Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

Праздничная, застольная часть невельской свадьбы, а также момент встречи сватов, жениха, проводы невесты в дом жениха связаны с краткими четырехстрочными текстами (в них «укоряют», ру­гают свата, жениха, «нахваливают» невесту), испол­няющимися с вариантами напева № 15. Их звучание сопровождается обязательным приплясыванием, хлопками в ладоши: «Приплясывают и в ладбши приплёскивают вот так; приплёскивают, када па-ют» (Нев., Логунове). С этим типом напева испол­няются также и тексты, непосредственно не принад­лежащие свадебному обряду. На застолье звучат и другие плясовые песни с напевом «Камаринской». Эти песни в целом отвечают атмосфере гулянья, за­столья и помимо свадьбы исполняются и в других праздничных обстоятельствах.
Экспедиционные материалы содержат записи обрядовых приговоров, диалогов свадебных чинов, которые являются неотъемлемыми составляющими свадебного действа невельской традиции.
Прнчетная традиция в экспедиционных запи­сях представлена свадебными сольными и хоровы­ми причитаниями, в которых выражается действен­ный план обряда (обряды прощания с деревней, «чесание головы» и «наделение», отправление к венцу, «повязывание» молодой). Причитания в сва­дебном обряде в большей степени, чем другие виды этого жанра, представляют некогда развитую тра-
дицию плачевой культуры Невельской зоны. В ма­териалах экспедиций записи похоронно-поминаль-ных причитаний немногочисленны и практически отсутствуют какие-либо сведения о похоронной об­рядности (именно с этим обстоятельством связано наполнение раздела 6 «Содержание поэтических текстов свадебных, похоронно-поминальных и рек­рутских причитаний», совмещающего все виды это­го жанра). Вместе с тем, экспедиционные материа­лы содержат яркие образцы текстов причитаний из д. Иванищево Пустошкинского района, д. Нарично Невельского района, исполняющихся на Троицу.
Важное значение в причетной традиции Не­вельского и Пустошкинского районов занимают причитания, в поэтических текстах которых содер­жатся обращения к кукушке, к различным силам природы. Сюда относятся причитания, обращен­ные к солнцу, ветру, душам умерших родственни­ков. Такие причитания исполнялись в весенне-лет­ний период на кладбище, в поле, в лесу.
О значимости жанра причитаний в невельских традициях свидетельствуют также редкие в экспе­диционных материалах образцы текстов причита­ний, обращенных к сыну, ушедшему в армию, от­правленному на целину (Нев., Иванищево). С не­когда широким бытованием голошений связаны пародийные рассказы, описывающие обстоятельст­ва неканонического воспроизведения этой музы­кально-поэтической формы. Они входят составной частью в бытовые рассказы, записанные в д. На­рично Невельского района (см. «Жанры народной прозы. Заговоры»). При этом необрядовые тексты таких голошений имеют устойчивую и показатель­ную для традиции интонационную форму воспро­изведения.
Характерно определение звучания хорового причитания в рассказах народных исполнителей -боярки «пригалашивали», «загалашивали» невесте. Начинала произнесение причетного текста одна из боярок — «завадйлавка» (Пуст., Уструги).
Устойчивой типологической особенностью хо­ровых причитаний является структура трехакцент-ного тринадцатисложного поэтического стиха. Не­спешность, равномерность музыкального движения отвечает закономерностям песенной формы причи­тания. Характерной особенностью напева является также устойчивая цезура, членящая напев условно на два раздела — восьми-десятисложный и пяти­сложный. Ладовая организация напева связана с опорностью тонов в квартовом трихорде (см. «Сва­дебные, похоронные, полевые и рекрутские причи­тания», №№ 7, 8). Территория распространения пе­сенных вариантов этого типа — пограничье Невель­ского (Трехалёвская, Усть-Долысская волости) и Пустошкинского районов (Новая, Шалаховская, Забельская волости).
Разновидностью этого типа является напев № 9, записанный в восточной части Пустошкинского района, в д. Морозове Забельской волости, грани­чащей с Новосокольническим районом. Ему свой-ствена вариантная повторяемость основного попе-вочного звена, отсутствие четкого членения между строфами, что обеспечивает своеобразную непре­рывность музыкального потока.
Типология напевов сольных свадебных, похо­ронных, поминальных и других видов причитаний устойчива и не зависит от содержательной стороны поэтического текста и обстоятельств исполнения. Различия находятся в сфере локальных особеннос­тей, отражают своеобразие индивидуальных испол­нительских приемов (№№ 1-5). Интонационно-ла­довые закономерности напева № 6 находятся в рус­ле структуры песенной формы причитания.
Напевы сольных причитаний при всем много­образии интонационных форм воплощения обнару­живают общие закономерности. Они проявляются в характере произнесения обрядового причетного текста, который основывается на сопоставлении двух позиционно разных способов интонирования: пропевании текста и его речитативном проговари-вании. Пропеваемый и проговариваемый тексты функционируют на разных высотных уровнях, диа­пазон которых может превышать октаву. Началь­ный интонационный возглас имеет различный объем: терцовый или квартовый, он также может быть «удвоен» (два квартовых хода) в музыкальном пространстве. Композиции стиха не свойственна жесткая регламентация слогового объема (мини­мальный и максимальный слоговой состав — от 12 до 22 слогов). В композиции присутствуют черты тирадной организации стиха. Причитания, испол­няющиеся в высоком головном регистре, в наи­большей мере отвечают жанровой специфичности звучания.
Экспедиционные материалы свидетельствуют о некогда широко бытовавшей традиции исполнения духовных стихов. Отдельные образцы этого жанра, записанные в дц. Усово, Борисково, демонстриру­ют хорошую сохранность, высокое исполнитель­ское мастерство, принадлежность к коллективной форме пения. На территории Псковской области духовные стихи записаны также лишь в Себежском районе. Очевидно, южный регион Псковщины при­надлежит к той части культурной зоны бытования этого жанра, которая охватывает также террито­рию Смоленской области. Характерны принятые у народных исполнителей наименования этого жанра — «святые», «поеные», «паклйкные»5 песни (Нев., Туричино).
В экспедиционных записях зафиксирована при­уроченность исполнения духовных стихов к перио­ду Рождественского, Великого поста, кануну Пас-
хи. Сохранились описания совместного пения ду­ховных стихов на супрядках (Нев., Барсуки, Тури-чино). Другие виды работ тоже могли сопровож­даться пением стихов. В момент совместной рабо­ты, в которой наряду со взрослыми участвовали де­ти, происходило освоение и запоминание духовных стихов.
По материалам экспедиций, наиболее распрост­раненными являются духовные стихи с сюжетами «Расставание души с телом» (Лобковская, Новохо-ванская, Трехалёвская волости), «Ходил Боже по всём свету» (Артёмовская, Лобковская, Новохован-ская волости), «Как ишла Мария стёжкой-дорож­кой» (Артёмовская, Лобковская, Новохованская, Трехалёвская, Туричинская волости). Зафиксиро­ваны также своеобразные варианты поэтических текстов, широко бытующих в районах Северо-За­пада. Среди них — сюжеты «Егорий и змей» (с зачи­ном «Собирались цари-короли» — Нев., Бориско-во), «Два брата Лазаря» (с зачином «Як на вольном свете» — Нев., Усово, Барсуки; Пуст., Уструги). В числе классических сюжетов духовных стихов так­же и «Алексей — человек Божий» (записаны упоми­нания). Периферией распространения традиции пе­ния духовных стихов является Пустошкинский рай­он, где произведены лишь единичные записи (д. Ус­труги Забельской волости): духовные стихи — с сю­жетом «Страшный суд» (с зачином «Как затрубят святые ангелы в трубы позолоченные»).
Среди напевов духовных стихов выделяются стиховые, эпического характера, близкие северно­русской традиции (напевы №№ 1, 2), а также напе­вы, отражающие стилистику песенной традиции данного региона (напевы №№ 8, 9). Исполнение ду­ховных стихов, записанных в дд. Усово, Борисково, отличается активной манерой пения, близкой к ха­рактеру обрядовых песен.
Лирические песни в традиции Невельского района составляют обширный пласт, складываю­щийся из различных в историко-стилевом отноше­нии песенных групп.6 На территории Пустошкин-ского района записи песен этого жанра единичны.
В экспедиционных материалах количество за­писей лирических песенг выполненных в Невель­ском районе, значительно уступает записям кален­дарных и свадебных песен. Однако это обстоятель­ство свидетельствует лишь о степени сохранности традиции. Некогда широкое распространение ли­рики подтверждает корпус типовых напевов, свя­занных с группами сюжетов (см. «Образцы напевов и текстов лирических и балладных песен», №№ 1, 7, 11,20,24,25).
Особенностью бытования лирики является ее включенность в календарно-обрядовый стилевой комплекс. На это указывают закономерности музы­кально-поэтического языка, а также сведения об об-
стоятельствах исполнения песен. Лирические песни звучали не только в определенные календарные сро­ки, но и во время гуляний; могли исполняться и в любое время — «кали хошь» (Нев., Барсуки 1963-20).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Воды
  • Интересное