Поселок Красногородское
Литовцы вместе с наемниками богемскими и немецкими две недели громили пушками сию ничтожную крепость: стены падали, но Салтыков, воины его и граждане не ослабели в бодрой защите; отбили приступ, убили множество людей и воеводу Сокола, отняв у него знамя. Между тем воеводы московские спешили к Опочке: из Великих Лук князь Александр Ростовский, из Вязьмы Василий Шуйский. Впереди были Федор Оболенский-Телепнев и храбрый муж Иван Лятский с детьми боярскими: они близ Константинова стана в трех местах наголову разбили 14 тысяч неприятелей и новую рать, посланную Сигизмундом к Острожскому; пленили воевод, взяли обоз и пушки. Наша главная сила шла прямо на Константина. Он не стал ждать ее, снял осаду, удалился скорыми шагами и не мог спасти стенобитных орудий, которые остались трофеями Салтыкова».
Позднее отряды Острожского штурмовали Велье и Воронич, захватили Красный городок. Освободил его воевода Иван Лятский, переправившись через Сороть и Великую.
В 1559 году под Красным городком вторично появились ливонские рыцари и, как говорится в летописи, «вывоевали волостей немало», то есть разграбили, сожгли; угнали в плен жителей нескольких волостей.
Спустя шесть лет, в 1565 году, Красный городок подвергся нападению литовцев. Они «вывоевали» несколько
волостей и били по Красному городку из пушек. Крас-ногородский воевода Василий Вишняков с помощью московских воевод Ивана Шуйского и Ивана Шереметева нанес литовцам поражение.
Ливонская война (1558—1583 гг.) велась Иваном IV Грозным за овладение берегами Балтийского моря, за морские пути в Западную Европу. Началась она блестящими победами русских войск. В 1559 году были взяты Нарва и Юрьев (Дерпт). В 1561 году под ударами русских войск распался Ливонский орден.
Боясь усиления Русского государства, Польша, Швеция и Дания вступили в войну против России. В Польше произошли большие внутриполитические изменения. Прежняя династическая уния 1385 года оказалась недостаточной. В 1569 году состоялось новое соглашение польских и литовских феодалов, в результате которого было образовано объединенное государство — Речь Пос-политая под эгидой Польши. Это была так называемая Люблинская уния. Под власть польских магнатов перешли украинские и часть белорусских земель, до унии входившие в Литовское княжество, что привело к обострению классовых и национальных противоречий в Речи Посполитой. Люблинская уния обострила и отношения между Польшей и Русским государством. Избранный в 1576 году королем Стефан Баторий в августе 1579 года захватил Полоцк, в сентябре—Великие Луки, в августе 1581 года — Заволочье и через Воронич и Остров со 100-тысячным войском направился к Пскову.
Красногородцы, не желая отдать свой городок на разграбление, сожгли его и со всем движимым имуществом отправились в Псков под защиту его каменных стен.
Героическая оборона Пскова, завершившаяся поражением Батория, имела огромное значение для всей
Русской земли. Но Ливонская война принесла большие бедствия Русскому государству, особенно западным его областям.
Значительно опустошила она Красный городок и окрестности. По данным Писцовой книги 1585—1587 годов, составленной вскоре после нашествия Батория, он выглядел весьма плачевно: «На валу числилось 13 кле-гей, да 211 мест житничных и клетных пустых. Население жило через реку Синюю на посаде, где теперь расположен пригород. Посад соединялся с валом мостом, сначала проезжим, а потом пешеходным на «козявках» (на козлах). На посаде были Большая Псковская улица, Голодная гора, на всполье Перепечинский ручей н Стрелецкая слобода, в которой в 1585—1587 годах жило сто стрельцов под начальством стрелецкого сотника. Всего числилось в Красном городе и на посаде 23 белых двора, не облагаемых государственными платежами, из них 8 церковных и 15 пушкарских, да место наместника пусто, двор осадного головы, да место дворовое, да двор кабацкой. Черных дворов облагаемых государственными платежами тяглых людей было два. Было семь лавок, восемь мест пусты да старые пустоты, два места лавочные, оброчных огородов 29 да три огорода безоброчных, около посада находились оброчные нивы и три оброчных мельницы».
Отмена Юрьева дня в 1569 году окончательно «прикрепила крестьян к земле». У крестьян было отнято последнее право — уйти от своего помещика к другому или в город на заработки. В России было законодательно утверждено крепостное право. Помещики получили неограниченное право распоряжаться судьбой своих крепостных. Усиление крепостнического гнета и небывалый голод во всей стране привели Россию в начале XVII века к политическому кризису.
Тяжелым положением России воспользовались польско-литовские феодалы. Они начали скрытую интервенцию от имени «законного русского царя Дмитрия Иоан-новича»— Лжедмитрия I. Вера в «хорошего царя» стала основной политической идеей крестьян, боровшихся против феодального гнета.
Подъем крестьянского движения привел к падению правительства Бориса Годунова (1605 г.) и к захвату власти Лжедмитрием I. Но он недолго продержался на русском престоле. Польское окружение, договор с Польшей, выданная Марине Мнишек грамота, в которой говорилось: «Нареченной жене нашей Марине мы дарим два государства ?— Новгород великий и Псков со всеми их землями»,-— быстро развенчали авторитет Лжедмитрия I. В мае 1606 года он был свергнут и убит.
К власти пришел боярский царь Василий Шуйский, непопулярный ни в народе, ни в дворянских кругах.
После провала Лжедмитрия I польские паны и Ватикан выдвинули другого самозванца — Лжедмитрия II. Он опирался на обманутых казаков и крестьян и расположился лагерем под Москвой, в селе Тушине, отчего и получил прозвище «Тушинский вор». Казаки и стрельцы разошлись по городам расхваливать «доброго и благодетельного царя Дмитрия Ивановича», уговаривали население присягать ему и добились успеха. Побывали они «и на Себеже, и на Опочке, на Красном, на Острове и Изборске и приведоша всех к крестному целованию та-борскому царю Дмитрию» 1. Лжедмитрий II был убит в декабре 1610 года.
В 1611 году в Ивангороде появился Лжедмитрий III. Многие псковские стрельцы ушли к нему. «Ивангород-ский вор» был- призван в Псков и стал прозываться
«Псковским вором». Но в Пскове он продержался менее полугода. Почувствовав приближение опасности, он бежал, был схвачен и казнен.
В то время шведские феодалы захватили ряд русских городов, среди них и Новгород. Польско-шведская интервенция закончилась только в 1618 году.
Красный городок за все это время пострадал больше других псковских пригородов. В 1607 году он был захвачен и разорен литовским паном Лисовским. В 1611 году тот же Лисовский ураганом пронесся по Псковской земле от Ивангорода до Красного городка, все предавая огню и мечу.
По Деулинскому перемирию 1618 года между Русским государством и Польшей к последней отошли Смоленск, Стародуб, Дорогобуж, Чернигов, Торопец.
В 1634 году «государь помирился с Литвою» и отдал ей 16 городов, в том числе Себеж, Невель и Красный. Возвращены они были России только после упорных войн в 1667 году по Андрусовскому перемирию, окончательно закрепленному в 1686 году договором о «Вечном мире». На этом и закончилась военная история Красного городка.
По переписи 1675—1678 годов в Красном числилось военных чинов 107 и их иждивенцев 108, всего 215 человек. Офицеры получали жалованье и награждались поместьями. Младший командный состав имел огороды и нивы. Вся власть в крепости принадлежала воеводе, который выдавал жалованье, распоряжался поместьями и земельными участками.
Гражданское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, домовладельцев. Мещане в городах земли не имели, а красногородские занимались и земледелием, платили государственные подати, вели свое хозяйство. Некоторые занимались мелкой торговлей. Всего
мещан вместе с иждивенцами по переписи 1685—1688 годов числилось 47.
Был в Красном небольшой мужской монастырь. Он тоже имел землю — «монастырщину».
Все население Красного немногим превышало 300 человек.
До наших дней дошли две челобитные (жалобы): от 12 стрельцов и от капитана-иноземца Николая Суще-ева, которые свидетельствуют о скудной жизни военного населения и произволе воеводы.
В 1669 году 12 красногородских стрельцов подали царю Алексею Михайловичу челобитную следующего содержания: «Царю, Государю, Великому князю Алексею Михайловичу всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержцу бьют челом холопи твои, красногородские солдаты Сенька, Федька Брусь, Кузька, Трофимка со товарищи двенадцать человек на дворянина Ивана Пименовича Неелова». Воевода не выдал им по четверику (пуду) ржи за то время, когда они «ходили по деревням кормитца».
Купить мыло хозяйственное гост.