Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

Необходимо отметить и некоторые частные особенности местного говора, в т. ч. связанные с влиянием белорусского языка. Характерным для многих псковских, в т. ч. и невельских, говоров яв­ляется твердое произнесение «ч» (в данном издании обозначаемое специальным значком ч): «пбснича-ли», «Благавёшченье», «палачка», «чилавёк».
Изредка в речи некоторых исполнителей встре­чается произнесение «ы» на месте «а» (т. е. случаи диссимилятивного «аканья»): «брысали», «свыяк», «пыкрал», «ныварють», «ныжарють», «Гбспыди», «не дывали»; озвончение предлогов или приставок под влиянием последующего сонорного согласного
(р, л, н, м): «эрёжуть», «з ног»; архаические формы причастий: «была привратйвши», «забраутши».
Лексический состав местного говора чрезвы­чайно богат и разнообразен. Можно перечислить наиболее яркие из диалектных слов: «пеять» — петь; «эахутали» — закрывали; «заводайцы», «песняхбры» — заводилы, певцы; «сховался» — спрятался; «пака-то» — колесо; «пахала» — подметала.
Невельские традиции во всем разнообразии му­зыкально-поэтических форм фольклора хранят древнейшие свидетельства народной культуры, корни которой связаны с ранним периодом расселе­ния славян.
1   Нев., Косёнково 1939-01; Молокоедово 1941-20.
2   Нев., Голыни 1941-10.
3   Нев., Туркин Перевоз 1943-13.
4   Наименование «надкосник» сохранилось в поэтичес­ких текстах свадебных песен (напр.: Нев., Ятмище 1955-01).
5   Единичное свидетельство.
6   Лирические песни Невельской традиции в записях
Санкт-Петербургской Академии культуры рассматри­ваются в статье: Мизгир А. А. Лирические песни Не­вельской традиции // Песенная лирика устной тради­ции. СПб, 1994. С. 124-148.
7   «Балавые» — возможно, от слова — «бал».
8   Песня «А в гарбде — елушечка», не вошедшая в сюжет­ный указатель, именуется исполнителями «гостиная» и поется за столом (Нев., Туричино 1956-26).
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ
В традициях Невельского района широко пред­ставлены обычаи практически всех этапов кален­дарного цикла — святочного, масленичного, пас­хального, летнего (иванские, толочные и жнивные обряды). В Пустошкинском районе календарная традиция зафиксирована фрагментарно, что, воз­можно, связано как с переходным характером рас­пространения календарных обрядов на данной*гер-ритории, так и с сохранностью самой традиции.
СВЯТКИ
Этот период календаря именуется «святые вече­ра»,1 «свят вечер».2
КОЛЯДОЙ повсеместно называют канун ос­новных праздничных дней святочного периода -Рояздества, Нового года, Крещения.
Три кануна — Рождественская, Новогодняя и Крещенская Коляда — выделялись своей ритуаль­ной значимостью. Все действия, совершаемые в эти дни, были направлены на обеспечение будущего урожая.
«Богатой», «толстой» колядой именовали день накануне Нового года (Нев., Погорелово 1982-02),3 «бедной», «постной»4 — накануне Крещения: «На Новый год — эта багатая, самая багатая Каляда, а на Крящёнье — самая бедная» (Нев., Доминиково 1939-32).
В канун Рождества и Нового года могли ря­диться, в канун Крещения — постничали, освящали воду. «В Рождественскую Коляду в рвана одева­лись, бороду приделывали, в Новогоднюю Коляду одинаково делают, в Крещенскую Коляду посвяща­ли воду, день постный» (Нев., Черняи РФ 1692).5 Постничали и в Рождественскую Коляду.
Все три Коляды были связаны с девичьими га­даниями: «Три Колёды гадают» (Нев., Рыжаки РФ 1684).
В эти дни в домах ЗАСТИЛАЛИ ПОЛ СОЛО­МОЙ, ужинали на сене. «Вот раньше была Коляда Ражствбва — эта стёлють аржаную салому. Тады против Нбвова года — эта уже багатая — стёлють се­на. Тады Крещёньская Калида (эта уже паслёдняя) — яравую» (Нев., Терпилово 1939-02). На соломе де­ти играли, кувыркались. «Мы сами стлали салому. На Ражества аржаную, в Новый год — авсяную, на
Хрящёнье — ячную. <…> На Ражества, бывало, куль папка принесёть и расстёлеть. Сноп такёй бальшёй, салбма у кулях. Яровскйи. Бывала, грудка6 тбпит-ца, тбльки гляди, штоб ребята не запалйлися. Ка-чаютца по этай салбме, пблзають, баловаютца. Это на Ражества» (Нев., Доминиково 1939-32).
В Крещенскую Коляду варили КУТЬЮ — пше­ничную кашу с медом. «Раньше делали кутью с пшанйцы, бальшинствб. Ну, аржаную-та ня делают кутью… А с пшанйцы. Зярнб нямблатае, памбють, патом его поварють, попарють его в пёчи, прамб-ешь яго кипятбчкам халбдным, <„.> штоб ана рас­сыпчатая была. <…> Даже с мёдом дають. Мёду на-лбжуть, штоб сладкая была\ мядбвая кутья. Ни мас­ла, ня сблють даже яё. Кутью не сблять, ана несолё­ная, пресная» (Нев., Туркин Перевоз 1943-07). Вече­ром выходили с ней на крыльцо либо ставили на ок­но и ЗВАЛИ «МОРОЗА». Кутью оставляли на всю ночь. «Куття такбй варили — ржанбй. Хошь — пша-нйшный. Пшанйшный ббльши. Наварют с пшанй­цы, пяскбм пасыплють, ядуть и Марбза манют… На вакбшко, на падакбнник… Паманють и пась’шлють. У хати манють» (Нев., Нарично 1962-12).
В д. Туркин Перевоз в Розедество «КЛИКАЛИ КОЛЯДУ»,7 ЗАЗЫВАЛИ «МОРОЗА»:
«Марбз, Марбз! Хадй кутыЬ есть! Летам ни хадй, пад калбдай ляжн! Вей дуб и папарать и нячистую траву! Хадй, Марбз Гудбвич! Твыя пара пришла!
Вот Зта я помню — бабушка так мая звала Деда Марбза… Сидять за стадом, ужинають, и вот Зта та-кйи уже нада слава гаварйть… У Каляду, бывала, бабушка аднб акбшка аткрывйить, адну ствбрачку и лбжить вот на этат падакбнник <.„> с улицы <…> кутье…» (Нев., Туркин Перевоз 1943-06, 07).
Другой вариант записан в д. Косёнково. «Хозя­ин сидит за стадом и стучйть в акнб:
Марбз, Марбз, Хадй кутью есть! Летам не бывай, Поле кажухбм накрывай»
(Нев., Косёнково 1939-01).»
В д. Высоцкие кутью сыпали на забор, пригова­ривали: «Мороз, щас приходи, зимой, а летом и вес­ной не приходи!» Так говорили, чтобы Мороз не за­морозил «лёхи»9 (Нев., Высоцкие РФ 1684).
В материалах экспедиций содержатся сведения о гаданиях, о традиционных молодежных вечёрках, об обычае ряженья, об обрядовых формах озорства молодежи. Широко распространены святочные об­ходы дворов.
Святочные ГАДАНИЯ на данной территории зафиксированы в самых разнообразных формах.
В первую очередь это девичьи гадания, связан­ные со «слушанием». Источниками такой слуховой информации, предвещающей будущее, были: разго­вор, услышанный под окнами, лай собаки, скрип жериовов, имя первого встречного на дороге.
Девушки загадывали как в деревне, так и за ее пределами, на перекрестке дорог. Описания таких гаданий довольно многочисленны. «Слушать» под окнами ходили следующим образом: «Падходим, вот примерна, зтай всей свйтай, што в ётам доме бу-дуть гаварйть, там семья ёта, то Зта для менё будет всю жизнь. <…> А дальше идём к другому дому, там уже другая гавбрит: "Ну, здесь што будут гава­рйть — эта уже мне пускай будить"» (Нев., Голыни 1941-15). «Там вейка прислушивались пад окны -кто што гавбрит тамо-ка. Кагда гаварят, што "си­ди!" — то будишь сидеть, а кагда скажут "иди!" — то это уж замуж выйдешь» (Нев., Козыри 1943-33).10
Когда снег «пололи», слушали, в какой стороне собака лает — в ту сторону замуж выйдешь: «[Снег] палим у падалё. <…> Вазьмёшь у падол снегу и по-лишь, кричишь:
Палю, палю белый снег, Надаёл мне батькин хлеб. Завбй, завбй, собачка, На свёкравам двару.»
И случай тады, хто там где лаить, у какой стб-ране… Дяучбнак так многа полють. Тольки яны не вси разом, а паадиночке, што неизвёсна, каму за­брешет сабака» (Нев., Церковище 1957-05).12
Гадания-«слушания» с овсяным блином на го­лове встречаются в обрядовых действиях Крещен­ского сочельника: «Мама ня кушает, пака звязда, патом затопляет пёчку и пякёт блины авсяные. Щас же ж белые всё, а раньше авсяные, тоненькие пякёт, и постнае кушают. А сястра у миня бьша старшая: "Мама, дай мне блин". На галаву паложит Зтат блин, идёт слухаить, где сабаки лають. Тала ана бу[д]ить у тем баку замужем» (Нев., Голодница 1722-15).13
Выслушивали имя жениха, когда мололи на жернове иглу: «Иголку малоли. Жёрна такие были. Тада так будут звать — Максим, <…> Иван. А там -какёй там Максим? — Ну, у меня будет Иван…» (Нев., Голодница 1722-15).
Выспрашивали имя у первого встречного — уз­навали имя будущего жениха: «…Идёть па деревне, встречает дядьку: "Дядь, как тебе завуть?"» (Нев., Туричино 1956-04). Девушки либо парни ходили
под окнами и спрашивали: «Чем мою судьбу зо­вут?» Из дома слышали ответ: «Максим» или дру­гое имя (Нев., Высоцкие РФ 1684).
Самостоятельный вид гаданий связан с опреде­лением «парности» или «непарности» различных предметов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Кукольный театр Пскова приглашает на спектакль «Мы победим»
  • Интересное