Поиск по сайту

Похоронно поминальная обрядность

В системе народной культуры южных районов Псковщины невельские традиции имеют самостоя­тельное значение. Их своеобразие связано с геогра­фическим местоположением: находясь в окружении Усвятского, Великолукского, Новосокольническо­го, Себежского районов, Невельский, в свою оче­редь, на юге граничит с Витебской областью. Тер­ритория распространения традиций, условно име­нуемых нами как невельские, охватывает собствен­но Невельский район и примыкающую к нему юго-восточную и центральную части Пустошкинского района.
В Невельский район состоялись три экспедици­онных выезда: в 1985 (дважды), а также в 1986 гг. Было обследовано 136 деревень в шести волостях (Артёмовской, Ивановской, Лёховской, Лобков-ской, Ловецкой, Новохованской, Трехалёвской, Ту-ричинской, Усть-Долысской). Общий объем звуко­записей составил 2721 образец.
В Пустошкинском районе экспедиция работала в 1986 г.; в центральной и юго-восточной частях района обследованы 56 деревень в пяти волостях (Гультяевской, Забельской, Новой, Пригородной, Шалаховской). Выполнено около 950 звукозаписей.
Общие закономерности культурных традиций, описываемых в данной части «Обзора», отражают­ся в календарном, свадебном обрядах, других сто­ронах обрядовой, повседневной и праздничной жизни крестьян псковских деревень. Важнейшие свойства данных традиций сосредоточены и в сти­листике фольклорных текстов.
В Невельском районе достаточно полно пред­ставлены все этапы КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДО­ВОГО КРУГА. Материалы экспедиций располага­ют рассказами об обрядовых действиях, записями примет, поверий, поэтическими и музыкально-по­этическими текстами. Зафиксированы песни, со­провождающие зимний и весенний обходы дворов (колядки и волочебные), масленичные, иванские, толочные и жнивные. Наиболее полно в экспеди­ционных записях представлен летний период ка­лендаря.
Необходимо отметить хорошую сохранность календарно-обрядового фольклора, разнообразие поэтических текстов и напевов, мастерство их ис­полнения. В Пустошкинском районе записи кален-
дарных песен немногочисленны, среди них — от­дельные записи колядок, волочебных, жнивных.
В целом система календарной обрядности на всей территории распространения невельских тра­диций имеет ряд устойчивых особенностей. Отдель­ные редкие свидетельства не противоречат, а скорее дополняют общую картину обрядовой жизни, в ко­торой и отражена специфика данной традиции.
1) Святочный период:
—  выделение канунов основных праздничных дней святочного периода, концентрирующих обря­довые действия: Коляды — Рождественская, Ново­годняя, Крещенская;
—  застилание пола соломой, ужин на сене, пост­ная пища в Коляду;
—  приготовление кутьи в Рождественскую или Крещенскую Коляду; «кликание» Коляды, зазыва­ние Мороза;
—  разнообразные формы святочных гаданий, среди которых — гадания-«слушания» с овсяным блином на голове в крещенский сочельник;
—  многозначность,   емкость  образа-понятия Коляды: «Калёды» — колядовщики, обходящие дво­ры;1 Коляда («Каляда»): перевязанный пук соломы (Пуст., Логунове); антропоморфный мифологичес­кий персонаж (дети прятали «чуни» от Коляды); празднично-поздравительная песня;
—  озорство ряженых — «наряжоников»;
—  обходы дворов с пением колядок; в обходах могли принимать участие ряженые;
—  «супрядки» (посиделки) с пением лиричес­ких, хороводных песен, частушек во время пряде­ния. Вечёрки с хороводными, игровыми песнями, плясками, играми. «Брыксы» — совместные женские гулянья.
2) Масленица:
—  разнообразные катания, в том числе катания детей «на долгий лён»;
—  женские гулянья, застолья: в начале масле­ничной недели — «Белый панедёлак», в четверг -«Брыксы», «Овласий» (так же именовали наряжен­ный куль ржаной соломы, который «хоронят» в снегу — Нев., Косёнково), в завершение Маслени­цы — «Вшивый панедёлак» (Нев., Волчьи Горы);
—  неотъемлемая часть масленичной обряднос­ти — масленичные песни, исполняющиеся на высо-
ких местах, сугробах во время гулянья по деревне, либо на улице, стоя в кругу; в доме во время гость-бы. Масленичные песни пелись особым, напря­женным звуком, «кричались». Обрядовый масле­ничный напев в данной традиции представляет со­бой вариант, широко распространенный на Псковщине.
3) Великий пост:
—  в период Великого поста соблюдался запрет на «скоромную» пищу, увеселения, пение песен (ис­ключение составляли некоторые лирические песни, в частности, с сюжетом «Дочка-пташка»). Повсеме­стно было принято исполнение духовных стихов;
—  обрядовые действия на «Сороки» связаны с приготовлением печеных «сорокушек»;
—  обязательным ритуалом на Благовещение яв­лялось приготовление благовещенского хлеба, с ко­торым в начале сева выезжали на поле. В Пустош-кинском районе перед севом лошадям давали бла­говещенскую «какору» (Пуст., Козодои).
4) Пасха — важнейший праздник, в котором цер­ковные традиции сосуществовали с ритуалами ка­лендарного цикла:
—  повсеместно бытовал обычай обхода дворов с пением волочёбных, «христбвских» песен; в д. За-болотно Пустошкинского района зафиксировано наименование этих песен — «лалым петь». Традиция пасхальных обходов поддерживалась вплоть до 1940-х годов; отдельные свидетельства современно­го бытования обходов зафиксированы экспедиция­ми Ленинградской консерватории в 1980-х годах. «Партии» волочебников, «христославщиков», «во-лыищичков» включали как мужчин, так и женщин; мужские «артели» сопровождали пение волочёбных песен игрой на скрипке, цимбалах, в более позднее время — на гармони, балалайке;
—  среди традиционных пасхальных забав — ка­тание яиц; наиболее распространенные молодеж­ные и детские игры: «Бояра», «Гори, гори ясно».
5) Егорьевская обрядность, день святого Бори­са, святого Николы содержат ритуалы, связанные с плодородием скота:
—  в канун Егория в Невельском районе женщи­ны «подмывали коров» — устраивали гулянья, пели егорьевские песни;
—  первый выгон скота в поле, обходы стада как в поле, так и дома (зафиксированы специальные приговоры при обходе); пастухов одаривали кра­шеными ольхой яйцами;
—  «складчины» — совместные угощения на поле во время пастьбы; пение егорьевских песен (Нев., Рыжее Сиденье — см. «Образцы напевов и текстов календарно-обрядовых песен», № 9);
—  на святого Бориса готовили «Борисову ка­шу» из круп и сала, собираемых накануне по дво­рам; детям устраивали трапезу на поле;
—  на Николу весеннего («мужской» праздник) -выгон коней в поле, приготовление яичницы, гуля­нье, которое именовалось «подмывать коней».
6) Троицкая обрядность:
—  в четверг перед Троицей рубили березки, в субботу устанавливали их перед домом; березовые венки надевали на рога коровам;
—  поминовение умерших на кладбище; помина­ние кутьей, блинами на могиле;
—  поминальные голошения на кладбище. Еще в послевоенные годы в Троицу сохранялась традиция голошений на кладбище. По свидетельству жителей из д. Петраши Пустошкинского района, на кладби­ще одновременно могли голосить несколько жен­щин. В общее звучание включалось пение священ­ников.
7) Иванские обряды в невельской традиции яв­ляются наиболее развернутыми по сравнению с другими праздниками весенне-летнего периода. Каждый из обрядовых моментов сопровождается приуроченными к ним песнями. Обязательными компонентами ритуала являются:
—  сбор участников праздничного гулянья; само гулянье;
—  приготовление обрядовой еды;
—  костры в лесу, на ржаном поле, зажженные колеса («катки») на жерди, на макушке сосны; гуля­нья у костра;
—  широко распространены гадания накануне Иванова дня — на иванских травах, на венках;
—  особо актуальны рассказы, былички о кла­дах, колдунах, колдуньях, ведьмах, русалках, закли-кухах, «недобрых» и других мифологических персо­нажах; обереги от колдунов — пучки крапивы, «де­дов» (колючее растение), подвешенные в хлеву.
8) Толоки по вывозу навоза на поля:
—  совместные работы для вывоза навоза на поля;
—  распределение обязанностей и наименования выполняющих тот или иной вид работы: «копачи», «разбивалыцицы», «повозники»;
—  ритуальное угощение — каша из ячневых круп, овсяная каша — «гуща» (Нев., Червоеды), сыр­ница и овсяный кисель — «жур» (Нев., Усово); риту­ал «кражи» каши, с которой шли на ржаное поле;
—  обливание водой всех участников толоки, прежде всего — хозяина и хозяйки, чтобы «хлеб уро­жайный был», «штоб хазяин жил багата» (Пуст., Торчилово);
—  все обрядовые действия сопровождались ис­полнением песен. «Толошные» песни пели на поле, по дороге домой и во время отдыха. Наряду с то-лочными исполнялись иванские и петровские пес­ни. В ряде случаев строгое разделение между толоч-ными, иванскими и петровскими песнями отсутст­вует. Нередко они отождествляются народными ис­полнителями.
9) Жатвенные обряды:
—  начало жатвы — зажин, обычаи, связанные с первой пясткой — «Боговой бородой» (в Пустош-кинском и частично в Невельском районах). Зерна из обмолоченной «бороды» освящали в церкви, ис­пользовали для будущего сева;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Загрязнение подземных вод.
  • Кукольный театр Пскова приглашает на спектакль «Мы победим»
  • Интересное