Похоронно поминальная обрядность
В системе народной культуры южных районов Псковщины невельские традиции имеют самостоятельное значение. Их своеобразие связано с географическим местоположением: находясь в окружении Усвятского, Великолукского, Новосокольнического, Себежского районов, Невельский, в свою очередь, на юге граничит с Витебской областью. Территория распространения традиций, условно именуемых нами как невельские, охватывает собственно Невельский район и примыкающую к нему юго-восточную и центральную части Пустошкинского района.
В Невельский район состоялись три экспедиционных выезда: в 1985 (дважды), а также в 1986 гг. Было обследовано 136 деревень в шести волостях (Артёмовской, Ивановской, Лёховской, Лобков-ской, Ловецкой, Новохованской, Трехалёвской, Ту-ричинской, Усть-Долысской). Общий объем звукозаписей составил 2721 образец.
В Пустошкинском районе экспедиция работала в 1986 г.; в центральной и юго-восточной частях района обследованы 56 деревень в пяти волостях (Гультяевской, Забельской, Новой, Пригородной, Шалаховской). Выполнено около 950 звукозаписей.
Общие закономерности культурных традиций, описываемых в данной части «Обзора», отражаются в календарном, свадебном обрядах, других сторонах обрядовой, повседневной и праздничной жизни крестьян псковских деревень. Важнейшие свойства данных традиций сосредоточены и в стилистике фольклорных текстов.
В Невельском районе достаточно полно представлены все этапы КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДОВОГО КРУГА. Материалы экспедиций располагают рассказами об обрядовых действиях, записями примет, поверий, поэтическими и музыкально-поэтическими текстами. Зафиксированы песни, сопровождающие зимний и весенний обходы дворов (колядки и волочебные), масленичные, иванские, толочные и жнивные. Наиболее полно в экспедиционных записях представлен летний период календаря.
Необходимо отметить хорошую сохранность календарно-обрядового фольклора, разнообразие поэтических текстов и напевов, мастерство их исполнения. В Пустошкинском районе записи кален-
дарных песен немногочисленны, среди них — отдельные записи колядок, волочебных, жнивных.
В целом система календарной обрядности на всей территории распространения невельских традиций имеет ряд устойчивых особенностей. Отдельные редкие свидетельства не противоречат, а скорее дополняют общую картину обрядовой жизни, в которой и отражена специфика данной традиции.
1) Святочный период:
— выделение канунов основных праздничных дней святочного периода, концентрирующих обрядовые действия: Коляды — Рождественская, Новогодняя, Крещенская;
— застилание пола соломой, ужин на сене, постная пища в Коляду;
— приготовление кутьи в Рождественскую или Крещенскую Коляду; «кликание» Коляды, зазывание Мороза;
— разнообразные формы святочных гаданий, среди которых — гадания-«слушания» с овсяным блином на голове в крещенский сочельник;
— многозначность, емкость образа-понятия Коляды: «Калёды» — колядовщики, обходящие дворы;1 Коляда («Каляда»): перевязанный пук соломы (Пуст., Логунове); антропоморфный мифологический персонаж (дети прятали «чуни» от Коляды); празднично-поздравительная песня;
— озорство ряженых — «наряжоников»;
— обходы дворов с пением колядок; в обходах могли принимать участие ряженые;
— «супрядки» (посиделки) с пением лирических, хороводных песен, частушек во время прядения. Вечёрки с хороводными, игровыми песнями, плясками, играми. «Брыксы» — совместные женские гулянья.
2) Масленица:
— разнообразные катания, в том числе катания детей «на долгий лён»;
— женские гулянья, застолья: в начале масленичной недели — «Белый панедёлак», в четверг -«Брыксы», «Овласий» (так же именовали наряженный куль ржаной соломы, который «хоронят» в снегу — Нев., Косёнково), в завершение Масленицы — «Вшивый панедёлак» (Нев., Волчьи Горы);
— неотъемлемая часть масленичной обрядности — масленичные песни, исполняющиеся на высо-
ких местах, сугробах во время гулянья по деревне, либо на улице, стоя в кругу; в доме во время гость-бы. Масленичные песни пелись особым, напряженным звуком, «кричались». Обрядовый масленичный напев в данной традиции представляет собой вариант, широко распространенный на Псковщине.
3) Великий пост:
— в период Великого поста соблюдался запрет на «скоромную» пищу, увеселения, пение песен (исключение составляли некоторые лирические песни, в частности, с сюжетом «Дочка-пташка»). Повсеместно было принято исполнение духовных стихов;
— обрядовые действия на «Сороки» связаны с приготовлением печеных «сорокушек»;
— обязательным ритуалом на Благовещение являлось приготовление благовещенского хлеба, с которым в начале сева выезжали на поле. В Пустош-кинском районе перед севом лошадям давали благовещенскую «какору» (Пуст., Козодои).
4) Пасха — важнейший праздник, в котором церковные традиции сосуществовали с ритуалами календарного цикла:
— повсеместно бытовал обычай обхода дворов с пением волочёбных, «христбвских» песен; в д. За-болотно Пустошкинского района зафиксировано наименование этих песен — «лалым петь». Традиция пасхальных обходов поддерживалась вплоть до 1940-х годов; отдельные свидетельства современного бытования обходов зафиксированы экспедициями Ленинградской консерватории в 1980-х годах. «Партии» волочебников, «христославщиков», «во-лыищичков» включали как мужчин, так и женщин; мужские «артели» сопровождали пение волочёбных песен игрой на скрипке, цимбалах, в более позднее время — на гармони, балалайке;
— среди традиционных пасхальных забав — катание яиц; наиболее распространенные молодежные и детские игры: «Бояра», «Гори, гори ясно».
5) Егорьевская обрядность, день святого Бориса, святого Николы содержат ритуалы, связанные с плодородием скота:
— в канун Егория в Невельском районе женщины «подмывали коров» — устраивали гулянья, пели егорьевские песни;
— первый выгон скота в поле, обходы стада как в поле, так и дома (зафиксированы специальные приговоры при обходе); пастухов одаривали крашеными ольхой яйцами;
— «складчины» — совместные угощения на поле во время пастьбы; пение егорьевских песен (Нев., Рыжее Сиденье — см. «Образцы напевов и текстов календарно-обрядовых песен», № 9);
— на святого Бориса готовили «Борисову кашу» из круп и сала, собираемых накануне по дворам; детям устраивали трапезу на поле;
— на Николу весеннего («мужской» праздник) -выгон коней в поле, приготовление яичницы, гулянье, которое именовалось «подмывать коней».
6) Троицкая обрядность:
— в четверг перед Троицей рубили березки, в субботу устанавливали их перед домом; березовые венки надевали на рога коровам;
— поминовение умерших на кладбище; поминание кутьей, блинами на могиле;
— поминальные голошения на кладбище. Еще в послевоенные годы в Троицу сохранялась традиция голошений на кладбище. По свидетельству жителей из д. Петраши Пустошкинского района, на кладбище одновременно могли голосить несколько женщин. В общее звучание включалось пение священников.
7) Иванские обряды в невельской традиции являются наиболее развернутыми по сравнению с другими праздниками весенне-летнего периода. Каждый из обрядовых моментов сопровождается приуроченными к ним песнями. Обязательными компонентами ритуала являются:
— сбор участников праздничного гулянья; само гулянье;
— приготовление обрядовой еды;
— костры в лесу, на ржаном поле, зажженные колеса («катки») на жерди, на макушке сосны; гулянья у костра;
— широко распространены гадания накануне Иванова дня — на иванских травах, на венках;
— особо актуальны рассказы, былички о кладах, колдунах, колдуньях, ведьмах, русалках, закли-кухах, «недобрых» и других мифологических персонажах; обереги от колдунов — пучки крапивы, «дедов» (колючее растение), подвешенные в хлеву.
8) Толоки по вывозу навоза на поля:
— совместные работы для вывоза навоза на поля;
— распределение обязанностей и наименования выполняющих тот или иной вид работы: «копачи», «разбивалыцицы», «повозники»;
— ритуальное угощение — каша из ячневых круп, овсяная каша — «гуща» (Нев., Червоеды), сырница и овсяный кисель — «жур» (Нев., Усово); ритуал «кражи» каши, с которой шли на ржаное поле;
— обливание водой всех участников толоки, прежде всего — хозяина и хозяйки, чтобы «хлеб урожайный был», «штоб хазяин жил багата» (Пуст., Торчилово);
— все обрядовые действия сопровождались исполнением песен. «Толошные» песни пели на поле, по дороге домой и во время отдыха. Наряду с то-лочными исполнялись иванские и петровские песни. В ряде случаев строгое разделение между толоч-ными, иванскими и петровскими песнями отсутствует. Нередко они отождествляются народными исполнителями.
9) Жатвенные обряды:
— начало жатвы — зажин, обычаи, связанные с первой пясткой — «Боговой бородой» (в Пустош-кинском и частично в Невельском районах). Зерна из обмолоченной «бороды» освящали в церкви, использовали для будущего сева;
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32