Похоронно поминальная обрядность
Посев отдельных культур могли приурочивать к определенным дням. Некоторые из них отмечены особым вниманием и иногда имеют свои наименования, связанные с местоположением в календаре, с приметами или связанными с ними работами. К примеру, четвертая среда между Пасхой и Троицей получила название «переплавной» за свое центральное положение (местный вариант названия праздника Преполовения Пятидесятницы): «С Паски до Троицы сем недель, и вот ёта надо папалам паделйть, штоб палавйна мы атжилй, палавйна ещё астаётца. Вот ёта называетца ПЕРЕПЛАВНАЯ СЕРЕДА» (Нев., Терпилово 1939-04). «Батька мой сёял fapdx в переплавную середуХ а на следующий день боронил (там же). «ЖИВОЙ СЕРЕДОЙ» называлась среда после Троицы: «…садили разные дерева, <…> што мы пасадили, то далжнб прижйтца» (там же).
Многие приметы были связаны и с наблюдениями за поведением насекомых: «<…> а вот такбй турок есть, вот насякбмая такое, турок называетца. Вот, бывала, папа гаворйть, када турок затурчйть, самый сев авса. А ячмень сёють и fapox, бывала, за-
лёдник называетца, этат рана сёють, што как тбль-ка снег далбй, так и сёють ячмень и fapox» (Нев., Туркин Перевоз 1943-08). «Такие у нас чёрные — вот па этим жукам примечали, бувала, анй больше в навозе эти жуки блестящие, <…> типа как навозник… Вот у ево пад лапкам када — там у ево такие вбши есть. <…> Если пад пирёдним многа вшей — значит ранний сеу будет, харбший уражай, а если пад задним — ёта примичйли — то поздний будет сев, харбший» (там же 1943-10).
ЕГОРЬЕВДЕНЬ
В Невельском районе в канун Егория женщины «ПОДМЫВАЛИ КОРОВ» — устраивали гулянье на всю ночь: «Пйряд Ягбрьем сабираютца уси бабы. Мужукй дома. А бабы сабираютца, усю ночь пьють и гуляють, и пляшуть. Это "карбв падмывают" называетца. <…> Гарёлачкай "падмывают". Пьють гарёлачку. Да пляшуть, да танцУють, да пра Ягбрия играють» (Нев., Усово 1970-12).55
Повсеместно распространен обычай ПЕРВОГО ВЫГОНА СКОТА в поле — «штобы все разом» (Нев., Голодница 1722-05). «Карбв в поле выганя-ють… В поле выганяють, анй [женщины] там гарёл-ку пьют, карбв пасует и песни играють» (там же). Хозяева трижды ОБХОДЯТ СКОТ «по солнцу», держа икону, зажженную свечу, решето с яичками, зерном ржи, «чтоб не бадались, хорошо ходили» (Нев., Ермошино РФ 1683). Обход скота мог совершаться и дома: «И дома мбжна абайтй, вот сваришь пару яичек, ну потом [возьмешь] икону, и вот ва хлёве так всю скатйну абхбдишь, примерна так. Три раза вакруг» (Нев., Туркин Перевоз 1943-09).
Зафиксированы специальные приговоры при обходе: «Обхожу кругбм в хлёве и гавбришь: "Свя-тэй Егдрий, упаси маю скатйнку". И Христа вспа-минаешь. Свечечку зажгём, в чашечку зярёшек, туда парочку яичек палбжишь. Абхбдишь три раза…» (Нев., М. Сомино 1965-19). Потом на поле обходят по ходу движения солнца и все стадо: «Если стада выганить, патом там какие старый мушшйны, такбй дядбк, какой пастарше, тбже икону принисуть, яички, и он у поли карбв абхбдит абратна… Три раза абайдёт. <…> По сбнцу, против сбнца ня ходят, вада ж то не тячёт против сбнца…» (Нев., Туркин Перевоз 1943-09).
Пастухам красили яички ольхой, березником: «так, штоб жёлтые были» (Нев., Голодница 1722-05).56 На поле бросали яичко и примечали: если не разобьется, корова будет цела (Нев., Ермошино РФ 1683). После обхода пастухи трапезничали на поле. «Выпускають карбв первый раз, абайду^гь кругбм. Бывало, в ришатё палбжим сала, круп, яичек. Пастухи тады на поли кашу варим с сйлом, яички жарим да ядйм, пастухи» (Нев., Червоеды 1944-46).
Вербой, освященной в церкви в Вербное воскресенье, гнали в поле. Освященную вербу затем втыкали в рожь; если верба не была освящена, ее несли в муравейник: «Каждый на сваю нйуку ставит, а ёту каторую в пбле прыгыняют — нипасвяшчённая [верба], ёта нясут на муравейник» (Нев., Голодница 1722-05).
В ряде случаев упоминают о пении егорьевских песен в канун Егорьева дня, когда "подмывали коров". Более частые свидетельства о пении песен в этот день на поле во время пастьбы, либо во время угощения -«СКЛАДЧИНЫ», «СКЛАЩЙНЫ»." «Ягбрий бываит шастога мая, в поле выганяют, та-ды там бабы гарёлку пьють, каровак пасуть и песню эту играють [«Святой Егорий, где был-пробу-вая? Христос воскрес, Сын Божий!»]. Первый раз выганяют ящё тольки, в снегу. Там и пьём, ядём, тадь’1 песню играем "Святэй Ягорий"» (Нев., Рыжее Сиденье 1799-14). По сведениям из д. Усово, егорьевскую песню пели и в канун Егорьева дня, когда «подмывали коров»,58 и на поле: «Каров выганяим, на поле выходим. Кто яички, кто што несёть. Приходить адйн з ружьём. И з иконай жёншчина. И стадо абходим, у"сё абходим. И эта жёншчина пиёт песни, а ён стриляит, штоб валки не падыйшлй к скоту. <…> Пра Ягория ана пела. Ну не адна яна йдеть, там талпа йдеть женшчин. <…> Ана ж адна не мбжит идти да песню петь. Усй жёншчины, как выганяим карбу» (Нев., Усово 1970-12). Для угощения готовили сырники из творога, толокно.
ДЕНЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Ритуальные действия, направленные на плодородие скота, в Пустошкинском районе сохранились в обряде приготовления так называемой «БОРИСОВОЙ КАШИ». Вместе с пастухами в обрядовом действе принимали участие и дети. Вечером, накануне дня, связанного с почитанием Бориса и Глеба, пастухи по дворам собирали крупу, сало для приготовления на следующий день каши. Специально звали детей есть эту кашу: «Вёчиром ходят [пастухи] к каждому хазяину, хто даст сала, кто крупы, кто ча-во; а назаутре варют на пбле "Барйсову кашу", и тагда сабирают всех рибят: "Хадйти кашу исть". Все са свайм ложкам, са свайм чашкам ид^т на пбле. [Приговаривали]: "Штоб наши тилятки были гладки!" <…> Рибятйшки кашу съёуши, ложки кверху брасают и кричат» (Пуст., Козодои 2098-05).
«МИКОЛА ВЕСЕННИЙ»
Среди немногочисленных «мужских» праздников59 — день святого Николая — «Микола весенний», который отмечается в данном случае в связи с функцией этого святого как покровителя лошадей:
«На Миколу мужшйны коней в поле атправляють да яны уже сабираютца, да песни играють, да и за-бьютца… [Сабираютца] в хате какёй-нибудь. А нет — дак на пбле коло коней. Все мужшйны как адйн. Гармонь возьмут, пляшут, в гармонь играют. На поле кала лашадёй» (Нев., Усово 1970-12). Гулянье на Николу называли также — «подмывали коней, чтобы быстро бегали». Жарили глазунью (Нев., Погорелово РФ 1684).
ТРОИЦА
В четверг перед Троицей ходили березки рубить — «СЕКУТ БЕРЁЗКУ» — приносили их домой. В Троицкую субботу березу устанавливали перед домом: «Бывала, наставим бярёзок, насекём, наставим. <…> И у комнату насили маленькие сучкй, а ёту бальшую паставишь на улице» (Нев., Церкови-ще 1957-12).«о
В Троицу плели березовые венки и надевали их на рога коровам (Нев., Кресты РФ 1683).
Совершались и традиционные обряды ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ на кладбище. Поминали кутьей (рисовая, с песком или медом, с изюмом), блинами. На могиле расстилают салфетку, на ней едят (Нев., Терпилово РФ 1684).
Традиционны голошения на кладбище. О поминании в Троицу в послевоенные годы исполнительница из д. Петраши рассказывала: «А на Троицу сабираютца на кладбище, у кавб што есть несут, и выпивают… Сильно после войны плакали… Вот так как жаром обливаеть тебя всю чисто, все, бывало, как начнуть галаейть… То радйтелям жалютца, матерям жалютца, што "утерял вдалУю галбвушку, мйлово детёночка". Всяко галбеят. Попы пают, а женщины галбеют, и такой шум на кладбишах!» (Пуст., Петраши 2142-41).61
Голошения являлись формой выражения горя, обиды на свое сиротство. В д. Иванищево перед могилой молились, затем ложились на нее и голосили. «[На Троицу] на кладбишше <…> придёшь на сваю могилу, перекрёстиссе. Пака ты мблишьсе, тебе забрала абйда, пакатйлись слёзы. Ну и вот высказываешь, што в тебе набалёвши, какое горе есть <…> па батьке другое, па матке другое. Ну, вот лажйсся на магйлку:
И перейми менё, родный батюшка,
горькаю сиротушку, Рас(ы)п(ы)расй в менё, радйтиль-батюшка,
пра всё вялйкая горюшка. Б(а)росили горькаю сиротушку, нещасную. Не к каму пришануть буйнаю галбвушку,
гбрькаю сиратйнушку»
(Пуст., Иванищево 2055-25).
Голошение в Троицу по родителям:
«И вы узыймйтесь, буйные ветярочки. И вы успахнйте ета жёлтые пясбчки.
И вы ураздайтесь, грабавые дасбчки. И вы уздымйти буйные f албвонь[ки],
май радйтили. И вы на мня прихватйти
а свайм белам рученькам. И вы расспрасйти, как я таперь шатаюсь
прамеж чужих людюшик. Ня стала мянё греть тапёрича твая сблнушка, Тока на [мянё] д^ють буйные ветярбчки,
с усйх четырёх старбнушик. Какая я бённая, какая я горькая. Как быдта я ачанулася ат дыму гбрькава, Как быдта я атчапйлася ат камня бёлава, Што нет в мянё радйтилий,
ни кармйлеца татаньки,
ни роднай маманьки. Ах, лучше б вы зарадйли вы мянё
белам камешкам
Отказ агентству недвижимости форсаж отказ возврат форсаж.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32