Похоронно поминальная обрядность
Традиционно толочное ОБЛИВАНИЕ ВОДОЙ, также имеющее ритуальный смысл. Обливали всех и каждого (мужчины — женщин, парни — девушек, дети — друг друга), а прежде всего — хозяина й хозяйку толоки. Мужчины, работавшие на поле, обливали женщин, чтобы «хлеб урожайный был», «штоб хазяин жил богато» (Пуст., Торчилово 2096-07). «На талаках абливалися, купали у ваду, вадйли в озеро мальчуганы девчат и абливали» (Пуст., Пе-траши 2143-08). «Мы навоз разбиваем, вот у такие у бальшйе толоки… Там, может, штук шесь девушек, мы навоз разбивали, а парни нам кыпали. И вот тада идём дамой — нас и грязью абальють и куды вот утбпчуть у лужу ^ какую-нибудь. Шутки эта» (Нев., Голодница 1721-11).77
Обливания считались обязательными и не вызывали обид: «…вас чатьгри мужукй капають. <…> Ну, вы же абязатильна нас [женщин] вадбй далжнй аблйть. А может мы падхитрёмся, да вас аблиём, штоб были мбкрыи. Вот тада уже жёншины эти пают песни на поли, там, где навбз разбивают» (Нев., Терпилово 1939-02). Шутки на толоках также не вызывали обид, даже если при этом проливали приготовленную еду: «…бывала, разлиют то, што при-гатбвлена и паёсть. И за ёта и не сердились. Што абычна пасредй лета сваришь <…> бывала, наварят, как у нас называетца, полевка — хлебная такая еда. И всё павыльют, бывала, аблиют. А тады, бывала, ямки такие вьгрытые с вадбй. И в эту вбду па-кидают девчат парни. <…> И в хату с вядрбм, и в хате абальють» (Нев., Усово 1939-14). Шли в ход все виды водоемов, в том числе и ключи: «Толоки -после Петра, а особенно — до Петра, обливалися, на ключ знесуть» (Нев., Голыни РФ 1683).
Все обрядовые действия на толоках сопровождались исполнением песен. «Толбшные» песни со-
провождали процесс работы, пелись по дороге домой и во время отдыха: «Вяснбй навоз возят. Эта талбшная называлась. <…> Разбиваешь вот таким вилкам навоз, и песни гудят. И дамбй идуть, пають, и там разбивають, пають. Стануть, дажидають, па-куль навбз привязуть, и играють. Красиво — во всих боках — сильно харашб было!» (Нев., Борисково 1974-01). «Навоз мужукй вбзють, а дёушки, вот такие сабравши у хызяина… И яны песни пают на поли» (Нев., Лазовики 1786-12).
В ряде случаев строгое разделение между иван-скими, петровскими и толочными песнями отсутствует: «Эта талбтные и иванские, эта адинакавый матйв тоже у нас» (Нев., Пахлово 1765-22). Нередко эти песни отождествляются народными исполнителями: «На Иванав день и у талаку пають, эта назы-ваютца — Пятрбуки, дак тут зааднб иваньскии песни пають у Пятрбуки. Эта вот Пятрбв пост и талб-ки, бувала, вбзют навоз… Эта да Петра усё эты песни пают» (Нев., Волчьи Горы 1768-14). Встречается наименование песен, связанных с толоками, «ку-палки»: «Талака сабирали там, люди были все и навоз вазйли… На лашадях. И вот сабирались и рибя-ты вси, и взрослый, и песни пели. Вот ёты — купал-ки. На талаках. Это тбльки в талаку — купалкай на-зывають…» (Нев., Погорелово 1981-13).
Толочные песни пели на поле, по дороге домой, во время обеда: «[Пели] у поле. Навоз уже разбиваешь, и там пают» (Нев., Погорелово 1981-13). Можно выделить ряд песен, приуроченных исполнителями к данным работам: «Пойдём, девки, в жито» -«талошная»;78 «Моё поле кругло» (Нев., Высоцкие 1950-13), «Ой, да как за речкой, за рекой да стоят люди толокой» (Нев., Маслюки 1950-45; Голодни-ца 1721-07), «Травка-муравка, жёлтый цвет» (Нев., Видусово 1958-30), «Ходил-гулял Ванютка вдоль по чистому полечку», «Посеяли девки лён» — «в талаку вот пели» (Нев., Голодница 1721-11), «Сидели бабы на горы» (Нев., Борисково 1942-13).
Наряду с толочными песнями в весенне-летний период календаря исполняются и лирические песни, которые также сопровождают цикл полевых работ. Их пели, когда ходили в рожь после Вознесения, когда навоз развозили, картошку сажали.
В Невельском районе закрепилась летняя приуроченность лирических песен. «Летние» песни звучали при возвращении с поля домой: «Отдал меня татка замуж далеко», «Не шум шумит, не зелёная дубровка», «Соловей мой, соловей, голосистый молодой» и др. Исполнители так говорят об этом: «Идём з работы летам, играем» (Нев., Городище РФ 1648). «Эта вот летам, бывала, бабы мы мала-дые, дак идём з работы, паем эту песню». «Мы ббльше пели на палях. Вот переход дальний, три километра идёшь туда и аттуда. И туда с песнями и аттуда» (Нев., Усово 1939-14).
ЖАТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ
Обычаи, поверья, приметы, связанные с жатвой, в южной зоне Псковщины некогда имели широкое распространение. Довольно полно и разнообразно сохранились здесь и музыкально-поэтические обрядовые формы. Развитая традиция исполнения обрядовых жнивных79 («жнейских», пожинныхi0) песен обнаруживает общность с традициями пограничных районов Смоленской области и Белоруссии.
По воспоминаниям исполнителей, важное значение имели обычаи, связанные с ЗАЖИНОМ — началом жатвы: «Начинают жать с Ильи. Илья — вта-рбва августа. Вот и пяётца в песни, што Илья пра-рбк — зажйнщичик, он начинаит жать. <…> С Ильи, как сазриваит рожь, сярьпбм жнём…» (Пуст., Фомино 2052-08). Шли зажинать, захватив с собой закуску: «…вот зажинаемся, несём на пбле трбшку водки, <…> закуску; сядем, выпьем трбху, закусим» (Нев., Боброво 1819-06).
Зафиксированы красочные рассказы исполнителей, описывающие процесс жатвы: «"Дёвки, вставайте, жать нада идти, раса уже спала!" И, бывала, жнём целый день сярьпам. И за сезбн ржи тблька па чатыре гектара сжинали. Эта нада абмё-рить рукой! Вот и сярьпбм…» (Нев., Червоеды 1944-44). Записаны разнообразные обычаи, связанные с началом работ: «Мать говорила: надо раньше идти на поле, чтоб не ты говорила, а тебе говорили "пусть Бог помогает"» (Нев., Семёновка РФ 1693).
Особое значение имела также «ПЕРВАЯ ПЯСТКА» — несколько колосков, которые сжинали первыми; зерна из первой пястки добавляли в посев озимой ржи: «Зажин дёлають, за паяс тбркають яг6. Дамой принясуть, за икону палбжуть… Я сягбдни зажалася, атрёзала, перекрутила, <…> и я палажйла яго и жну. Иду дамбй и за икону паставлю… Оно стайт там, пока пажнём всё. Типёрь называетца Спасов день — девятнадцатое августа. <…> Мы его ["зажин"] далжнй абмалатйть, у" севалочку в ёту всыпать, с катбрай вы пбйдите па пблю сёить. <…> Эта уже азймый хлеб называитца» (Нев., Терпило-во 1939-04).
Первая пястка наделялась целебной силой, избавляла от боли в спине. «Первую пясть — режешь от себя серпом три раза, потом делаешь вязку и -вокруг себя» (Нев., Рукавец РФ 1685). «Первый сдё-лаишь связку и кругом себя апаяшишь, с этай же ржи, кругом себя апаяшишь, штобы спина ни балё-ла» (Пуст., Фомино 2052-08).81
В Пустошкинском и частично в Невельском районах первую пястку называли «БОГОВОЙ БОРОДОЙ»: «Так три раза резнёшь да принясёшь, да в бажнйцу и паставишь, и стайть эта салбмка год. Уже зярёшечки атсь’шлятца, и стайт салбмка год -Ббгава барада» (Пуст., Торчилово 2096-03). По све-
дениям из Пустошкинского и Невельского районов, обмолоченную «бороду» использовали для будущего сева. В д. Терпилово первую пястку обжинали, перекручивали, клали за спину, «чтобы спина не болела», придя домой, клали за икону и оставляли до Спасова дня. На Спаса «посвящали», «обжинали», затем это зерно использовали при посеве озимых. В д. Голодница Невельского района «Бо-гову бороду» приносили домой и клали за икону, «а патбм как начинают сеять, так эту бараду" абмалб-тят и сёють» (Нев., Голодница 1722-03). Сходным образом поступали и в Пустошкинском районе. «Вазьму^гь, свярну^гь, закру^поть и дамбй приносили. Это — "Ббгава барада". Патбм, када засевали рожь, эту бараду малатйли, рожь пасвящали» (Пуст., Гультяи 2096-30).
На более широкой территории «Боговой бородой» (реже «Деду на бороду»82) называли несжатую пясточку колосков, которую оставляли на ниве по окончании жатвы, пригибали к земле, завязывали одной или несколькими разноцветными ленточками. По свидетельству исполнителей, так делали для того, чтобы в следующем году «рожь была чиста, колосиста» (Нев., Рукавец РФ 1685). «Када канчаем жать — там аставляим Богу бараду" на поли… Там, мбже быть, каласов дисятак. Звяжим… Лёнтачкам каким-нибудь навяжим, вазьмём с дбма красненьких, синеньких и звяжим ленточки и кйним эту бараду’ — так она там и астаётца» (Нев., Голодница 1722-03).83 «Ббраду аставляли. <…> Эта не дажи-иали. Ну, вот жнём, жнём, так какой-нибудь угалб-чек маленький аставят. Эта , гаварйт, Богу на ба-раду\.. Девки, не хадйте…» (Нев., Видусово 1958-31). Совершение обрядового действия обеспечивало благополучие хозяина: «Последний пучок оставляли на поле, перевязывали ленточкой, чтобы у хозяина была хорошая борода» (Нев., Терпилово РФ 1684).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32