Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

Более всего в традиции Невельского района со­хранились сюжеты духовных стихов о нечестной девке, породившей девять сынов — «Ходил Боже по всём свету»,43 а также — «Мария и трое жидовьёв» («Как ишла Мария стёжкой-дорожкой»). Зафикси­рованы также своеобразные местные варианты об­щерусских поэтических текстов. Это сюжеты «Его-рий и змей» (с за чином «Собиралися цари-короли»), «Два брата Лазаря» (варианты зачинов — «Як на вольном свете», «А как было два братетки, оба Ла-зарьки»). Напев стиха «Ходила Мария рано поутру» в д. Кресты комментировали как «скучный голос» (Нев., Кресты РФ 1683). Среди напевов духовных стихов выделяются стиховые напевы эпического ха­рактера (напевы №№ 1, 2), а также напевы, в целом связанные со стилистикой обрядовых песен, распро­страненных в данном регионе (напевы №№ 8, 9).
?*• «Сороки»
Накануне праздничного дня пекли «сорокуЧн-ки», «сорокашки»,44 запекали в одну из них монет­ку: «…балаббнчики какие там или пя^ёнье. И в эту штучку лбжишь капёйку <…>. Кто найдеть эту ка-пёйку, вот щастлйвый б^дит» (Нев., Туркин Пере­воз 1943-07).45
В «Сброки» ребята бросали щепки на крышу и примечали — сколько забросят, столько летом най­дут птиц.
<? Благовещение
Обязательным ритуалом на Благовещение явля­лось приготовление специального благовещенского хлеба, с которым крестьяне связывали надежды на будущий урожай. Этот хлеб был обязательным ат­рибутом первого дня сева. «На Благавёшченье всег­да пяклй хлеб благавёшченский. А испякут такую маленькую балабушечку из хлеба. И яё берягуть, пакамест сёять паёдуть на поля. <…> [Хозяин] лб-жить вот ёту балабашечку на стол и салёнку сбли, памалйлись Ббгу, и паёхали засивать на пбле… Па­том её уже едять, <…> но всё равнб, с благавёыгёен-ским хлебам вси[г]да засивают» (Нев., Туркин Пе­ревоз 1943-07). На Благовещение полагалось выез­жать в поле, даже если погодные условия не позво­ляли начать пахоту (Нев., Терпилово РФ 1684).
В Пустошкинском районе к Благовещению пек­ли особые «КОКбРЫ»,46 которые перед началом пахоты давали лошади: «Бывало, когда выезжають
пахать, и даёт лошади какору — это называлось "ка-кбра благовёшченская". Давали лошади, сблькой пасыплють, она съест, и патом начинают пахать…» (Пуст., Козодои 2097-24).
<? Вербное воскресенье
Накануне Вербного воскресенья ломали пучки вербы, в воскресенье их носили «посвящать» в цер­ковь. Вернувшись домой, освященную вербу стави­ли за икону.
ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Пасха занимала особое место в крестьянской традиции, ее ждали с огромным нетерпением: «Пас­ха — святый празник». Накануне Пасхи, «у Великую субботу», в церкви совершался обряд освящения -«посвящали булки, яички, мясо» (Нев., Кулиги РФ 1683).
В день Пасхи священник совершал службу по домам — «поп едет служить, икону [ставили] на кут. Хозяева одаривали яйцами, пирогами, холстом» (Нев., Конново РФ 1683).
Широко бытовал обычай ОБХОДА ДВОРОВ с пением песен. Он сохранялся вплоть до 1940-х го­дов («после войны уже бросили ходить»). Зафикси­рованы отдельные сведения о пасхальном обходе, совершавшемся и в наши дни: «Вот на Пасху хрис-тославили у нас, хадйли. Пад акбшко. Я сама хадй-ла. А припевають по-разному яны, по-всякии. И ха­дйли петь. <…> Многа сбёремся и пашлй пеять. Дак ня то, щто мы хатёли, штоб нам бы дали што, а просто такёй был абычай…» (Нев., Борисково 1942-19). «У нас и сейчас хбдят. Сейчас маладёжь сабира-етца и пайдут. И парни другой раз, и девушки. И пашлй» (Нев., Видусово 1958-35).
В первый день пасхальной недели собиралась «партия» — мужчины и женщины. Обходили свою деревню, а затем и ближайшие. В старину ходила молодежь или группа мужчин: «На Пасху парни с гармошками ходят партиями» (Нев., Ермошино РФ 1683). Вспоминают мужские «артели» — воло-чебников, которые сопровождали пение волочеб-ных песен игрой на скрипке, цимбалах; в более по­зднее время — на гармони, балалайке (допускалось и одновременное звучание нескольких инструмен­тов). Говорили, что волочебники приходили «с му­зыкой»:47 «Сбёруща мужчины, может, кто желаит, и жёншчины, гармонь беруть или там какую бала­лайку ящё и пашлй. Падхбдють к вакбшку ноччу и пають: "Идём-брядём, Христос, Сын Боже вас-крёс". Патом: "Христос васкрёс! Христос васкрёс!" Тадь’1 им вынбсють яички, приглашают их за стол, ставють бутылку» (Нев., Чернецово 1960-49, 50).48 «Христославили. <…> Был гармонист, а скрипка была у отца. Аны спёивалися. Пеяли пад вакнбм.
Собирались человек десять и з музыкой, а то пят­надцать. И по всем дярёвням… Пару яиц надо да и пирог. А хошь — на бутылку дай, дак аны не ата-прутца» (Нев., Прудины 1966-26). Исполнение во-лочебных песен с инструментальным сопровожде­нием согласуется с традициями, распространенны­ми на территории Смоленской области и в Бело­руссии.
Зафиксированы упоминания о том, что христо-славщики приходят ночью: «В пасхальную ночь <…> падходят пад акно и пають "Идут-бредут…". "Во! — гывырять, — христаславить пришли"» (Нев., Голодница 1722-08).«
Среди участников обхода упоминаются и бед­няки, собирающие подаяние. Особо отмечают учас­тие пожилых людей, знающих песни. Единичны упоминания о том, что волочебники рядятся (Нев., Терпилово РФ 1684).
В традиции Невельского и Пустошкинского районов встречаются различные наименования пе­сен, связанных с пасхальным обходом дворов: «христбвские», «волочёбные». Исполнителей песен называли «волочёбниками»,50 «волынщичками»,51 «христославщиками». В д. Заболотно Пустошкин­ского района зафиксировано следующее наимено­вание обхода — «ЛАЛЫМ ПЕТЬ»: «Идуль валь’ш-шчики. Так и называли, было: "Аи, пайдёмте ла-ль’ш петь!"» (Пуст., Заболотно 2104-11). Во время обхода «волочебники» пели: «Идем-бредём, волын-щички», «Волочилися волочебнички, Христос вос­крес, Сыне Боже», «Пришли-встали, Христос, Сыне Божий воскрес!», «Ходила-гуляла различная кра­ля». К числу реже встречающихся сюжетов отно­сится сюжет: «Рано-рано солнце играло, шуги-луги зелены!» (пава летала; стрелец хочет убить орла).
Основной песенный сюжет, сопровождавший пасхальный обход дворов, включает перечисление годовых праздников и работ, соответствующих им по времени. В тексте песен содержатся и пожела­ния благополучия хозяевам, и просьба подарить, и угрозы несчастий для тех, кто этого обычая не ис­полнит:
«Хазйин здарбв, давай нам даров! Не дашь даров — паёст волк каров, Не дашь яёц — паёст волк авёц!»
(Нев., Рыжаки 1968-30).
Если в доме живет девушка на выданье, воло­чебники припевают ей жениха: «А вот, если в менё дбчка, яны и припевають: вот, хазяйка, атдавай дочку замуж, Христос, Сыне Божий васкрёс, за ха-рошега, Христбс…» (Нев., Руцелёво 1942-10).
Хозяева одаривали волочебников яичками, пи­рогами, сыром, маслом: «Яички давали, хто бутыл­ку вьшесеть выпить. Деревню прайдёть и яички дё-лять у меня на краю, кто пел. И под гармонь пают» (Пуст., Торчилово 2095-21).52 «А у нас адин такёй
хадил спициально сабирал яёчки. <…> Миханбс53 такёй» (Нев., Руцелёво 1942-11).
Среди традиционных пасхальных игр — КАТА­НИЕ ЯИЦ. «Сабёрутца <…> так, бывала, яички ка-тають на лубку\ на битка бьютца… Што тваё креп­кое, моё разбита, я табё атдаю» (Нев., Червоеды 1944-30).
На первых проталинах начинались игры детей, молодежи. Среди игр: «Бояра», «Гори, гори ясно»: «Вот таит, чуть-чуть праталины — и басякбм па парам становимся: паринь с дёукой. И тада адйн впирёд ста-йть и кричйть: «’Т арю, гарю ясна, штббы ни пагасла, задняя пара — шиш, напярёд!" — и пабигать: туды адйн, туды [другой]. А мне нада лавйть катбрага-та, катбрага паймаишь» (Нев., Туричино 1956-03).
ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ ВЕСЕННЕГО ПЕРИОДА
В апреле ТКАЛИ КРОСНА, полотно. Полотно клали на «пожню», на скошенное поле (Нев., Пого-релово РФ 1684). Начиная с апреля, мая («от Пасхи, пока дороги не разлились»), начинали «белить» -отбеливать вытканное полотно.
С началом ПОСЕВНЫХ РАБОТ были связаны различные приметы, указывающие сроки начала се­ва: «Картошку пахали, <…> када чарёмуха цветить и яблани цвят^т… А ячмень вот бальшинствб сё-ють, у нас вот в праздники хбдють — Ягбрья, вот это Ягбрьевский ячмень. Эта шастбга мая бу[д]ит праз[д]ник. Барйсавский ячмень, Барйс — эта при­мерна пятнадцатага мая. И Никольский — это вот самый поздний Никольский, двадцать втарбга мая Никола б^дит» (Нев., Туркин Перевоз 1943-08).54

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Воды
  • Интересное