуст., Шалахово 2138-07.
19 См. также: Нев., Молокоедово 1941-20.
20 См. также: Пуст., Шалахово 2138-04.
21 «Балёйка» — вероятно, лодка.
22 «Острбг» — шест, на который навешивают сено.
23 Нев., Руцелёво 1942-09.
24 Нев., Руцелёво 1942-09.
25 «Кишка» — начиненная тертой картошкой, крупой и свиной кровью, запеченная в печи баранья кишка.
26 Нев., Косёнково 1939-01; Молокоедово 1941-20.
27 В различных текстах поэтический образ Коляды олицетворяет одновременно и время обхода, и участников обрядового действия, и вознаграждение, которое следует после пения, либо приносит сама Коляда.
28 Нев., Червоеды 1944-30; Пуст., Шалахово 2138-10.
29 Нев., Замошье 1943-14; Туркин Перевоз 1943-07.
30 Нев., Косёнково 1939-01; Туркин Перевоз 1943-03.
31 Вероятно, в традиции уже более позднего времени к женскому собранию иногда присоединялись и мужчины.
32 Такие круги называли «ледянками» (Нев., Молокоедово 1941-20).
33 Нев., Туркин Перевоз 1943-13.
34 Такое наименование, вероятно, связано с днем почитания святого мученика Власия Кесарийского.
35 Нев., Пахлово 1765-15, 1787-06.
36 «Сумёты» — сугробы.
37 Нев., Доминиково РФ 1683.
38 О приготовлении «сырницы» рассказывали так: «творог оттискаешь да маслом зальёшь» (Нев., Боброво 1819-05).
39 Нев., Кресты РФ 1983.
40 Нев., Туричино 1971-58.
41 Нев., Косёнково РФ 1690.
42 Из комментариев по поводу песни «Как у нашего купца была дочка хороша»: «нада бь’ша в Пасты толька играть» (Пуст., Уструги 2054-15).
43 «Ходил Боже» — «пос[т]ная», [пели] «перед Ласкай, в пост».
44 Нев., Погорелово РФ 1684.
45 См. также: Нев., Доминиково 1939-32.
46 «Кокбра» — пресная лепешка.
47 Нев., Терпилово РФ 1684.
48 См. также: Нев., Церковище 1957-09.
49 См. также: Нев., Борисково 1942-19; Нев., Чернецово 1960-49, 50.
50 Нев., Голыни 1941-16; Косёнково 1939-01.
51 Пуст., Шалахово 2138-04.
52 Нев., Косёнково 1939-01.
53 «Миханбс», «мехонос» — волочебник, носящий мех (мешок) для сбора подарков.
54 В д. Кресты указывали на то, что до 15 мая н. ст. («до Бориса») «запахивали» (Нев., Кресты РФ 1683).
55 См. также: Нев., Церковище 1957-11.
56 См. также: Нев., Церковище 1957-11. " Нев., Голыни 1941-17.
58 В д. Ермошино называли «подмывали хвосты коровам» (Нев., Ермошино РФ 1683).
59 «Мужщйнский» праздник (Нев., Жулёво 157-42). 6° Нев., Руцелёво 1942-11.
61 О Троице, Радонице как поминальных днях информация содержится в следующих записях — Нев., Боброво 1819-05; Церковище 1957-12.
62 Нев., Козыри 1943-36.
63 «Мазница» — «ступица»; баклажка для дёгтя.
64 «Колонйца» — ведро соснового дёгтя, жидкой смолы.
65 См. также: Нев., Голыни 1941-06.
66 Замечали: если распустится — это к хорошему, завянет — к плохому.
67 Нев., Голыни 1941-07.
68 См. также: Нев., Погребище 1975-38.
69 Былички о колдунах и колдовстве на Иванов день, записанные в дд. Горка 2140-41, Рыжее Сиденье 1799-15 и др. см. Раздел 10 «Жанры народной прозы. Заговоры».
70 См. также: Нев., Туркин Перевоз 1943-11.
71 Нев., Церковище 1957-16.
72 Там же.
73 См. также: Нев., Червоеды 1944-46.
74 Возможно, определения «играть толоку» и «играть песни» находятся в одном смысловом ряду.
75 См. также: Нев., Пахлово 1787-06.
76 См. также: Нев., Высоцкие РФ 1684.
77 См. также: Нев., Голыни 1941-15.
78 Нев., Усово 1951-39; Церковище 1957-16.
79 Нев., Голыни 1941-10.
80 Нев., Туркин Перевоз 1943-13.
81 См. также: Нев., Боброво 1819-06.
82 Нев., Терпилово 1939-04.
83 См. также: Нев., Голыни 1941-15; Пахлово 1787-06.
84 «Кому памагали, тада угащають. А как сваю паласу жали, а тут — калхбзиую, так ничево не было» (Пуст., Торчилово 2096-03).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32