Похоронно поминальная обрядность
и пустили в сйния морюшка. И я ж бы ни гарявала такбя бальшбя горюшка, И ни шаталась прамёж чужих людюшик»
(Нев., Нарично 1961-46).
Важное место в традиционной культуре Псковской земли занимают художественные формы, связанные с культом предков. К ним относятся голошения «на ветер», «на кукушку», «на солнце», исполнявшиеся женщинами в поле, в лесу и обращенные к душам умерших родственников. Приуроченность этих голошений к весенне-летнему периоду обусловлена аграрной обрядностью.
Кукушка в народном сознании связана с миром мертвых, является вестником этого мира: «буду знать, что это радйтели прилятёли» (Нев., Погреби-ще 1975-36а). Частое ее появление может стать предзнаменованием скорой смерти: «Кукушка па-вадилась летать в огород, всё куковала. Говорили: "Или тибя скукует, или миня". И точно — прошло месяца три, и умерла маладая женщина» (Нев., По-гребище 1975-36а). Прилет кукушки становился поводом для обращения к умершим родителям с жалобой, с просьбой о помощи; «А кукушка, бывало, прилятйт к нам, сядит на берёзину и — "Ку-ку, ку-ку". Сабираешь разнае, што попадётца, голасам толька тянишь — и всё» (там же).
Голошение кукушке:
«Сизая кукушечка,
слятай на тую старбнушку, Где мой рбдный батюшка
или радйтелька-матынька, И принеси мне частую граматку
от радитилей ат майх, Ат рбннай матаньки, ат радйтеля-батюшки. И я буду дажидать и паглядать, толька прилятай
на ширбкаю на маю улицу. И принеси мне ат их какое-нибудь
частую граматку»
(Нев., Погребите 1975-36а).
Исполнители из Д. Нарично поясняли: «Если га-лосить, кукушка долго будет кукавать, <…> любить кукушка [как голосят]» (Нев., Нарично 1961-
60). Исполнительница из д. Носиково, напротив, считает, что кукушка «не любит», когда голосят. Голошение кукушке:
«Аи, май детки любимый, Аи, асталися вы мне гбрькии сиротушки, Аи, патеряли вы дух да ранёшенько сваегб радйтиля.
Аи, пайд^-тка я в шйрый барбчек, Аи, сабяру уж я дробных серых пташечек. A J мянё ж нётути раднёньки-прирбдушки, A J мянё ж нётути родных,
аи, сястрйцки-ластушки. A J мянё ж есть берёзка, белая падруженька. Аи, пайду-тка я к ётай бирёзаньки, Аи, прилитят жи ка мне дробные пташечки, Аи, прилитят жи ка мне сйзаи сало вьюшки, Аи, прилитят жи ка мне и сёраи кукушечки. А я ж (й)им расскажу
пра свае бальшое гбрюшка. А я прикланяюся к бёлай бирёзаньки, А я ж хватаюся свайм белым рученькам. А как устрётит меня гбрюшка бальшоя, А я ж иду в шйрый лесбчик, Аи, к ётай бёлай берёзаньки»
(Нев., Носиково 1983-04).
Комментарии к исполнению приведенного голошения в Троицу свидетельствуют о древних представлениях, устанавливающих связь между миром живых и мертвых: «И галашу, и кукушка прилетать… И кукует кукушка. Так и загалбсишь у лясу, так кукушка и лятйть сзаду и прям сядить на адну сасну, на другою… Чё-то она ня любит этат голас, што галосишь» (там же).
К таким же архаичным формам можно отнести голошения, включающие обращения к природным стихиям — солнцу, ветру. «Я, бывала, в полях, кагда <…> работаю. Всё равно я, бывала, сейчас же найду и галашёние… А бывала: "Ву-у, ветры, ву-у!". Бьютца, рвуть, я и загалашу:
И што вы бьётесь, буйные ветярбчки? И вы бушуйте тёмные лясбчки. И вы волнуйте сйиеи мбрюшки. И што вы ие развейте печальный май думушки, И вы не рассёити печаль маю, дасадушку па чйстаму пблюшку?»
(Нев., Нарично 1961-59).
Голошение, обращенное к теплому солнышку, приурочено к троицкой обрядности: «…вот теплое солнышко котитца, идёт туда:
Мае тёплая сблнушка, ня кбтисся ль ты
в тую старбиушку, Где сударынька мая матынька,
радйтель мой батюшка? И перядай им ат менё низёхинький приветик. И принеси мне частую граматку
ат майх радйтилев — батюшки, ат матаньки. И буду дажидать тебе, тёплая сблнушка. И перядай ты им…»
(Пуст., Иванищево 2055-24).
ИВАН КУПАЛА
Иванская обрядность является наиболее развернутой в ряду других праздников весенне-летнего периода в данной традиции. Среди обязательных ритуальных моментов — сбор участников праздничного гулянья; само гулянье (на которое ходили за несколько километров). Каждый из выделенных этапов включает специально приуроченные к нему песни.
Экспедиционные записи содержат рассказы о кострах в лесу, на ржаном поле;62 зажженных колесах («катках») в Иванов день. «Эта ж мы играли Ку-палку. Эта ж на Ивана жгуть» (Нев., Мыленки 1939-10). «Идём гулять. Як вечер, а тады груды палють… Раскладають груду, <…> дроу насякуть у лесе, а мы сидим кругбм и песни играем» (Нев., Стайки 1941-04). Объяснения исполнителей о необходимости возжигания огней, обязательности песен, звучащих в этот момент, связаны с представлениями о русалках, «купальских» ведьмах: «Каб русалки не ходили, не топтали там ба… Зажигали калясб или там салбмы куль на поле, где рожь запахана — ведьму ганяли купальскую. Тады ж ведьмы были… Карб-вам урядили, малакб карбвы не дывали» (Нев., Рыжее Сиденье 1798-37).
КОСТРЫ жгли на высоких местах, у озера. «Кастёр парни расклыдають, бывала, у нас бзира нидалёко, к бзеру мы ходим, туды сабираемся -дивчаты, парни с гармбшкай, там и пляшуть кола вбзира» (Нев., Молокоедово 1941-20). Для костров воровали веники, кули негодной соломы, брали «мазницу» — дёготь,63 «колонйцы»64 — смоляное ведро. «И тада идут на fapy, и звалась Купальня, и жгут. И в гармбнь играють и танцують» (Нев., Го-лодница 1722-04). Зажженную солому или мазницу поднимали как можно выше. «Гара там такая, кол высокий-высокий, и на кол каток, куль салбмы при-вяжуть и запалють. Тады круг ом кала ётага танцуем и песни играем» (Нев., Доминиково1939-26).65 Среди упоминаний об особенностях пляски — «прыгаем, подскакиваем и припевки припеваем» (Нев., Доминиково РФ 1683).
Центральным символом обряда традиционно являлось горящее колесо, которое поднимали высоко на жердь или на макушку сосны или ели, чтобы было далеко видно. «То, бывала, найдуть старая пакатб [колесо], зажгуть ягб на палки. Калясб. Штоб анб висбка гарёла. Вот ёта пакатб старае вазьмуть и павёшають ягб там, накладуть какой-нибудь смалы или што, штоб анб гарёла пылка, и видна былаб далеко» (Нев., Молокоедово 1981-07). Сгоревшее колесо заменяли новым: «И йнб гарйть — дылякб видна, ёта сгарёло кылясб, другое наде-ют» (Нев., Голодница 1722-04).
Рядом с иванским огнем молодежь устраивала гулянье: «Макушку зрёжуть на ёлки. Тады ж нясуть
ат тилёги калясб. Тада туды смалы накладуть парни ужо и зажгуть, <…> вся маладёжь сабираетца. Жгуть эты кастры и танцують там усю ночь — эта перед Иванам бывала. Эты песни пають» (Нев., Маслюки 1939-10). Действие сопровождалось КАТАНИЕМ НА КАЧЕЛЯХ, пением иванских песен, игрой на инструментах (гармонь и др.), пляской.
Разнообразны обрядовые формы ОЗОРСТВА МОЛОДЕЖИ в купальскую ночь — воровство, шалости в деревне.
Женщины и девушки накануне Ивана Купалы вечером ходили в лес СОБИРАТЬ ЦВЕТЫ, плели ВЕНКИ и пели иванские песни: «Нявёсты и женщины маладыи хадйли, у цвяты хадйли. Вот завтра Иван, а мы вечером у цвяты пайдём. Тады па лугу ходим, цвяты рвём и песни паем. И женщины маладыи, и девушки, и уси. Так и пели усягда вечером. Вечаркбм прибярёмси и пашлй. <…> Навяжешь цвятбв разных-разных, па всим лугам нарьвём уся-ких разных цвятбв. <…> Такйй сплятём вянбк там з рамашек, на галаву надёним и ходим цвяты рвём. Это усё такёй был день вясёлый» (Нев., Осётки 1774-04). Среди сюжетов иванских песен наиболее распространенные следующие: «Иванская ночка, купецкая,дочка» (Нев., Голодница 1722-04), «Сегодня Купала, завтра Иван» (Нев., Стайки 1941-02), «Пойдём, девки, в жито» (Нев., Усово 1951-39), «За городом девка пшёнку жнёт» (Нев., Руцелево 1942-08).
Широко распространены ГАДАНИЯ накануне Иванова дня. В первую очередь загадывали на иванские травы. Чаще всего использовали богатки, трипутник. «Иван такёй Цвятнэй летам бываеть празник… Завтра б Иван, а сягодни вёчаром зага-дывають, на этат трипутник. <…> Раз он ли дарбги, люди ж ходят ли дарбги. <…> Пад Галаву палб-жишь, пад падушку, вытянешь трипутник, или там и атарвёшь листйнку, <…> вот и загадываешь, што:
Трипутник, трипутник,
Ли дарбги живёшь, многа людей видишь.
Укажи-ка мне маево суженага»
(Нев., Усово 1939-19).
Для гадания нужно было вырвать траву с корнем: «А для загадок, то с корешком» (Нев., Рыжаки РФ 1684). Сорванную траву затыкали в стену или потолок, наутро смотрели — расцветёт или нет. «Бывало, девки бёгають па пракбсу, сабирают "загадки". Торкнут в галавах и загадывають» а (Нев., Маслюки 1939-10). «В Иванов день, када травы сабирают, есть такая трава — быгатки. Их торкали в щёльки, штоб они держались, и смотрят — если быгатка расцвела, то жив будеть. А если не расцвела быгатка — помереть должен» (Пуст., Ша-лахово 2138-08).
Распространено было также и гадание на венках, которые плели как из одинаковых цветов, так
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32